Урок окружающего мира, 1 класс, УМК «Школа ΧΧΙ века».
Автор: Марченкова Алена Александровна, учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 161».
Тема: Может ли человек жить без природы.
Цель: формировать представление о полной взаимосвязи человека и природы;
рассмотреть значение природы для человека;
учить разумному поведению в природе и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков;
формировать чувство ответственности за окружающий мир природы.
Ход урока.
I Мотивация.
Слайд № 2 «Вселенная».
Учитель читает стихотворение Я. Акима.
- Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно
- Что же это за планета? (Земля)
Слайд № 3 «Природа»
- Оглянитесь вокруг. Сколько удивительного можно увидеть в лесу, в поле, на озере.
- А теперь представьте, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц.
Слайд № 4 «Голый лес»
- Стоишь где-нибудь на лесной опушке и смотришь вокруг. Что же осталось?
Слайд № 5 «Карьер»
- Голая земля: камни, песок, ветер.
- Смогли бы вы жить на такой планете? Почему?
II Целеполагание.
- Тема нашего урока «Может ли человек жить без природы»
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей)
- Да, сегодня мы обсудим вопрос о значении природы в жизни человека, выясним, может ли человек жить без природы, поговорим, зачем и как надо охранять и беречь природу.
III Изучение нового материала.
Слайд № 6 «Природа. Коллаж»
Повторение.
Учитель читает стихотворение
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва.
Звери, птицы и леса.
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг - Природа
- А что же такое природа?
- Какая бывает природа? На какие две группы условно можно разделить природу?
- Приведите примеры живой и неживой природы.
- Выполните задание на карточках. (Приложение № 1)
Проверка: обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения задания на карточках.
Физминутка: «Берёзка»
2. Актуализация знаний.
- А теперь выясним, каково значение природы в жизни человека.
- Почему мы не можем существовать без солнца, воды, воздуха, земли?
Слайд № 7 «Растения – человеку»
- Что дают человеку растения?
- Посмотрите на слайд (обратите внимание на иллюстрацию) и ответьте на вопрос:
- Почему мы не сможем жить без растений?
Слайд № 8. «Животные - человеку»
- Каково значение животных в жизни человека?
- Что общего вы заметили в этих схемах? (И растения, и животные дают нам пищу, одежду, лекарства, красоту, воспитывают в нас ответственность за других).
Обобщение:
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 87. и сделайте вывод: что же дает человеку природа.
Слайд № 9.
- Какую роль в жизни человека играет природа?
3. Охрана природы (экология)
- Мир вокруг нас, Земля – это наш Зелёный дом.
- Почему люди называют природу своим домом?
- О чем должен помнить человек, используя природу?
Слайд № 10. «Беда в лесу»
- Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов?
- К чему это приводит?
Слайд № 11 «Беда от загрязнения воздуха»
- Чем опасно загрязнение воздуха? (Погибают растения – исчезают насекомые, которые являются пищей для птиц – это приводит к уменьшению количества птиц).
- Почему многие животные и растения стали редкими? (Человек бездумно их истребляет).
- Какая опасность им угрожает?
- Кто же виновник загрязнения воздуха, высыхания рек, вымирания животных, исчезновения растений? (Мы сами – люди. Природа – это жизнь. Природа создала нас, продолжает кормить. А мы её портим).
Слайды № 12-13 «Загрязнение природы»
- Деятельность человека приводит к тому, что наш дом – Земля – становится грязным и неприглядным (некрасивым).
Обобщение:
Нельзя не сказать о беде, в которой оказалась природа. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. И природа обиделась на людей. Наводнения, землетрясения и другие катастрофы – всё это вина деятельности людей. К сожалению, люди поняли это не так давно. Даже поняв эту вину, люди продолжают строить заводы, вырубать леса сегодня каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо и обязательно помочь ей как другу, попавшему в беду.
- Что должны делать люди, чтобы сохранить землю чистой, пригодной для жизни другим поколениям? (Если у нас в мире все будут беречь природу, то всё будет хорошо! У нас всё позеленеет и будет свежий и чистый воздух!). (Наше большое богатство – это чистая вода и чистый воздух. Люди зависят от этого. Каждый человек должен охранять окружающую среду, так как это долг людей.).
Обобщение:
Сегодня каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо и обязательно надо помочь ей как другу, попавшему в беду.
Физминутка: «Бабочка»
4. Работа в тетради с. 92
- Чем мы можем помочь природе? (Ответы учащихся)
- Рассмотрите картинки на стр. 92.
- Какие ошибки совершили ребята во время прогулки?
- Раскрасьте только те, где дети поступают правильно.
Слайды № 14-16 «Правила»
- Вы видите схемы – плакаты. Сформулируйте правила поведения в природе, используя картинки слайда.
5. Работа в парах. Изготовление листовок в защиту природы.
(На партах у обучающихся листы с заголовками «Берегите», «Охраняйте», «Защищайте», «Не бросайте»).
- Нарисуйте свои листовки в защиту природы.
- Что у вас получилось? (Изготовленные листовки размещаются на доске. Защита листовок).
- Пофантазируйте, чем отблагодарит нас природа за бережное отношение к ней.
-Прочитайте строки известного писателя М. М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину» (Слайд № 17)
- Как вы их понимаете? (Заботясь о природе, мы становимся настоящими гражданами нашей страны, которые любят свою землю, заботятся о ней, стараются беречь и охранять богатства своей земли).
- Пусть они станут девизом вашей жизни.
IV Итог урока.
- Подведём итог нашей работы.
- Может ли человек прожить без природы?
- Как теперь вы будете относиться к природе?
- Жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно ее беречь, защищать, помогать ей.
Ү Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Понравился ли он вам?
- Всё ли вам было понятно?
- Что открыли для себя нового?
- Хотели бы вы рассказать дома родным, друзьям, почему надо охранять природу?
- А может вы нарисуете рисунок в защиту природы?
- Или кто-то сочинит стихотворение?
ҮΙ Оценивание.
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных кружков.
(Выборочно комментируют самооценку).
- У нас есть над чем работать.
-Вы на славу потрудились сегодня, уяснили, как человек должен жить в мире с природой, учились умению общаться и сотрудничать. Спасибо за урок.