СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку и литературе по теме : Образ березы в русской поэзии. Комплексный анализ текста Н.Жукова "Береза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по русскому языку и литературе по теме: Образ березы в русской поэзии.Комплексный анализ текста Н.Жукова "Береза"

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку и литературе по теме : Образ березы в русской поэзии. Комплексный анализ текста Н.Жукова "Береза"»

Задачи урока:    1) способствовать пробуждению интереса к поэзии, формировать языковую чуткость                 2) способствовать воспитанию    патриотизма:    человека, чуткого и доброго, любящего   родную    природу и    бережно относящегося к природе;                             3)   совершенствовать речевые и коммуникативные компетенции на основе локализованных интерактивных форм обучения (работа в группах). Тема урока: Образ березы в русской поэзии 2 Комплексный анализ текста  Николая Жукова «Берёза». Подготовила: Жаналиева Н.С

Задачи урока:    1) способствовать пробуждению интереса к поэзии, формировать языковую чуткость

                2) способствовать воспитанию    патриотизма:    человека, чуткого и доброго, любящего   родную    природу и    бережно относящегося к природе;

                            3)   совершенствовать речевые и коммуникативные компетенции на основе локализованных интерактивных форм обучения (работа в группах).

Тема урока:

Образ березы в русской поэзии

2

Комплексный анализ текста

Николая Жукова «Берёза».

Подготовила:

Жаналиева Н.С

 Цель урока:  1.познакомить    учащихся со стихотворениями  поэтов 19 и 20 вв о    берёзе, обобщить    их знания о лирике  2.формирование и совершенствование навыков комплексного анализа текста .     

Цель урока:

1.познакомить    учащихся со стихотворениями

поэтов 19 и 20 вв о    берёзе, обобщить    их знания о лирике

2.формирование и совершенствование навыков комплексного

анализа текста .

  

 

План  1. «Русь моя, люблю твои березы»  2. Береза – символ красоты и любви к России 3. Береза – символ памяти

План

1. «Русь моя, люблю твои березы»

2. Береза – символ красоты и любви к России

3. Береза – символ памяти

 1. «Русь моя, люблю твои березы!» Русское слово береза очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый», «белый». Видимо, так прозвали березу за цвет ее коры. Интересно, что и слово береста – того же происхождения. Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные — сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, — значит, сентябрь на дворе. Береза быстро идет в рост . За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. И все из березы идет в дело: из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники, из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески,  лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке, из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

1. «Русь моя, люблю твои березы!»

Русское слово береза очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый», «белый». Видимо, так прозвали березу за цвет ее коры. Интересно, что и слово береста – того же происхождения.

Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные — сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, — значит, сентябрь на дворе.

Береза быстро идет в рост . За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. И все из березы идет в дело: из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники, из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке, из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Всего насчитывается более 140 видов берез. В нашей стране их до 70 видов. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет. Комплексный анализ текста  Н Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость — березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса.  иколая Жукова «Берёза».

Всего насчитывается более 140 видов берез. В нашей стране их до 70 видов.

Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет. Комплексный анализ текста

Н Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость — березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса.

иколая Жукова «Берёза».

Есть интересные народные приметы и поговорки, связанные с образом берёзы: «Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета»; «Зацвела берёза – начинай сажать картофель»; «Если из берёзы весной течёт много сока – лето будет дождливым». Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником. А напоминанием о прошлом стали плетеные из бересты поделки, лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.

Есть интересные народные приметы и поговорки, связанные с образом берёзы:

«Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета»;

«Зацвела берёза – начинай сажать картофель»;

«Если из берёзы весной течёт много сока – лето будет дождливым».

Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм.

С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником. А напоминанием о прошлом стали плетеные из бересты поделки, лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.

Что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда. Образ березы в текстах русских поэтов многозначен: в нем и грусть опущенных ветвей, и свет, исходящий от ствола, - грусть, которой овеяно это северное дерево.

Что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

Образ березы в текстах русских поэтов многозначен: в нем и грусть опущенных ветвей, и свет, исходящий от ствола, - грусть, которой овеяно это северное дерево.

 2. Береза – символ красоты и любви к России Одно из знаменитых стихотворений Сергея Есенина является стихотворение «Береза» . БЕРЕЗА  Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом ,Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

2. Береза – символ красоты и любви к России

Одно из знаменитых стихотворений Сергея Есенина является стихотворение «Береза» .

