1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | 1-2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Хорошо, молодцы. Садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Мерген Игоревич. -Загадайте, каким будет наш урок? -Действительно, наш урок будет интересным, веселым и продуктивным. -А при каких условиях наш урок будет успешным? -Наш урок будет успешным только тогда, когда мы будем активно работать, отвечать на вопросы, преодолевать сложные ситуации вместе и помогать друг другу. | Приветствуют учителя. -Интересным, веселым и т.д. -Если мы будем работать, отвечать на вопросы и т.д. | Ф | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других, планируют сотрудничество. Личностные: понимают значение знаний, имеют желание учиться. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий | 5-6 мин | -Наш урок я хочу начать с небольшого стихотворения, послушайте его: Серьезные проблемы будем мы решать — Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: -Как вы думаете «Экология — это важно или нет?» -Может кто-нибудь знает, что такое экология? — Что такое экология? (слайд) | Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Наука которая изучает связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. | Ф | Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Личностные: осознают свои возможности в учении. |
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности | 2-3 мин. | — Мы уже смотрели на мир глазами географа, историка. -Кто догадался, с точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир? -Кто может назвать тему урока? -Тема сегодняшнего урока «Мир глазами эколога» Открыли тетради записали число и тему урока. А как вы думаете, кто такие экологи? Экологи говорят, мир – это взаимодействие живой и неживой природы и человека. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы. А вы знаете, что такое экологические проблемы, почему они возникают на нашей планете и как их можно решить. — Какие цели поставим? Узнать: 1. Что такое экологические проблемы 2. Почему возникают экологические проблемы на нашей планете 3.Как решаются экологические проблемы | Формулируют тему урока. С точки зрения эколога.) Ученые, занимающийся изучающий взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой. Ставят учебные задачи | Ф | Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Регулятивные: умеют высказывать свое предположение Коммуникативные: обмениваются мнениями, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в коллективе, уважают мнение одноклассников |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению | 10-11 мин. | -Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи. -Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. -Но со временем многое поменялось - люди приспособились к жизни. У людей появились дома, поля, заводы. Он решили покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они попросту губят природу. -Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой, зависят от неё. Человек был и останется сыном природы, а не её покорителем. – Может ли человек господствовать над природой? -Правильно. Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. – Поднимите руку, те, кто когда-нибудь болел? – Что вы чувствовали? – А может ли планета заболеть? Что с ней может произойти? – Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого на Земле -Как вы думаете, что такое Экологическая проблема? Сейчас мы обсудим некоторые экологические проблемы, Посмотрите на экран и скажите, как вы думаете, какую экологическую проблему отражает данный рисунок (На экране) 1. Рисунок загрязнение океана. Слайд 2. Рисунок вырубка тропических лесов Слайд 3. Рисунок проблема мусора. Слайд Работа в группах Слайд Я предлагаю следующее задание. Сейчас мы поработаем в группах. Используя текст учебника, проанализируем каждую из этих экологических проблем и составим правило защиты природы от данной экологической проблемы Первая группа будет работать над проблемой загрязнения океана, вторая проблема исчезновения тропических лесов и третья группа проблема мусора Работу будете выполнять по следующему алгоритму: Слайд Прочитайте текст учебника с.42-43 Найдите в нем ответы на вопросы Составьте и запишите правила защиты природы от экологических проблем Представьте результат работы классу. 1 группа (Проблема загрязнения океана) Ответьте на вопросы: 1. В чем причины возникновения проблемы? 2. Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане? 3. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить? 2 группа (Проблема исчезновения тропических лесов) Ответьте на вопросы: 1. Ради чего люди уничтожают тропические леса? 2.Результат уничтожения тропических лесов? 3. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? 3 группа (Проблемы мусора) Ответьте на вопросы: 1. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? 2. Все ли они безопасны с точки зрения экологии? 3. Какой способ лучший? | Слушают учителя. Нет. Ответы детей. Смотрят на экран. Читают с учебника, отвечают на вопросы. Выполняют задания, делают выводы. Каждая подгруппа выполняют свои задания. | Ф Г | Познавательные: осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из иллюстрации, текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, учитывать разные мнения Личностные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
5. Реализация построенного проекта Цель: рассказ учителя с элементами беседы. С демонстрацией презентации | 4-5 мин | -Сейчас я прочитаю вам факты, о мусоре. -Каждую секунду в мире появляется 3,8 кг «экологически безвредного мусора»: объедки, яичная скорлупа, кожура от картофеля и прочее. Он составляет 29 % от среднестатистической мусорной корзины современного человека. Что же касается других составляющих, то 25% - это картон и бумага, 13% - стекло, 11% - пластик, 4% - металл и 18% - другие материалы. - Во всем мире ежегодно более 100 000 млекопитающих, птиц и рыб погибают из-за выброшенных полиэтиленовых пакетов. Животные съедают их или задыхаются. | -Ледоход, половодье. -Движение льдин по течению во время таяния. -Разлив рек из-за таяния снега и льда. -Появление раннецветущих растений, прилет перелётных птиц. -Чистяк весенний, печёночница благородная, хохлатка, ветреница лютичная, медуница. -Полевой жаворонок, скворец, зяблик, трясогузка. | Ф | Познавательные; ставить и формулировать проблемы, устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные: планируют, контролируют Личностные: делать выводы, обсуждать |
6. Первичное закрепление во внешней речи учащихся Цель: усвоение нового способа действий самопроверка | 4-5 мин. | Беседа Проблема мусора. -В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. -А что мы выбрасываем? В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! Таким образом, вокруг городов появляются огромные свалки. -Что происходит с мусором? ( В процессе гниения отходов образуются токсичные, дурно пахнущие и горючие вещества они загрязняют почву, воду, воздух, при сжигании мусора в атмосферу попадает более 250 видов вредных веществ, зола , шлаки ) Чтобы предотвратить эти образования, люди создали специальные урны, где мусор разделяют на несколько видов, чтобы перерабатывать его. Это помогает защищать окружающую среду от загрязнения. -А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое международное сотрудничество Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них — Всемирный фонд дикой природы Эмблемой этой организации является изображение панды — одного из самых редких животных мира. Отделения Всемирного фонда дикой природы действуют во многих странах мира, а его штаб- квартира находится в Швейцарии. Фонд собирает и распределяет денежные средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов. На средства фонда проводятся научные исследования, издаются книги, организуются международные конференции, посвящённые охране природы. Во всём мире известна и другая международная экологическая организация — Гринпис Слайд 13 Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир». Штаб- квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, редких видов растений и животных. Ежегодно человечество отмечает международные экологические дни. Их цель — помочь людям осознать, как важно охранять природу. | Слушают учителя. Мусор. Ответы детей | | Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: контроль. Регулятивные: коррекция |