МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЯТИХАТСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект урока ОРКСЭ
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Действия с приставкой СО»
Составила: учитель,
Дмитриева Светлана Леонидовна.
Тема урока: Действия с приставкой «со».
Класс: 4
Цель урока:: Углублять представление учащихся о нравственных качествах человека, формировать представление детей о губительности и преступности равнодушия людей по отношению к ближним, к окружающей действительности; формировать знания о понятиях сострадание, сочувствие, сопереживание, соучастие.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по нравственным признакам,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих..
Формы, методы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, беседа, участие в учебном диалоге, эвристический метод.
Надпись на доске: «Сияя любовью и добром, мы все становимся волшебниками».
Ход урока
Организационный момент ( Эмоциональный настрой на урок)
Добрый день, ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много интересного, будете дружно работать, рассуждать, учитывать мнение друг друга, делать выводы и делиться своими впечатлениями. Успехов вам и удачи!
2. Актуализация знаний.
- Чтобы определить, о чём мы с вами сегодня будем беседовать, предлагаю вам составить пословицу (работа в малых группах).
«Доброе сердце о чужой беде болит».
– Когда так говорят? (ответы детей)
Самоопределение к деятельности.
Из урока в урок мы постигаем, как много заложено в понятие добрый человек.
- Раскройте, пожалуйста, секрет доброго человека. Какими качествами он должен обладать? Предположим, что это человеческая душа.
- Наполняем ее добрыми качествами. Учащиеся выбирают из предложенных качеств человека, только положительные. (доброта, милосердие, терпение, любовь и .т.д.)
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий,
Не держите в тайне от людей.
Жизнь - она всегда сплошные траты.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
- Вы поняли, о чём сегодня пойдёт речь?
Ответы детей. ( О добром сердце, о положительных качествах человека, о доброте).
Вы понимаете, как много заложено в этом понятии. Вы убедитесь, что в это понятие люди вкладывают, целую палитру качеств и характеристик человека, поскольку доброта многогранна.
4. Работа по теме урока.
- Хотелось бы выделить ещё одну грань, которую можно выразить словами с приставкой «СО».
- Что означает эта приставка? (означающей «вместе»).
- Назовите нравственные действия, поступки человека по отношению к людям, которые можно было бы определить словами с приставкой «СО».
Ответы детей. (Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие).
- Кто знает, что означают эти слова? Как вы их понимаете?
Ответы детей.
- Найдём значение этих слов в толковом словаре.
Сострадать – страдать, переживать с другим человеком;
Сочувствие - разделять чувство другого человека;
Сопереживать – это значит постараться понять и разделить чувства другого.
Соболезновать - значит разделять боль человека, кот. , например, потерял близкого ему человека...
Соучаствовать - Участвовать вместе с другими, быть соучастником в чем-нибудь.
- В русском языке слова сопереживать, сочувствовать, сострадать - синонимы.
- Что такое синонимы?
СО - особенная приставка, ее значение - соединять, объединять с чем - то или с кем - то.
И всё это воспринимается человеком, нуждающимся в поддержке и участии, как знак: Мы вместе с тобой чувствуем твою печаль и радость, вместе переживаем, страдаем, ощущаем боль, участвуем в добрых делах.
Это означает, что кто-то всегда рядом и готов своими действиями, и поступками, словами поддержать как в трудную, так и в радостную минуту.
- Давайте вспомним моменты из жизни, из произведений, где выражены такие чувства сострадания, сопереживания, сочувствия?
Скажите, а почему сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, так значимо для человека?
(Потому, что вселяет уверенность в том, что ты не один, не оставлен со своими чувствами и душевным состоянием в одиночестве. Это дает человеку душевную силу, к преодолению трудных моментов в жизни.)
Кто может нуждаться в сочувствии? (старики, инвалиды, больные люди, животные, обычные люди, которым нужна помощь и т.д.) ..Послушайте внимательно стихотворение .и ответьте на вопрос: Какое чувство мешало человеку быть добрым и милосердным в пациенту в палате.
Стихотворение О.Копыловой
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека
Один у окошка лежал, а другой —
У двери, где не было света
Один постоянно в окошко глядел
Другой лишь на краску дверную
И тот, что у двери узнать захотел
Про жизнь за окошком — иную.
С готовностью первый больной рассказал
Что видно ему из окошка.
Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые как зверушки
Сидят на причале там 2 рыбака
И с внуком гуляет старушка
И так каждый день — то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая, усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
«Ах! если б он видел- сказала сестра —
Всю жизнь он слепым оставался…»
«Зачем же тогда?!» — тут больной прошептал.