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

,Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворение Сергея Есенина « Береза» было написано в 1913 году. Это стихотворение очень плавное, в нем нет никаких резких скачков и рваного ритма. Об этом свидетельствует ассонанс: гласный О чередуется с гласным И, который придает некую есенинскую мягкость словам, а, следовательно, и всему стихотворению. Автор будто заставляет нас, читателей, плавно качаться на волнах. В стихотворении автор передает удивительную красоту березы – символа Руси. Если внимательно вчитаться в стихотворение, то можно увидеть, что ключевым словом является прилагательное «белая». Белая береза, белый снег, похожий на серебро; снежная кайма, белая бахрома: белый-снежный-серебряный. В каждой строфе поэт упоминает эту цветовую гамму. Таким образом, есенинская береза похожа на невесту: стоит в тишине, вся в белом. Поэт будто рисует белым по белому.

Стихотворение Сергея Есенина « Береза» было написано в 1913 году. Это стихотворение очень плавное, в нем нет никаких резких скачков и рваного ритма. Об этом свидетельствует ассонанс: гласный О чередуется с гласным И, который придает некую есенинскую мягкость словам, а, следовательно, и всему стихотворению. Автор будто заставляет нас, читателей, плавно качаться на волнах.

В стихотворении автор передает удивительную красоту березы – символа Руси.

Если внимательно вчитаться в стихотворение, то можно увидеть, что ключевым словом является прилагательное «белая». Белая береза, белый снег, похожий на серебро; снежная кайма, белая бахрома: белый-снежный-серебряный. В каждой строфе поэт упоминает эту цветовую гамму.

Таким образом, есенинская береза похожа на невесту: стоит в тишине, вся в белом. Поэт будто рисует белым по белому.

Описывая березу, Сергей Есенин не только прибегает к эпитетам: пушистые ветки, снежная кайма, сонная тишина и пр., но использует и сравнения:  Принакрылась снегом,  Точно серебром  (использование сравнительного союза ТОЧНО)  На пушистых ветках  Снежною каймой  Распустились кисти  Белой бахромой .  (использование творительного падежа)  и олицетворения: береза принакрылась снегом, снежинки горят, заря лениво ходит и пр. Несмотря на то, что перед нами описание пейзажа, мы все же видим лирического героя. Употребление в первой строфе местоимения «моим» говорит о сопричастности поэта к изображаемому.

Описывая березу, Сергей Есенин не только прибегает к эпитетам: пушистые ветки, снежная кайма, сонная тишина и пр., но использует и сравнения:

Принакрылась снегом,

Точно серебром

(использование сравнительного союза ТОЧНО)

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой .

(использование творительного падежа)

и олицетворения:

береза принакрылась снегом, снежинки горят, заря лениво ходит и пр.

Несмотря на то, что перед нами описание пейзажа, мы все же видим лирического героя. Употребление в первой строфе местоимения «моим» говорит о сопричастности поэта к изображаемому.

 СТИХОТВОРЕНИЕ А.А.ФЕТА «ПЕЧАЛЬНАЯ БЕРЕЗА » А.А.Фет написал своё стихотворение « Печальная берёза » в 1842 году. Оно пронизано любовью к берёзе, к родной природе и к родине. Здесь поэт изображает березу, которую он видит из окна своей комнаты, и малейшие изменения на этом омертвевшем дереве, обнаженном зимой, для автора — это жизнь зимней природы родного края. Печальная берёза  У моего окна,  И прихотью мороза  Разубрана она.  Как гроздья винограда,  Ветвей концы висят, -  И радостен для взгляда  Весь траурный наряд.  Люблю игру денницы  Я замечать на ней,  И жаль мне, если птицы  Стряхнут красу ветвей. Береза Фета очень красива, несмотря на то, что описывает он ее немного грустно. Она грустит. Недаром стихотворение названо «Печальная берёза». Зима заморозила дерево, и оно стоит красивое, но мёртвое. Нет на нём живых листочков, а только холодный зимний наряд. Поэт прибегает к использованию эпитетов: печальная береза, траурный наряд, сравнений: концы висят как гроздья винограда (использование сравнительного союза как).

СТИХОТВОРЕНИЕ А.А.ФЕТА «ПЕЧАЛЬНАЯ БЕРЕЗА »

А.А.Фет написал своё стихотворение « Печальная берёза » в 1842 году. Оно пронизано любовью к берёзе, к родной природе и к родине. Здесь поэт изображает березу, которую он видит из окна своей комнаты, и малейшие изменения на этом омертвевшем дереве, обнаженном зимой, для автора — это жизнь зимней природы родного края.

