Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ «Мюрегинская СОШ»
Открытый урок по ОБЖ
в 10 «б» классе на тему:
«Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.».
Учитель ОБЖ: Багомедов М.М.
Дата проведения : 24.02.2018г.
2017-2018 уч. год.
Открытый урок по Теме: Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Цель урока: Познакомить с видами защитных сооружений и их назначением, понятием «убежище», его характеристиками и устройством. Ознакомить с устройством противорадиационных укрытий. Изучить правила поведения в убежище.
Ход урока.
Организационная часть.
Сообщение темы, цели урока.
Повторение и обобщение знаний приобретенных на предыдущем уроке по теме «Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени» методом тестирования:
Тест по теме
«Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени»
1. Укажите, как население может узнать об опасностях, возникших в результате чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
1 балл
2. Назовите государственную структуру, в состав которой входит система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, и ее аббревиатуру.
2 балла
3. Составьте фразу из отдельных частей (фрагментов) (ответ представьте последовательностью букв, например: д, а, ...):
а) ...подводного, радио- и телевещания...;
б) …основным способом оповещения населения…;
в) … использованием сетей...;
г) ...о чрезвычайных ситуациях является речевая информация …
3 балла
4. Как называется сигнал, используемый органами Гражданской обороны чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) для привлечения внимания населения к речевой информации об опасностях, возникших при ЧС мирного и военного времени.
1 балл
5. Поясните, когда и как подается сигнал «Внимание всем!».
2 балла
6. Перечислите ваши действия после того, как вы услышите сигнал «Внимание всем!».
2 балла
7. Выберите среди указанных ниже описаний действий те, которые необходимо выполнить после прослушивания речевой информации о возникшей чрезвычайной ситуации:
а) продолжить делать то, что вы делали до прослушивания информации;
б) пойти с друзьями на прогулку;
в) взять приготовленные заранее вещи первой необходимости, документы, запас продуктов питания и пойти в убежище (если это рекомендовано в речевой информации);
г) выполнить те действия, которые рекомендованы местным органом ГОЧС.
2 балла
Ключ к тесту:
За счет информирования и оповещения через местные радиовещательные каналы, телевидение, подвижные звуковещательные станции ГУВД, посыльных. 1 балл.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, или РСЧС.
2 балла
б, г, в, а. 3 балла
«Внимание всем». 1 балл
Перед передачей речевой информации; при помощи сирен, производственных гудков и другими звуковыми сигнальными средствами. 2 балла
Включить радио или телевизор (местные каналы) и прослушать речевую информацию. 2 балла
в, г. 2 балла
Критерии оценки теста.
№ п/п | Количество баллов | Оценка |
1 | 12-13 | 5 |
2 | 10-11 | 4 |
3 | 8-9 | 3 |
4 | 7 и менее | 2 |
II. Изучение нового материала.
Вступительная беседа:
Учитель: В военное время возникает необходимость защиты и спасения мирного населения от средств массового поражения и, прежде всего, от воздушных нападений противника. Это надо предвидеть, поэтому заранее, еще в мирное время, строятся и оборудуются — коллективные средства защиты.
Записать в тетрадях
Средства коллективной защиты:
Убежища;
Противорадиационные укрытия (ПРУ);
Простейшие укрытия: открытые и перекрытые щели.
Терминологическая работа.
Задание учащимся по учебнику найти определение и краткую характеристику понятий
1 ряд — убежище
2 ряд — противорадиационное укрытие
3 ряд — характеристика открытой и перекрытой щели (от каких поражающих факторов защищает)
Записать в тетрадях определение:
Убежище — защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, биологических средств, высоких температур и вредных дымов.
Противорадиационное укрытие—это сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующего излучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
Открытая щель — уменьшает вероятность поражения ударной волной световым излучением и проникающей радиацией.
Перекрытая щель — полностью защищает от светового излучения, снижает поражение ударной волной, ослабляет воздействие радиации отравляющих веществ и биологических средств поражения.
Учитель: Одной из задач гражданской обороны является
«...предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты» (из ст. 2 Закона РФ «О гражданской обороне»).
Это направление деятельности в системе гражданской обороны — одно из
наиболее трудоемких. Современное убежище — сложное и дорогое сооружение. Рассмотрим боле подробно вопросы устройства и эксплуатации инженерных защитных сооружений гражданской обороны.
Записать в тетрадях:
План убежища:
защитно-герметические двери;
тамбуры шлюзы;
санитарно бытовые отсеки;
помещение для размещения людей;
аварийный выход;
фильтровентиляционная установка;
кладовая для продуктов;
медицинская комната,
План противорадиационного укрытия.
Вход;
Грунтовая засыпка;
Перекрытия из бревен;
Вытяжная труба;
Приточная труба.
Учитель: Эксплуатация и успешное решение задач по укрытию населения от поражающих факторов обычного, ядерного, химического, биологического оружия, ЧС природного и техногенного характера требует знаний и навыков не только от обслуживающего персонала убежища, но и от размещенных в нем граждан.
Самостоятельная работа с учебником.
Задание учащимся прочитать учебник и заполнить таблицу:
Правила поведения в убежище.
III. Закрепление изученного материала.
методом фронтального опроса:
Вопросы учащимся:
Что понимается под коллективными инженерными защитными сооружениями?
Какие типы защитных сооружений вы знаете?
Что такое убежище?
Какие помещения обязательно должны быть в убежище?
Каков режим пребывания укрываемых в убежищах?
Что такое противорадиационное укрытие (ПРУ)? Чем они отличаются от убежищ?
Что такое простейшие укрытия? Как они оборудуются и для чего применяются?
VI. Заключительная часть.
Подведение итогов урока.
Мотивация и выставление оценок.
Домашнее задание: § 8.2. стр. 126-133.