-«Да он вас утешить старался…»
( Ответы детей)
Физкультминутка ( «Давайте послушаем тишину»)
Работа по теме урока. ( продолжение)
Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. (работа в парах)
Вы узнали, что рядом живет одинокая старенькая бабушка… Ваши действия?
Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками… Ваши действия?
Вы нашли у своего дома маленького котенка… Ваши действия?
Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?
Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
Вы проходите мимо школы и видите, что мальчики ломают ветки на дереве, затаптывают газон. Ваши действия?
В классе, где вы учитесь есть больная девочка, которой нужна операция. Денег у родителей недостаточно. Ваши действия?
Вы проходите возле дома, видите, из окна идёт дым, и раздаются детские голоса. Ваши действия?
Своими высказываниями, вы доказали, что можете и готовы прийти на помощь, сострадать, сочувствовать, сопереживать. А еще вы совершали добрые поступки, участвуя в акциях «День добрых дел», «Благополучие животных» идругие. - Человек, способный на сопереживание и сострадание, который в нужный момент оказывается рядом, разделяет его беду, его переживания – высоконравственный человек. Он берёт часть переживаний на себя, участвует в той или иной ситуации, и тем самым помогает её пережить.
Это высокая степень доброты.
Как вы думаете, такому человеку в жизни легко или трудно? ( И легко и трудно. Легко, потому, что живёт с чистой совестью, осознавая необходимость своего участия в жизни другого человека, свою полезность ему. А трудно, потому, что он несёт груз чьих-то переживаний и жизненных сложностей.)
Это образ нравственного неравнодушного человека, поступки и действия которого направлены не только на достижение собственного благополучия, но и на благо других.
- Каждый ли человек способен следовать такому образу жизни? (Как видим, не каждый).
Как вы считаете, нужно ли стремиться быть способным на столь высокое понимание доброты и соответствовать этому пониманию?
- Очень хотелось бы, чтобы вы к этому стремились.
- Попытаемся мысленно представить себе путь к осуществлению такого стремления.
-Каким он вам видится?
1. Путь к добру начинается с воспитания в себе умения видеть состояние другого человека и откликнуться на него.
2. Путь начинается с внимания к чувствам другого человека и неравнодушия к людям.
« Нет ничего страшнее равнодушия. Все беды связаны с равнодушием. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. М.Е. Салтыков-Щедрин
Равнодушие-это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему либо.
Равнодушие
Мы часто к людям остаемся равнодушны,
Не замечаем их и их проблем,
В общении становимся бездушны,
Да и общаться не хотим совсем.
Становясь взрослыми, не забывайте самых дорогих людей -это ваших родителей Ваши мамы на протяжении всей жизни заботятся о вас, сопереживают вместе с вами все ваши победы, успехи и поражения. Всегда найдут для вас добрые слова поддержки.
Послушайте рассказ Василия Сухомлинского «Легенда о материнской любви»
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях".
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".
Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке".
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".
Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
7. Итог урока. - Сегодня мы пополнили наше сердце новыми понятиями, которые есть в каждом из вас, в каждом нравственном человеке. И пословица, с которой мы начинали «Доброе сердце о чужой беде болит», пусть будет эпиграфом вашей жизни.
- Наш урок подходит к концу.
8.Рефлексия. - Я хочу, чтобы вы подвели итог нашего урока, закончите предложение.
Я буду…..
Я понял…
Я никогда…
Я хочу изменить в себе…
У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам.
- Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени.
- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.
- Я желаю вам всем жить среди добрых неравнодушных людей и быть такими же.
Не бойтесь сострадать, жалеть, любить!!!!
Не прячьте нежность по карманам
И не стесняйтесь доброты,
Не бойтесь показаться странным
Средь бестолковой суеты.
С улыбкой выйдете из дома,
Вдыхая полной грудью жизнь,
Пройдите улочкой знакомой
И постарайтесь не спешить.
В душе своей сады взрастите,
Оберегайте их от зла,
Из тех садов цветы дарите
И незнакомым и друзьям…
Для теплых слов не нужен повод,
И ждать не надо много лет.
Дарите их в жару и в холод,
С утра, под вечер и в обед.
Они нужны, как свежий воздух,
Как неба синь, как соль земли.
Тепло дарить ведь так несложно,
В них море ласки и любви.
9. Домашнее задание: стр. 134-138 прочитать.
Учитель: - Спасибо за урок.