Печальная берёза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она.

Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, - И радостен для взгляда Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.

Береза Фета очень красива, несмотря на то, что описывает он ее немного грустно. Она грустит. Недаром стихотворение названо «Печальная берёза». Зима заморозила дерево, и оно стоит красивое, но мёртвое. Нет на нём живых листочков, а только холодный зимний наряд. Поэт прибегает к использованию эпитетов: печальная береза, траурный наряд, сравнений: концы висят как гроздья винограда (использование сравнительного союза как).

В стихотворении используется антитеза: вроде и наряд траурный и береза печальна, но поэт все равно любуется красотой дерева: И радостен для взгляда/  Весь траурный наряд. Береза Фета – в траурном наряде. В этом стихотворении также четко прослеживается лирический герой: употребление в первой и последней строфах местоимений: МОЕГО; МНЕ; употребление в последней строфе глагола 1 лица ЛЮБЛЮ.  Поэт тоже одушевляет березу; наделяет ее печальной красотой.   .

В стихотворении используется антитеза: вроде и наряд траурный и береза печальна, но поэт все равно любуется красотой дерева: И радостен для взгляда/ Весь траурный наряд.

Береза Фета – в траурном наряде.

В этом стихотворении также четко прослеживается лирический герой: употребление в первой и последней строфах местоимений: МОЕГО; МНЕ; употребление в последней строфе глагола 1 лица ЛЮБЛЮ.

Поэт тоже одушевляет березу; наделяет ее печальной красотой.

.

СТИХОТВОРЕНИЕ А.ПРОКОФЬЕВ « БЕРЕЗКА». Березка  Люблю березу русскую,  То светлую, то грустную,  В беленом сарафанчике,  С платочками в карманчиках,  С красивыми застежками,  С зелеными сережками.  То ясную, кипучую,  То грустную, плакучую.  Люблю березу русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, - но не ломится.  А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки. Сколько эпитетов использует автор при описании этого красивого дерева: светлая, грустная, плакучая, ясная, кипучая .  Стихотворение интересно тем, что поэт, описывая березу, использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву.

СТИХОТВОРЕНИЕ А.ПРОКОФЬЕВ « БЕРЕЗКА».

Березка Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится.

А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

Сколько эпитетов использует автор при описании этого красивого дерева: светлая, грустная, плакучая, ясная, кипучая .

Стихотворение интересно тем, что поэт, описывая березу, использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву.

 Таким образом, это своеобразное признание в любви. Недаром поэт прибегает к повтору именно этой строки: «Люблю березу русскую» . Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем самым еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в беленом сарафанчике», «с зелеными сережками», а используемые эпитеты светлую, грустную, плакучую помогают автору передать его мысль и эмоции. В этом стихотворении мы видим уже не зимнюю березу; на березе белый сарафанчик и зеленые сережки. Но в какое бы время поэты не изображали березу, она всегда прекрасна.

Таким образом, это своеобразное признание в любви. Недаром поэт прибегает к повтору именно этой строки: «Люблю березу русскую» . Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем самым еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в беленом сарафанчике», «с зелеными сережками», а используемые эпитеты светлую, грустную, плакучую помогают автору передать его мысль и эмоции.

В этом стихотворении мы видим уже не зимнюю березу; на березе белый сарафанчик и зеленые сережки. Но в какое бы время поэты не изображали березу, она всегда прекрасна.

 3. Береза – символ памяти СТИХОТВОРЕНИЕ А.Твардовского «Береза» Совсем другой смысл вкладывает в образ березы А.Твардовский. Многое пережили, увидели березы. Они – наша память, наша гордость, наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет всегда. Об этом стихотворение «Берёза», написанное в 1967 году.  Береза  На выезде с кремлевского двора,   За выступом надвратной башни Спасской,   Сорочьей черно-белою раскраской   Рябеет - вдруг— прогиб ее ствола.   Должно быть, здесь пробилась самосевом,   Прогнулась, отклоняясь от стены,   Угадывая, где тут юг, где север,   Высвобождая крону из тени...   Ее не видно по пути к царь-пушке   За краем притемненного угла.   Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки,   С околицы забвенной деревушки.   С кладбищенского сельского бугра...

3. Береза – символ памяти

СТИХОТВОРЕНИЕ А.Твардовского «Береза»

Совсем другой смысл вкладывает в образ березы А.Твардовский. Многое пережили, увидели березы. Они – наша память, наша гордость, наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет всегда. Об этом стихотворение «Берёза», написанное в 1967 году.

