Тема урока: Удивительный мир Царства грибов.
Цель: развивать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и ответственность обучающихся, позволяющую работать в группе.
Задачи:
Обучающие: классифицировать знания детей о царствах живой природы; дать представление о грибах как отдельном царстве природы, их разнообразии, окраски, особенности их строения, питания; научить аргументировано, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение; сформировать навыки работы в группе; формировать навыки первоначально рефлексивной компетенции.
Развивающие: развивать умения учащегося формулировать грамотно свои мысли, способность построения связных, целостных высказываний, с опорой на экологические термины; развивать мыслительные операции (анализ и синтез).
Воспитательные: воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к природе; желание к познанию окружающего мира.
Оборудование:
- Презентация
- Конверты (1,2,3,4) с раздаточным материалом.
- Приложение (тексты для работы в группах)
- Выставка книг о грибах.
Урок открытия нового знания «Удивительный мир Царства грибов». Тема урока подсказала формы работы, которые позволили повысить интерес к предмету и формировать познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные учебные действия
При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:
- потребность в ярком материале.
- стремление самостоятельно оценивать свои знания.
- потребность в самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
На уроке применялись элементы современных технологий – технологии мастерской, когда дети создают страничку энциклопедии; исследовательский метод («Верите ли вы…», экологическая сказка). Выбор технологий оправдан теми задачами, которые я ставлю на каждом этапе.
Ход урока
Дети работают по группам в 4-х командах.
- Организационный момент.
- Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Что вы почувствовали, когда увидели улыбки друзей. Я желаю нам, чтобы наш урок был наполнен добротой и взаимопониманием.
II) Актуализация знаний. Формулировка темы.
- Внимание на экран. (Презентация, слайд 2) После просмотра видеоролика.
- Вы посмотрели фильм. О чём фильм, что вы увидели? Сделайте вывод. (О природе, растениях, животных).
- Что мы называем живой природой? (Живая природа – это Царство растений и животных)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним Царством живой природы. Это самые древние обитатели нашей планеты и самые необычные организмы на Земле.
- Некоторые из них могут источать запахи
- Некоторые светятся
- Некоторые за 2 часа увеличиваются в размере на 50 см, при этом живут лишь сутки
- Из некоторых изготавливали материю и стиральный порошок
- Некоторые охотятся на мух
- Может быть, вы догадались о каких организмах идёт речь?
- Я дам вам ещё одну подсказку.
-
Землю пробуравил,
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся. (Гриб).
- Как вы догадались? Дети называют части гриба и показывают на экране. (Презентация, слайд 3)
- А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы…». (На столах у детей конверты с карточками-таблицами).
Вопрос №
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Начало урока
|
|
|
|
|
|
|
Конец урока
|
|
|
|
|
|
|
Учитель читает высказывания. В случае верного предположения в таблице напротив № вопроса учащиеся ставят «+»
-
- Верите ли вы что, не все грибы растут в почве?
- Верите ли вы что грибы надо охранять?
- Верите ли вы что, грибы могут питаться червями?
- Верите ли вы, что дырочки в хлебе работа грибов?
- Верите ли вы, что грибы умеют ходить?
- Верите ли вы, что симбиоз – это гриб?
- На все вопросы вы смогли с уверенностью ответить?
- На эти вопросы мы будем искать ответы на нашем уроке. Значит о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Дети формулируют тему урока: Царства грибов. (Презентация, слайд 4) На экране появляется тема урока: Удивительный мир Царства грибов.
III) Открытие «нового» знания
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, значит, вы сможете угадать названия грибов. (Презентация, слайд 5) На слайде появляются изображения грибов как съедобных, так и несъедобных. Дети называют их, отвечают на вопрос «почему так названы?»
- На какие группы можно разделить их? (Съедобные и несъедобные).
- Все эти шляпочные грибы можно встретить в наших лесах. Грибов насчитывается более 100 тыс. видов. Это огромное Царство грибов.
- Сядьте удобно и приготовьтесь слушать историю.
-
Однажды в Царстве грибов произошла такая история. (Учитель рассказывает сказку)
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы.
