СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по повести Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант» на тему: «Семейное счастье.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все произведения Короленко учат не боятся жизни, принимать её такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что "Всё - таки впереди - огни!..."

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант» на тему: «Семейное счастье.»»

Урок по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Цель:



  • раскрыть глубину нравственных уроков повести.

  • формировать у обучающихся чувства сострадания, не оставаться равнодушными с чужой беде.

  • использование местоимений в развитии устной речи обучающихся.

Задачи урока

Образовательные:

  • Развитие понимания прочитанного , умение передать содержание.

  • закрепить понятие о местоимении, о их роли в речи;

Развивающие:

  • развивать мыслительные процессы ( внимание память мышление)

  • обогащать словарный запас обучающихся, развивать устную речь обучающихся ;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

Воспитание нравственности,духовности,сострадания к близким.

Тип урока по форме проведения – интегрированный урок с применением ИКТ, личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения.

Оборудование

  • Компьютер. Проектор. Колонки

  • Мультимедийная презентация

  • Тексты повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

  • Музыкальное сопровождение."Душа России"Гусли и дудочка. Музыкальные физминутки.

  • Индивидуальные карточки-задания , таблица о местоимениях



Ход урока.



- Здравствуйте ,ребята

- У нас сегодня необычный урок.

- во первых это открытый , во вторых интегрированный, тоесть совместный с русским языком. Я вам представлю учительицу русского языка Ильверу Васфиевну.

-Мы с вами прочитали повесть Короленко « Слепой музыкант». На примере этого произведения постараемся разобрать -Что значит для становления человека любовь, чувство семьи, самоотверженность близких ему людей?



- 2018 год каким объявлен в РБ?

- 2018 год объявлен годом Семьи.

- Что такое семья?

Семья-это родные друг другу люди живущие вместе. Семья - это те кто с самого рождения находится вместе с нами, рядом с каждым из нас.

- назовите главных героев повести.

  • – Итак, повесть начинается с сообщения о том, что в богатой семье родился слепой ребёнок. В сознании каждого из нас сразу возникает мысль: «Какое несчастье!» Почему?

  • Конечно, это горе, и на первый взгляд оно кажется огромным и не преодолимым. Но всё-таки история Петра Попельского показывает нам, что счастье возможно и в таких случаях.

  • Учитель: - В каких условиях рос Петр?

  • Пётр, ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок…

  • Учитель: - Объясните, как вы понимаете это выражение?

  • Тепличный цветок – не приспособленном к жизни человеке.

  • Уч. – Обратимся к содержанию повести: кто же помогает преодолеть трудности, которые возникают в жизни Петра?

  • У-ки –Конечно, мать. Она окружила его своей заботой и любовью.

  • У-ки –Но писатель показывает, что эта опека была излишней ( 9 стр.152), - кто же боролся с излишней опекой над Петром.

  • - на что решился дядя Максим, чтобы разорвать эту опеку.? Стр.153

  • Уч. –А что бы могло произойти с Петром ?

  • У-ки – Воспитание дяди Максима суровое и простое: нельзя создавать замкнутый мирок и ограждать ребёнка от жизни, нужно не бояться жизни, принимать её такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями.

  • Уч. – О ком ещё вы хотели бы сказать?

  • У-ки – Ещё нельзя не сказать об Эвелине, с которой Пётр познакомился ещё в раннем детстве и которая становится верной спутницей его жизни.

У-ки – Мы узнаём, что Пётр Попельский стал пианистом и, выступая в большом концертном зале города Киева, заворожил своей игрой публику.

-почему Петр смог стать известным музыкантом;

- благодаря своей семье.



Уч. – Чему же учит история Петра Попельского?

У-ки – Эта история учит нас тому, что, в какие бы ситуации человек ни попадал, нельзя опускать руки, замыкаться на своём горе, сдаваться перед трудностями.

- Ещё она учит тому, что нужно обязательно помогать людям, нуждающимся в твоей помощи.



  • Физкультминутка:

  • “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

  • Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”

Уч.- Ребята, на уроке русского языка какую часть речи мы изучаем?

Ученики: -местоимение.

Уч.- Что такое местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая сама предмет не называет, а только указывает на него. Личные местоимения всегда употребляются в место существительных.



  • А сейчас мы с вами отгадаем ребус:

  • Ребус. 7 я

  • Ответ: (семья)

  • Учитель: Семья – это родные друг другу люди живущие вместе.

Уч: Открываем тетради, записываем число. Классная работа.

Уч: Посмотрите все на экран. Прочитаем.

  • Я, ты, он, она –

  • Вместе целая страна.

  • Вместе дружная семья.

  • В слове «мы» сто тысяч я.

Учитель: Выписываем только личные местоимения и определяем их лицо и число.

Уч: У Вас на столе лежат карточки. Посмотрите все на карточки. Прочитайте, вместо многоточия в предложении мы должны поставить личные местоимения.



Моя семья.



Наша семья – большая. (…) дружная. (…) учусь в школе. Мой брат студент. (…) занимается спортом. Мои родители работают на заводе. (…) идут на работу рано. Сестру зовут Аня. (…) ходит в детский сад. Вечером (…) любим собираться все вместе за круглым столом.

Вывод:

- О чем говорили на уроке?

- Что в жизни человека самое важное и дорогое?( Семья)

- В повести Короленко « Слепой музыкант» , главный герой добился признания, благодаря кому?

Домашнее задание.

Уч.: - Составить устный рассказ о своей семье. А карточки послужат вам образцом для составления рассказа о своей семье.

Оценивание. На уроке вы работали активно.

Рефлекция.













Я предлагаю собрать Вам пословицы .

- В гостях хорошо ( а дома лучше.)

- Не красна изба углами( а красна пирогами).

- Не нужен клад ( когда в семье лад).

- Вся семья вместе ( душа на месте).













Моя семья.



Наша семья – большая. (…) дружная. (…) учусь в школе. Мой брат студент. (…) занимается спортом. Мои родители работают на заводе. (…) идут на работу рано. Сестру зовут Аня. (…) ходит в детский сад. Вечером (…) любим собираться все вместе за круглым столом.