Береза На выезде с кремлевского двора,  За выступом надвратной башни Спасской,  Сорочьей черно-белою раскраской  Рябеет - вдруг— прогиб ее ствола. Должно быть, здесь пробилась самосевом,  Прогнулась, отклоняясь от стены,  Угадывая, где тут юг, где север,  Высвобождая крону из тени... Ее не видно по пути к царь-пушке  За краем притемненного угла.  Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки,  С околицы забвенной деревушки.  С кладбищенского сельского бугра...

А выросла в столице ненароком,   Чтоб возле самой башни мировой   Ее курантов слушать мерный бой   И города державный рокот,   Вновь зеленеть, и вновь терять свой лист,   И красоваться в серебре морозном,   И на ветвях качать потомство птиц,   Что здесь кружились при Иване Грозном .

А выросла в столице ненароком,  Чтоб возле самой башни мировой  Ее курантов слушать мерный бой  И города державный рокот, Вновь зеленеть, и вновь терять свой лист,  И красоваться в серебре морозном,  И на ветвях качать потомство птиц,  Что здесь кружились при Иване Грозном .

Оказывается, что о берёзе можно написать и так, как Твардовский. Поэт описывает березу серьёзно, строго, возвышенно. Перед нами знакомое с детства дерево, недаром поэт называет ее простецкой, «Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки…» Да и все прохожие сразу узнают это дерево по его окраске: черно-белая, рябая .

Оказывается, что о берёзе можно написать и так, как Твардовский. Поэт описывает березу серьёзно, строго, возвышенно. Перед нами знакомое с детства дерево, недаром поэт называет ее простецкой,

«Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки…»

Да и все прохожие сразу узнают это дерево по его окраске: черно-белая, рябая .

 Поэт использует глаголы и глагольные формы: рябеет, прогнулась, выросла, отклоняясь, освобождая, перевидала и пр., поэтому в стихотворении много олицетворений: береза угадывала, вздрагивала, встречала, провожала. Прилагательных же при описании березы практически не использует, здесь мало эпитетов: неприметная и простецкая . Описывая березу, поэт прибегает и к антитезе: деревенская околица — державная столица! Как же она попала сюда, эта простая русская берёза?  Наверное, гуляка ветер принёс сюда маленькое семечко. И вот оно пробилось сквозь асфальт. Теперь стоит скромная русская берёзка рядом со Спасской башней и красуется. Это свидетель нашей трагической истории. Символ Вечной Руси, России. Она всегда стояла и стоять будет. Берёза — это связь между прошлым и будущим. И в последних строках стихотворения автор даёт совет нам, читателям: всё оставляет свой след на Земле, поэтому забывать нельзя: «Случится быть в Кремле — поди взгляни   На эту неприметную березу»  »

Поэт использует глаголы и глагольные формы: рябеет, прогнулась, выросла, отклоняясь, освобождая, перевидала и пр., поэтому в стихотворении много олицетворений: береза угадывала, вздрагивала, встречала, провожала. Прилагательных же при описании березы практически не использует, здесь мало эпитетов: неприметная и простецкая . Описывая березу, поэт прибегает и к антитезе: деревенская околица — державная столица! Как же она попала сюда, эта простая русская берёза?

Наверное, гуляка ветер принёс сюда маленькое семечко. И вот оно пробилось сквозь асфальт. Теперь стоит скромная русская берёзка рядом со Спасской башней и красуется. Это свидетель нашей трагической истории. Символ Вечной Руси, России. Она всегда стояла и стоять будет. Берёза — это связь между прошлым и будущим. И в последних строках стихотворения автор даёт совет нам, читателям: всё оставляет свой след на Земле, поэтому забывать нельзя: «Случится быть в Кремле — поди взгляни  На эту неприметную березу»

»

 Береза-память встречается и в стихотворении  Николая Рубцова «Березы». БЕРЕЗЫ Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю - и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же береза Над могилой матери моей. На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад... Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез...

Береза-память встречается и в стихотворении

Николая Рубцова «Березы».

БЕРЕЗЫ

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

Здесь береза не просто красивое дерево, похожее на молодую девушку, береза – это память. Благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают переживания прожитого детства и юности. Березы – воспоминание и символ прожитых лет. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери. В стихотворении поэт использует изобразительно-выразительные средства: олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад;  метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули;  эпитеты: хмурых дней, желтый листопад; сравнения: Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. С ветром и дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад... Береза – неотъемлемая часть нашей страны, поэт признается в любви березам, а, следовательно, он признается в любви России. Рубцов в первой и последней строфах употребляет глагол ЛЮБЛЮ , тем самым показывая читателям свои чувства.