"Вы забираете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас"
Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной».
Но, как, ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов.
Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, что происходит. Осознали деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов.
Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда-то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
Учитель спрашивает:
- А может быть, вы сможете ответить: что связывает деревья и грибы друг с другом?
- Почему деревьям плохо без грибов?
- Какую функцию выполняют корни деревьев?
- Почему грибам плохо без деревьев?
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья?
- Какую функцию ещё выполняет грибница? (Грибница перерабатывает остатки живых организмов)
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов, и образует перегной, очень нужный для деревьев.
- Какой сделаем вывод?
Дети формулируют вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов. (Презентация, слайд 6)
- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.
Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или образуют симбиоз (Презентация, слайд 7.)
- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.
Вывод: Царство грибов - Удивительный мир.
- Физкультминутка.
В завершении истории в Царстве грибов, одна очень весёлая ёлочка пригласила нас немного отдохнуть. (Презентация, слайд 8)
- Создание творческого продукта.
- Ребята, могла история, описанная в Царстве грибов произойти в жизни? Почему? (Это сказка)
- Существует множество книг о грибах. Посмотрите на выставку в нашем классе (Учитель называет 2-3 книги).
- Вы слышали о научно-познавательном тексте? Где такие тексты могут быть размещены? (В энциклопедии, периодической печати).
- Я предлагаю вам составить страницу энциклопедии о грибах под рубрикой «Удивительные представители Царства грибов», а для этого я хочу познакомить вас с необычными представителями Царства грибов: дрожжи, плесень, трутовик, грибы-хищники.
Учитель объясняет задание: ребята будут работать в группах. Сначала учащиеся читают тексты из конверта № 2. Затем из конверта № 3 выбирают материал, который подойдёт для их страницы, и заполняют её по плану: 1) название гриба; 2) строение; 3) чем питается; 4) польза и вред.
- Что интересного узнали про грибы?
После выполнения задания дети представляют продукт коллективной работы, комментируют слайды 8, 9, 10,11.
- Я тоже хочу рассказать вам о самом удивительном грибе Плазмодий. Самый поразительный гриб на планете носит экзотическое название «ПЛАЗМОДИЙ», а проживать изволит в средней полосе. Этот гриб умеет ходить! Он перемещается по лесу медленней улитки 1см в час, но за несколько дней может забраться на трухлявый пень и притаится на нём. Он похож не, то на медузу, не, то на кусок студня. Любит проводить время в глубине дупла или под корой, где темно и сыро. (Презентация, слайд 12)
- ) Итог.
- Грибы это настоящее чудо. На Земле насчитывают более 100 тыс. видов. Каждый гриб занимает особое место в природе.
Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадут вам на глаза. Некоторые из них занесены в Красную книгу.
- Ребята, давайте вспомним начало урока игра «Верите ли вы…» и с уверенностью ответим на вопросы. Сравните ваши ответы в начале урока и в конце. А были в классе ребята, которые ответили на вопросы в начале урока правильно?
- Самооценка.
Наш урок подходит к концу. Чтобы оценить свою работу на уроке возьмите конверт № 4. В нём лежат грибы с разными шляпками. Выберите тот гриб, который соответствует вашей самооценке.
- Если на уроке, вам было комфортно, интересно, вы удивлялись и сделали для себя открытие, то прикрепите шляпку красного цвета.
- Если кому то было на уроке скучно, информация была знакомой и ничего нового вы не узнали, то выберите шляпку коричневого цвета.
- Давайте посмотрим результаты. Учитель демонстрирует работу каждой группы, соединяя работы в единую картину леса.
- Смотрите, у нас получилась единая картина леса. Сегодня мы говорили об удивительном Царстве грибов, и грибы украшают нашу лесную поляну. Каких грибов больше?
- Мне очень приятно, что на уроке вам было интересно, вы делали открытия, удивлялись. И мне на уроке с вами было приятно общаться. Я хочу дополнить нашу картину солнышком.
Закончить наш урок я хочу словами детского писателя, который радует нас своими произведениями о природе В.Бианки: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое «увлекательное занятие в мире».
