СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные»»

4 класс

Тема урока: «Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные».

Цель:

-обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;

-познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

-познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;

-учить правильному употреблению их в речи;

-учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

-развивать орфографическую зоркость;

Ход урока:

  1. Орг.момент.

- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.

  1. Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.

-Прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

Х...зяин, к...мбайн, б...гаж, к...л...ндарь, ш...фёр, к...рабль, к...стюм, в...кзал, б...лет, к...никулы, г...р...зонт, р...бота

-Поменяйтесь карточками, проверьте правильно ли вы выполнили задание, оцените (Слайд ).

Взаимная проверка правильности выполнения задания по критериям:

Отметка "5" - без ошибок.

Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление.

Отметка "2" – 4 и более ошибок.

-Что объединяет все эти слова?(слов. слова, сущ-ые)

  1. Обобщение знаний об имени существительном.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание: (слайд)

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

  1. Постановка учебной проблемы.

- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?

5. Решение проблемы. Формулирование темы урока.

Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на доске.

В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.

- Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?

Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Появляется запись на доске:

И.п. – пальто. В.п. - пальто.

Р.п. – пальто. Т.п.- пальто.

Д.п. – пальто. П.п. – в пальто.

- Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность у слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).

- Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные).

5. Физминутка.

  1. Актуализация знаний.

а) Чтение сведений в учебнике, с. 88.

- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

б) В русском языке таких слов много. (Слайд )

Колибри, кенгуру, шоссе, И какаду, драже, пари,

Фламинго, пони, шимпанзе, И интервью, рагу, жюри,

Какао, кофе, домино, И пианино, и фойе,

Алоэ, радио, кино, Пюре, бюро и ателье -

Такси, метро, купе, пальто, Ты все слова запоминай,

Кашне, кафе, трюмо, манто, Но никогда их не склоняй

- Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?

- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся словарей). Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.

Уже выучили – МЕТРО, ПАЛЬТО, .

в) Словарная работа.

- Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.

(шоссе)

- Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).

(слайд)

- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).

- Это слово пришло к нам из французского языка. Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.

- Составьте предложение с данным словом.

Работа со словом:

  • Запишите слово.

  • Поставьте ударение.

  • Определите опасные места.

  • Сколько слогов? Букв? Звуков?

Итак, в чём особенность этих слов?

  1. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

( Дифференцированная работа с карточками)

Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых _____, большого _____ . Маленький _____ был грустным.

Бабушке мы рассказали о розовых _____, о том как _____ катал детей по зоопарку, а ________

рисовал красками картину.


  1. Итог урока.

- Итак, с какими словами познакомились на уроке?

- Почему он так называются?

- А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта

Чтобы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать и в гостях, и дома,

Если только не менять окончанье слова

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

  1. Домашнее задание: стр. 88 № 151, 152.