Здесь береза не просто красивое дерево, похожее на молодую девушку, береза – это память. Благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают переживания прожитого детства и юности. Березы – воспоминание и символ прожитых лет. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.

В стихотворении поэт использует изобразительно-выразительные средства: олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад;

метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули;

эпитеты: хмурых дней, желтый листопад;

сравнения:

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

Береза – неотъемлемая часть нашей страны, поэт признается в любви березам, а, следовательно, он признается в любви России. Рубцов в первой и последней строфах употребляет глагол ЛЮБЛЮ , тем самым показывая читателям свои чувства.

1.Вставить и объяснить пропущенные орфограммы,

расставить и объяснить недостающие знаки препинания.

Какое русское, какое милое дер…во б…рёза! Н… одно из д…ревьев (не) вм…щает столько нац…ональных понятий (не) рожда…т столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу я понял что берёза – это (во)истину крестьянское дерево; в ней есть всё и бабий ситц…вый платок и побеле(н, нн)ая хата, и ру(с, сс)кая печ… и п…л…вик и холщ…вая рубаха и курочка ряба и даже молоко которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаеш… мозолистые трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую т…ж…лую работу. А м…л…дые берё…ки тоненькие пряменькие как (бы) на ц…почках пр…поднявшиеся к голубому весе(н, нн)ему куполу неба напоминая девичью красоту стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и вспоминае(ться, тся) много(много ) русских имён таких же светлых и чистых. Смотриш… на берёзу и проносятся в памят… переливчатые деревенские песни звуки гармоники юность детство и в душе любовно обнимеш… это дерево как самое тебе бли…кое и д…р…гое.

2.Разделите текст на абзацы. В каком предложении выражена основная мысль? Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

2.Разделите текст на абзацы.

В каком предложении выражена основная мысль?

Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

3.Определите стиль и тип речи  (докажите своё мнение).  Какое русское, какое милое дерево берёза ! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений.  Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле.  Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.  А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых.  Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

3.Определите стиль и тип речи

(докажите своё мнение).

Какое русское, какое милое дерево берёза ! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений.

Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.

А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых.

Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

4.Отметьте такие изобразительно-выразительные средства, как эпитеты, олицетворение, контекстуальные синонимы, риторические восклицания.

Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений.

Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.

А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых.

Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

Эпитеты: милое дерево, девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую… Олицетворение: на цыпочках приподнявшиеся… Контекстуальные синонимы: трудовые крестьянские руки, стройных и статных, светлых и чистых, близкое и дорогое… Риторические восклицания: Какое русское, какое милое дерево берёза! А молодые берёзки, тоненькие и пряменькие…

Эпитеты: милое дерево, девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую…

Олицетворение: на цыпочках приподнявшиеся…

Контекстуальные синонимы: трудовые крестьянские руки, стройных и статных, светлых и чистых, близкое и дорогое…

Риторические восклицания: Какое русское, какое милое дерево берёза! А молодые берёзки, тоненькие и пряменькие…

5.Лексическая разминка. Определите лексическое значение слов Сноровисто - ... Воистину -… Найдите в тексте исконно русские слова с полногласными сочетаниями.

5.Лексическая разминка.

Определите лексическое значение слов

Сноровисто - ...

Воистину -…

Найдите в тексте исконно русские слова с полногласными сочетаниями.

Ответ: Определите лексическое значение слов  Сноровисто - ловко Воистину – действительно, вправду. Найдите в тексте исконно русские слова с полногласными сочетаниями. Д ере во б ерё за, п оло вик, м оло ко, сн оро висто, м оло дые, д ере венские

Ответ:

Определите лексическое значение слов

Сноровисто - ловко

Воистину – действительно, вправду.

Найдите в тексте исконно русские слова с полногласными сочетаниями.

Д ере во б ерё за, п оло вик, м оло ко, сн оро висто, м оло дые, д ере венские

6.Словообразовательная разминка. а). Выберите из текста одно причастие , произведите его морфемный разбор. б). Назовите способы образования слов: Воистину, Побелённая, Светлоокая.

6.Словообразовательная разминка.

а). Выберите из текста одно причастие , произведите его морфемный разбор.

б). Назовите способы образования слов:

Воистину,

Побелённая,

Светлоокая.

7. Морфологическая разминка. А). Выберите из текста три местоимения , определите их разряд. Б)Найдите в тексте отрицательные частицы

7. Морфологическая разминка.

