СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Множество значений функции на ЕГЭ и при подготовке к ЕГЭ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок или занятие факультатива в 10 классе с презентацией методов нахождения множества значений функции на ЕГЭ без производной. К уроку прилагается презентация и Сборник задач по теме, которым могут пользоваться учащиеся длятго, чобы углубить знания по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок»

Конспект открытого урока

Тема : Множество значений функции в ЕГЭ и при подготовке к ЕГЭ.

Пояснительная записка. В 11 классе самые разные ученики, одни усваивают материал на высоком уровне (2 человека), другие на очень низком уровне (3 человека) и 8 человек достигли повышенного уровня усвоения материала, благодаря ежедневной самостоятельной работе на уроке и дома, работе в парах и группах с консультантами. Между учителем и учащимися налажен контакт, учащиеся не испытывают страха перед учителем и предметом, осуществляется принцип сотрудничества. Каждый учащийся в любое время урока и после уроков может получить консультацию у учителя. Домашние задания задаются как обязательного уровня, так и повышенного уровня для желающих. На предыдущих занятиях факультатива учащиеся решали устные и письменные задания на свойства функций из всех частей А, В и С из ЕГЭ. Тема данного урока выбрана мной не случайно, когда у учащегося есть несколько способов решения задачи, он может выбрать более рациональный. Множество значений функции, ее наибольшее и наименьшее значения учащиеся могут находить по алгоритму, используя производную функции, но иногда это бывает или трудно сделать или получаются очень громоздкие вычисления. Если использовать свойства функции (ограниченность, монотонность и другие ), можно сэкономить время. В связи с переходом на ЕГЭ рациональность решений принимает большое значение, так как у учащегося попросту может не хватить времени на выполнение всей экзаменационной работы. Также такие задания традиционно считаются у учащихся трудными для выполнения , поэтому я остановилась на них, чтобы снять психологическую нагрузку с учащихся.

Для проведения занятия совместно с выпускницей Устюговой Дарьей создали сборник заданий по теме « Множество значений и ЕГЭ».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: традиционный. Цель: Способствовать развитию умений у учащихся самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации; развивать внутреннюю мотивацию учения; воспитывать чувство ответственности каждого учащегося в усвоении знаний, порядочности при проведении самооценки.

Задачи: познакомить учащихся с методами нахождения множества значений функции , отрабатывать умения решать задания частей А, В и С из ЕГЭ, развивать у учащихся способность учиться мыслить, анализировать, продолжить работу над формированием навыков самоконтроля.

Средства обучения: ПК, диапроектор, экран, листы учета знаний и самооценки, диск СД-R (Уроки алгебры Кирилла и Мефодия), сборник «Множество значений функции и ЕГЭ».

План урока (на доске). 1. Постановка цели урока. Оценка готовности к занятию.

2. Устная работа. 3. 3. Тест.

4. Презентация методов. 5. Выполнение заданий №1-5 из сборника у доски.

6. Самостоятельная работа. 7. 7. Информация о д/з. 8. Подведение итогов. Девиз урока: «Знать, это значит уметь применять свои знания» Х.Ж. Ганеев. Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Мотивация.

3 мин.

Приветствует учащихся и гостей. Сообщает тему урока.

На доске вы видите план урока. Давайте определим цель нашей работы, что нужно знать, чтобы успешно выполнять задания по теме?

Определим степень вашей готовности к уроку, на столах у вас лежат листы «Оцени себя» (смотри Приложение 1), заполните каждый верхнюю строчку.


Приветствуют учителя, проговаривают, что они должны знать в теме, ставят цель своей работы на уроке, отмечают плюсами степень своей готовности в листах.

2

Устная работа

5мин.

На доске написаны задания:

1. Найти множество значений функции

1) у =3+log 2 x

2) у =

3) у = 4cosx

4) у =

5) Какое из чисел входит в множество значений функции у =

1)-6 2)-1 3)-2 4)-3


2. Возрастает или убывает функция

1) у =

2) у =, при х -5

3) у =, при х ≥2

4) у =,при х 0

5) у =

Ответы записаны за доской, когда все выполнят задания, их открываю.

Записывают ответы в тетрадь и проверяют сами, ставят две оценки в учетную карточку (смотри Приложение 1) .

3

Тест на ПК с помощью экрана

5 мин.

