Дата: 17 февраля 2017 г
Учитель Нечаева Л.В.
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок-проект: «Родословная»
Цель: исследовать родословную своей семьи.
Задачи:
Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
Развитие навыков оценочной деятельности.
Развитие коммуникативных навыков и двигательной активности
Ученик научится:
Осуществлять поиск необходимой информации, строить речевое высказывание в устной форме.
Основополагающий вопрос:
Нужно ли знать свою родословную?
Проблемные вопросы:
Методы:
Сбор информации
Опрос родителей
Поиск в сети-Интернет
Результат проекта:
генеалогическое дерево
Ход урока:
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."
Вступительное слово учителя
… «Малая родина» – это не только природа в деревне…, но ещё и
человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и
мечты, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её
солью. Это «родимые» пятна каждого человека…»
Валентин Распутин
Вы замечали сходство в словах «родные», Родственники», «родня»? Все они произошли от слова «род». От него произошло и слово родословная – история семьи в нескольких поколениях.
- Что делает нашу жизнь счастливей? Уважение к старшим, забота друг о друге!
-А где мы получаем столько заботы?
-Конечно в семье. Семья – самое близкое окружение человека. В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
Дома вы провели исследование и узнали:
-Кто были ваши предки, чем они занимались?
-Какие обычаи и традиции есть в вашей семье?
-Что означает твоя фамилия?
II. Рассказы детей о своей родословной
Сегодня мы поговорим о вашей семье, рассмотрим родословное дерево вашей семьи. Узнаем, чем они занимались, как их звали, рассмотрим фотографии из семейного альбома.
Учитель: У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка.
А у них есть я.
Что это?
Дети читают стихотворение.
А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.
А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.
А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись...
(И. Яворовская)
Учитель:
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!
(Л. Гайкевич)
Учитель:
Какой должна быть семья, чтобы в ней было комфортно всем ее членам.
Дети совместно с учителем составляют солнышко.








В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых.
Учитель: Если есть необходимость, один приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в семье тому, у кого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Ребята а какие обязанности по дому есть у вас? Слушаю ответы детей.
Учитель: Ребята, человек рождается на свет, растет. А задумываетесь ли вы: кто я? Откуда мои корни? Слушаю ответы детей.
б) Что такое родословная?
Учитель: Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.
- Вспомните что такое родословная? (Перечень поколений одного рода)
- А что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка).
-А кто такой предок? (Древний родственник по роду).
Молодцы ребята.
- У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу.
Это всё можно узнать из истории вашей семьи.
В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.
Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки - это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
А теперь пришло время немножко отдохнуть.
Физминутка
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Хорошо отдохнули. Сели все на место.
5. Составление дерева
Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются в виде яблочек на дереве.
Учитель:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)
6. Анализ работы над проектом.
Ребята, готовя такие замечательные проекты
Составляя проекты чему вы научились?( научились составлять родословную семьи)
Что нового узнали о семье? ( что у нас есть прабабушка, кем она была)
Кто вам помогал составлять родословную семьи?
Что вам было трудно? ( придумать форму работы)
Молодцы!
Рефлексия.
Учитель: Давайте прочитаем и объясним смысл записанных на доске пословиц.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семейное согласие всего дороже.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
III.Подведение итогов
У нас получилась замечательная выставка. Выполняя эту работу, вы узнали о своих предках. Что же мы должны сделать для сохранения своей семьи, своей родословной? Конечно, помнить традиции семьи, сохранить их и передавать следующему поколению.
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Берегите родословную своей семьи, чтобы следующее поколение знало откуда оно родом.