А). Выберите из текста три местоимения ,

определите их разряд.

Б)Найдите в тексте отрицательные частицы

8.Синтаксическая разминка.  Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое. Назовите вид односоставных предложений, входящих в это сложное предложение? Выберите из этого предложения три словосочетания с различными способами связи.

8.Синтаксическая разминка.

Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

Назовите вид односоставных предложений, входящих в это сложное предложение?

Выберите из этого предложения три словосочетания

с различными способами связи.

Ответ:  Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое. 1.Вид односоставных предложений, входящих в это сложное предложение- определенно-личное. 2.Три словосочетания с различными способами связи. Смотришь на березу -управление, деревенские песни -соглосование ,любовно обнимаешь-примыкание .

Ответ:

Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

1.Вид односоставных предложений, входящих в это сложное предложение- определенно-личное.

2.Три словосочетания

с различными способами связи.

Смотришь на березу -управление, деревенские песни -соглосование ,любовно обнимаешь-примыкание .

 Ответьте на вопрос:  Почему березу считают символом России?

Ответьте на вопрос:

Почему березу считают символом России?

Вывод урока: Наверное, ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей родины. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям свет. Поэты и писатели всегда будут прославлять в своих произведениях простое русское дерево – берёзу.

Вывод урока:

Наверное, ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей родины. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям свет.

Поэты и писатели всегда будут прославлять в своих произведениях простое русское дерево – берёзу.

Познакомившись с произведениями русских поэтов о березе, мы увидели, что образ берёзы в поэзии символичен. Такое изображение березы во многом совпадает с традиционными народными представлениями об этом дереве, а именно: береза является символом родного дома, родной земли; береза – символ стойкости, мужества, надежды и света; береза – символ памяти с берёзой связано настроение счастья, радости, грусти, печали, восторга, но всегда на первом месте – любовь к берёзе; поэты оживляют берёзу, она предстаёт перед нами как девушка, женщина; поэты показывают её в разное время года. Закончить урок нам поможет стихотворение Андрея Дементьева «Березы России»- это стихотворение – своеобразный итог нашей работы, так как береза здесь и символ России, и символ красоты, и символ памяти. Автор как бы собирает воедино все, что важно для нас в этом образе.

Познакомившись с произведениями русских поэтов о березе, мы увидели, что образ берёзы в поэзии символичен. Такое изображение березы во многом совпадает с традиционными народными представлениями об этом дереве, а именно:

  • береза является символом родного дома, родной земли;
  • береза – символ стойкости, мужества, надежды и света;
  • береза – символ памяти
  • с берёзой связано настроение счастья, радости, грусти, печали, восторга, но всегда на первом месте – любовь к берёзе;
  • поэты оживляют берёзу, она предстаёт перед нами как девушка, женщина;
  • поэты показывают её в разное время года.

Закончить урок нам поможет стихотворение Андрея Дементьева «Березы России»- это стихотворение – своеобразный итог нашей работы, так как береза здесь и символ России, и символ красоты, и символ памяти. Автор как бы собирает воедино все, что важно для нас в этом образе.

Березы России Березы в ночи – как улыбки… Вот так улыбается Русь Сквозь беды свои и ошибки, Сквозь майские грозы и грусть. Березы – как давние даты, Что все еще в сердце остры. Похожи на русских солдаток Березы военной поры. Светлы, величавы и строги, С Россией сроднившись судьбой, Стояли у каждой дороги, Солдат провожая на бой. Бежали за поездом следом, В снегу утопая по грудь… Зимою бежали и летом. И был нескончаем их путь.

Березы России

Березы в ночи – как улыбки…

Вот так улыбается Русь

Сквозь беды свои и ошибки,

Сквозь майские грозы и грусть.

Березы – как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,

В снегу утопая по грудь…

Зимою бежали и летом.

И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали, Плечом подпирали жилье. Бойцам на коротком привале Тепло отдавали свое. Березы – разлуки и встречи, Печаль над безмолвием трав… Люблю ваши сильные плечи И тихий приветливый нрав. Березы, березы России – Вы все вместе с нами прошли. И нету конца вашей силе, Идущей от русской земли .

Собой партизан укрывали,

Плечом подпирали жилье.

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали свое.

Березы – разлуки и встречи,

Печаль над безмолвием трав…

Люблю ваши сильные плечи

И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –

Вы все вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли .

 Музыкальная пауза.

Музыкальная пауза.

Желаем творческих успехов!

Желаем творческих успехов!