СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ Тема: "Действие с приставкой СО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок имеет цель углубить знания о нравственных качествах человека. Научить чувствовать , сопереживать и сострадать. Содержит дополнительный материал, связанный с   темой урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ Тема: "Действие с приставкой СО"»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЯТИХАТСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









Конспект урока ОРКСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Действия с приставкой СО»



Составила: учитель,

Дмитриева Светлана Леонидовна.









Тема урока: Действия с приставкой «со».

Класс: 4

Цель урока:: Углублять представление учащихся о нрав­ственных качествах человека, формировать представление детей о губительности и преступности равнодушия людей по отношению к ближним, к окружающей действительности; формировать знания о понятиях сострадание, сочувствие, сопереживание, соучастие.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по нравственным признакам,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих..

Формы, методы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, беседа, участие в учебном диалоге, эвристический метод.

Надпись на доске: «Сияя любовью и добром, мы все становимся волшебниками».


Ход урока

  1. Организационный момент ( Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день, ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много интересного, будете дружно работать, рассуждать, учитывать мнение друг друга, делать выводы и делиться своими впечатлениями. Успехов вам и удачи!

2. Актуализация знаний.

- Чтобы определить, о чём мы с вами сегодня будем беседовать, предлагаю вам составить пословицу (работа в малых группах).

«Доброе сердце о чужой беде болит».

– Когда так говорят? (ответы детей)

  1. Самоопределение к деятельности.

Из урока в урок мы постигаем, как много заложено в понятие добрый человек.



- Раскройте, пожалуйста, секрет доброго человека. Какими качествами он должен обладать? Предположим, что это человеческая душа.

- Наполняем ее добрыми качествами. Учащиеся выбирают из предложенных качеств человека, только положительные. (доброта, милосердие, терпение, любовь и .т.д.)

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий,
Не держите в тайне от людей.
Жизнь - она всегда сплошные траты.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.

- Вы поняли, о чём сегодня пойдёт речь?

Ответы детей. ( О добром сердце, о положительных качествах человека, о доброте).

Вы понимаете, как много заложено в этом понятии. Вы убедитесь, что в это понятие люди вкладывают, целую палитру качеств и характеристик человека, поскольку доброта многогранна.

4. Работа по теме урока.

- Хотелось бы выделить ещё одну грань, которую можно выразить словами с приставкой «СО».

- Что означает эта приставка? (означающей «вместе»).

- Назовите нравственные действия, поступки человека по отношению к людям, которые можно было бы определить словами с приставкой «СО».

Ответы детей. (Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие).

- Кто знает, что означают эти слова? Как вы их понимаете?

Ответы детей.

- Найдём значение этих слов в толковом словаре.

Сострадатьстрадать, переживать с другим человеком;

Сочувствие - разделять чувство другого человека;

Сопереживать – это значит постараться понять и разделить чувства другого.

Соболезновать - значит разделять боль человека, кот. , например, потерял близкого ему человека...

Соучаствовать - Участвовать вместе с другими, быть соучастником в чем-нибудь.

- В русском языке слова сопереживать, сочувствовать, сострадать - синонимы.

- Что такое синонимы?

СО - особенная приставка, ее значение - соединять, объединять с чем - то или с кем - то.

И всё это воспринимается человеком, нуждающимся в поддержке и участии, как знак: Мы вместе с тобой чувствуем твою печаль и радость, вместе переживаем, страдаем, ощущаем боль, участвуем в добрых делах.





Это означает, что кто-то всегда рядом и готов своими действиями, и поступками, словами поддержать как в трудную, так и в радостную минуту.

- Давайте вспомним моменты из жизни, из произведений, где выражены такие чувства сострадания, сопереживания, сочувствия?

Скажите, а почему сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, так значимо для человека?

(Потому, что вселяет уверенность в том, что ты не один, не оставлен со своими чувствами и душевным состоянием в одиночестве. Это дает человеку душевную силу, к преодолению трудных моментов в жизни.)

Кто может нуждаться в сочувствии? (старики, инвалиды, больные люди, животные, обычные люди, которым нужна помощь и т.д.) ..Послушайте внимательно стихотворение .и ответьте на вопрос: Какое чувство мешало человеку быть добрым и милосердным в пациенту в палате.

Стихотворение О.Копыловой

Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека
Один у окошка лежал, а другой —
У двери, где не было света

Один постоянно в окошко глядел
Другой лишь на краску дверную
И тот, что у двери узнать захотел
Про жизнь за окошком — иную.

С готовностью первый больной рассказал
Что видно ему из окошка.
Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака
Причудливые как зверушки
Сидят на причале там 2 рыбака
И с внуком гуляет старушка

И так каждый день — то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.



Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая, усердно.

Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.

Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.

«Ах! если б он видел- сказала сестра —
Всю жизнь он слепым оставался…»
«Зачем же тогда?!» — тут больной прошептал.
-«Да он вас утешить старался…
»

( Ответы детей)

  1. Физкультминутка ( «Давайте послушаем тишину»)



  1. Работа по теме урока. ( продолжение)

Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. (работа в парах)

  1. Вы узнали, что рядом живет одинокая старенькая бабушка… Ваши действия?

  2. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками… Ваши действия?

  3. Вы нашли у своего дома маленького котенка… Ваши действия?

  4. Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?

  5. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

  6. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

  7. Вы проходите мимо школы и видите, что мальчики ломают ветки на дереве, затаптывают газон. Ваши действия?

  8. В классе, где вы учитесь есть больная девочка, которой нужна операция. Денег у родителей недостаточно. Ваши действия?

  9. Вы проходите возле дома, видите, из окна идёт дым, и раздаются детские голоса. Ваши действия?


Своими высказываниями, вы доказали, что можете и готовы прийти на помощь, сострадать, сочувствовать, сопереживать. А еще вы совершали добрые поступки, участвуя в акциях «День добрых дел», «Благополучие животных» идругие. - Человек, способный на сопереживание и сострадание, который в нужный момент оказывается рядом, разделяет его беду, его переживания – высоконравственный человек. Он берёт часть переживаний на себя, участвует в той или иной ситуации, и тем самым помогает её пережить.

Это высокая степень доброты.

Как вы думаете, такому человеку в жизни легко или трудно? ( И легко и трудно. Легко, потому, что живёт с чистой совестью, осознавая необходимость своего участия в жизни другого человека, свою полезность ему. А трудно, потому, что он несёт груз чьих-то переживаний и жизненных сложностей.)

Это образ нравственного неравнодушного человека, поступки и действия которого направлены не только на достижение собственного благополучия, но и на благо других.

- Каждый ли человек способен следовать такому образу жизни? (Как видим, не каждый).

Как вы считаете, нужно ли стремиться быть способным на столь высокое понимание доброты и соответствовать этому пониманию?

- Очень хотелось бы, чтобы вы к этому стремились.

- Попытаемся мысленно представить себе путь к осуществлению такого стремления.

-Каким он вам видится?

1. Путь к добру начинается с воспитания в себе умения видеть состояние другого человека и откликнуться на него.

2. Путь начинается с внимания к чувствам другого человека и неравнодушия к людям.









« Нет ничего страшнее равнодушия. Все беды связаны с равнодушием. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. М.Е. Салтыков-Щедрин

Равнодушие-это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему либо.                 

Равнодушие

Мы часто к людям остаемся равнодушны,

Не замечаем их и их проблем,

В общении становимся бездушны,

Да и общаться не хотим совсем.                                                            


Становясь взрослыми, не забывайте самых дорогих людей -это ваших родителей Ваши мамы на протяжении всей жизни заботятся о вас, сопереживают вместе с вами все ваши победы, успехи и поражения. Всегда найдут для вас добрые слова поддержки.


Послушайте рассказ Василия Сухомлинского «Легенда о материнской любви»


Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.

Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях".

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".

Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.

Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке".

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...








7. Итог урока. - Сегодня мы пополнили наше сердце новыми понятиями, которые есть в каждом из вас, в каждом нравственном человеке. И пословица, с которой мы начинали «Доброе сердце о чужой беде болит», пусть будет эпиграфом вашей жизни.

- Наш урок подходит к концу.

8.Рефлексия. - Я хочу, чтобы вы подвели итог нашего урока, закончите предложение.

Я буду…..

Я понял…

Я никогда…

Я хочу изменить в себе…


У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам.

- Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени.

- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.

- Я желаю вам всем жить среди добрых неравнодушных людей и быть такими же.


Не бойтесь сострадать, жалеть, любить!!!!

Не прячьте нежность по карманам
И не стесняйтесь доброты,
Не бойтесь показаться странным
Средь бестолковой суеты.
С улыбкой выйдете из дома,
Вдыхая полной грудью жизнь,
Пройдите улочкой знакомой
И постарайтесь не спешить.
В душе своей сады взрастите,
Оберегайте их от зла,
Из тех садов цветы дарите
И незнакомым и друзьям…

Для теплых слов не нужен повод,
И ждать не надо много лет.
Дарите их в жару и в холод,
С утра, под вечер и в обед.
Они нужны, как свежий воздух,
Как неба синь, как соль земли.
Тепло дарить ведь так несложно,
В них море ласки и любви.

9. Домашнее задание: стр. 134-138 прочитать.

Учитель: - Спасибо за урок.