А я желаю вам, делайте открытия, даже если они очень маленькие.
Спасибо вам за работу на уроке, ваш пытливый взгляд, оставайтесь такими же любознательными.
Благодарю всех за работу.
-
Дрожжи – грибы.
Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? Почему в хлебе столько дырочек?
Оказывается дырочки в хлебе – это «работа» дрожжей. Дрожжи – это микроскопические грибы, вызывающие брожение. Благодаря им, тесто поднимается в два раза.
Дрожжи не имеют грибницу и живут в виде массы одиночных клеток. Дрожжи известны давно. В могилах фараонов были найдены хлебобулочные изделия, в состав которых входили пищевые дрожжи.
Чем питаются дрожжи? Они питаются сахаром. Когда перерабатывается сахар, получается спирт и углекислый газ, который делает тесто пышным. Так в хлебе получаются дырочки.
В медицине дрожжи используют для производства лекарства, которые используют, например, при некоторых заболеваниях желудка.
Не только человек научился использовать их для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе с его слюной впрыскивается растворённый в ней углекислый газ, попадают туда и сами дрожжи. Они и вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса комара.
Плесень - это грибы. Они часто появляются на продуктах питания в виде налёта. Как и у шляпочных грибов, у них есть грибница, а размножаются плесневые грибы спорами.
Питаются практически всем, что «попадается на пути». Споры грибковой плесени, которые видны под микроскопом, с большой скоростью распространяются по различным поверхностям. В списке любимых блюд плесени - древесина, камень, бетон, бумага и керамика. Конечно же – не только эти материалы. Например, плесневый грибок с удовольствие полакомиться нашими запасами из погреба или просто обыкновенным хлебом.
Английский профессор медицины Александр Флеминг сделал важное открытие, что плесень уничтожает бактерии, возбудителей инфекций. Он открыл пенициллин. Так пенициллин – плесень помогает спасти жизни многим людям.
Трутовик - это гриб, который растет в виде наростов на стволе дерева. Гриб многолетний. Возраст достигает до 80 лет. В молодости форма округлая или полукруглая. Ножка у гриба отсутствует. К деревуприрастает боком.
Трутовики - разрушители древесины, причем во многих случаях именно они оказываются причиной гибели живых деревьев.Трутовик постепенно разрушает дерево. Питается древесиной, причем в основном мертвой. Но без него наша планета могла бы покрыться слоем каменного угля и окаменевших растительных остатков. Грибы - трутовики выполняют свою невидимую работу по оздоровлению леса, разлагают умирающие деревья, обогащают почву. Они помогают освобождать пространство для молодых деревьев.
Среди трутовиков обнаружены самые большие грибы мира. В Англии был найден такой гриб – весом более 32кг, а в окружности более 4метров. Человеку он приносит пользу, из плодового тела этого гриба получают ценный противовоспалительный препарат.
Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.
В природе существуют грибы-хищники.
|
Сегодня уже никого не удивишь тем, что растения бывают хищниками. А вот о том, что в природе существуют хищные грибы, знают немногие.
Эти крошечные организмы обитают в почве или в воде. Их форма и строение различны. Некоторые выглядят, как обычные грибы, а другие совсем на них не похожи. В зависимости от вида они могут питаться амебами, микроскопическими насекомыми и червями. Для того чтобы поймать добычу, они используют липкие выделения, покрывающие их грибницу. Словно муха, попавшая в сеть паука, жертва прилипает к телу гриба. Гриб тут же внедряет в тело жертвы тонкую трубочку и высасывает все питательные вещества. Есть грибы, которые не дожидаются, пока жертва приблизится вплотную, а еще издалека начинают обстреливать ее спорами. Дальность такого обстрела у различных грибов разная от 1сантиметра до 4 метров. Разглядеть, как гриб убивает жертву, можно только в микроскоп. Удивительные способности хищных грибов уже используются. Разработан способ защиты растений от вредителей с их помощью. Один из видов грибов-хищников применяют, чтобы убить личинок в желудке лошадей.