Урок по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Цель:
раскрыть глубину нравственных уроков повести.
формировать у обучающихся чувства сострадания, не оставаться равнодушными с чужой беде.
использование местоимений в развитии устной речи обучающихся.
Задачи урока
Образовательные:
Развивающие:
развивать мыслительные процессы ( внимание память мышление)
обогащать словарный запас обучающихся, развивать устную речь обучающихся ;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
Воспитание нравственности,духовности,сострадания к близким.
Тип урока по форме проведения – интегрированный урок с применением ИКТ, личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения.
Оборудование
Компьютер. Проектор. Колонки
Мультимедийная презентация
Тексты повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Музыкальное сопровождение."Душа России"Гусли и дудочка. Музыкальные физминутки.
Индивидуальные карточки-задания , таблица о местоимениях
Ход урока.
- Здравствуйте ,ребята
- У нас сегодня необычный урок.
- во первых это открытый , во вторых интегрированный, тоесть совместный с русским языком. Я вам представлю учительицу русского языка Ильверу Васфиевну.
-Мы с вами прочитали повесть Короленко « Слепой музыкант». На примере этого произведения постараемся разобрать -Что значит для становления человека любовь, чувство семьи, самоотверженность близких ему людей?
- 2018 год каким объявлен в РБ?
- 2018 год объявлен годом Семьи.
- Что такое семья?
Семья-это родные друг другу люди живущие вместе. Семья - это те кто с самого рождения находится вместе с нами, рядом с каждым из нас.
- назовите главных героев повести.
– Итак, повесть начинается с сообщения о том, что в богатой семье родился слепой ребёнок. В сознании каждого из нас сразу возникает мысль: «Какое несчастье!» Почему?
Конечно, это горе, и на первый взгляд оно кажется огромным и не преодолимым. Но всё-таки история Петра Попельского показывает нам, что счастье возможно и в таких случаях.
Учитель: - В каких условиях рос Петр?
Пётр, ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок…
Учитель: - Объясните, как вы понимаете это выражение?
Тепличный цветок – не приспособленном к жизни человеке.
Уч. – Обратимся к содержанию повести: кто же помогает преодолеть трудности, которые возникают в жизни Петра?
У-ки –Конечно, мать. Она окружила его своей заботой и любовью.
У-ки –Но писатель показывает, что эта опека была излишней ( 9 стр.152), - кто же боролся с излишней опекой над Петром.
- на что решился дядя Максим, чтобы разорвать эту опеку.? Стр.153
Уч. –А что бы могло произойти с Петром ?
У-ки – Воспитание дяди Максима суровое и простое: нельзя создавать замкнутый мирок и ограждать ребёнка от жизни, нужно не бояться жизни, принимать её такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями.
Уч. – О ком ещё вы хотели бы сказать?
У-ки – Ещё нельзя не сказать об Эвелине, с которой Пётр познакомился ещё в раннем детстве и которая становится верной спутницей его жизни.
У-ки – Мы узнаём, что Пётр Попельский стал пианистом и, выступая в большом концертном зале города Киева, заворожил своей игрой публику.
-почему Петр смог стать известным музыкантом;
- благодаря своей семье.
Уч. – Чему же учит история Петра Попельского?
У-ки – Эта история учит нас тому, что, в какие бы ситуации человек ни попадал, нельзя опускать руки, замыкаться на своём горе, сдаваться перед трудностями.
- Ещё она учит тому, что нужно обязательно помогать людям, нуждающимся в твоей помощи.
Физкультминутка:
“Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.
Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”
Уч.- Ребята, на уроке русского языка какую часть речи мы изучаем?
Ученики: -местоимение.
Уч.- Что такое местоимение?
Местоимение – это часть речи, которая сама предмет не называет, а только указывает на него. Личные местоимения всегда употребляются в место существительных.
Уч: Открываем тетради, записываем число. Классная работа.
Уч: Посмотрите все на экран. Прочитаем.
Учитель: Выписываем только личные местоимения и определяем их лицо и число.

Уч: У Вас на столе лежат карточки. Посмотрите все на карточки. Прочитайте, вместо многоточия в предложении мы должны поставить личные местоимения.
Моя семья.
Наша семья – большая. (…) дружная. (…) учусь в школе. Мой брат студент. (…) занимается спортом. Мои родители работают на заводе. (…) идут на работу рано. Сестру зовут Аня. (…) ходит в детский сад. Вечером (…) любим собираться все вместе за круглым столом.
Вывод:
- О чем говорили на уроке?
- Что в жизни человека самое важное и дорогое?( Семья)
- В повести Короленко « Слепой музыкант» , главный герой добился признания, благодаря кому?
Домашнее задание.
Уч.: - Составить устный рассказ о своей семье. А карточки послужат вам образцом для составления рассказа о своей семье.
Оценивание. На уроке вы работали активно.
Рефлекция.
Я предлагаю собрать Вам пословицы .
- В гостях хорошо ( а дома лучше.)
- Не красна изба углами( а красна пирогами).
- Не нужен клад ( когда в семье лад).
- Вся семья вместе ( душа на месте).
Моя семья.
Наша семья – большая. (…) дружная. (…) учусь в школе. Мой брат студент. (…) занимается спортом. Мои родители работают на заводе. (…) идут на работу рано. Сестру зовут Аня. (…) ходит в детский сад. Вечером (…) любим собираться все вместе за круглым столом.