Вы часто допускаете ошибки в части А.

В игре «Кто хочет стать миллионером» игрок спрашивает мнение зала, но ответ дает сам и сам отвечает за свое решение, так и вы. Вызываю ученика к ПК, включено итоговое тестирование урока 1 с диска «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия».

После выполнения теста пишу ответы на доску.

Отвечают на вопросы теста, ученик у ПК получает оценку ПК, остальные проверяют по доске, ставят себе оценку в лист учета.

4

Презентация методов (смотри Презентацию)

7 мин.

Давайте обобщим знания по теме. Рассмотрим методы нахождения множества значений функции. Веду диалог по презентации.

Отвечают на вопросы учителя и конспектируют материал.

5

Работа у доски

15 мин.

Вы познакомились с разными методами, а теперь попробуйте сами решить задания, выбрав метод. У вас лежат на партах сборники с заданиями (смотри Приложение 2), которые составили мы с Дашей, решаем номера 1-5, записанные слева.

Вызываю учеников к доске. Те учащиеся, которые могут решить задание вперед, тоже оценивают свою работу.

Один учащийся решает у доски, остальные решают в тетради, оценивают ответ учащегося, он ставит себе оценку в лист учета. К доске по очереди выходят 5 учащихся и решают, если они затрудняются, ему помогают другие. Ставят оценку в лист учета после решения примера.


6


Самостоятельная работа.


8 мин.


У вас есть возможность попробовать свои силы. Выберите из заданий №4, №9, №11, №12, №14 два задания и решите, если будете брать помощь у соседа, то оценку снизите на балл. Когда решите, проверите ответ, заглянув на обратную сторону решебника, я вам доверяю.

Помогаю, если учащиеся затрудняются или сомневаются.


Садятся в рабочие группы, выбирают и решают задания. После решения, проверяют ответ и оценивают свое решение.

7

Д/З

1 мин.

Решить два задания на выбор

«3» - тест другого варианта,

«4» - №1, №5, №8, №15,

«5» - №19, №20 или

*Найти все пары чисел (х; у), для каждой из которых справедливо равенство

.

Ответ: * (0; )


Записывают Д/З.

8

Подведение итогов.

2 мин.

Сосчитайте свои баллы, поставьте итоговую оценку. После этого вернитесь к листам « Оцени себя» и поставьте «+» во второй строчке таблицы.

Спасибо за работу, ваш результат я поставлю в журнал.

Считают свои баллы за всю работу, находят средний балл и оценивают свои знания по теме.

За урок получили «5» - 3, «4» - 7, «3» - 2. Если в начале урока только один человек был готов научить другого, то в конце урока 4 учащихся отметили, что они готовы научить другого. Считаю такой результат работы учащихся на уроке хорошим.

4





Просмотр содержимого документа
«сборник заданий»

Просмотр содержимого презентации
«Презентация методов»

Множество значений функции в заданиях ЕГЭ и при подготовке к ЕГЭ.

Множество значений функции в заданиях ЕГЭ и при подготовке к ЕГЭ.

разобрать подходы к решению задач по теме, для этого

разобрать подходы к решению задач по теме,

для этого

  • систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность при проведении самооценки.
Знать, это значит уметь применять свои знания.  Х.Ж.Ганеев.

Знать, это значит уметь применять свои знания. Х.Ж.Ганеев.

Чтобы успешно решать задачи на нахождение множества значений функции нужно знать:     -область определения   -область значений  функции     -характер монотонности

Чтобы успешно решать задачи на нахождение множества значений функции нужно знать: -область определения -область значений функции -характер монотонности

При решении задач на нахождение множества значений функции применяются  ▪ метод оценки ▪  графический метод ▪  использование свойств непрерывности и монотонности функции ▪  использование наибольшего и наименьшего значения функции ▪ метод введения параметра

При решении задач на нахождение множества значений функции применяются

▪ метод оценки

▪ графический метод

▪ использование свойств непрерывности и монотонности функции

▪ использование наибольшего и наименьшего значения функции

▪ метод введения параметра

Метод оценки Найти Е(у) функции у = cos7x + 5cosx Решение: -1 ≤ cos 7x ≤1,  -5 ≤ 5 cos x ≤5,  -6 ≤cos7x + 5cosx ≤6,  при x=π y= -6,  при x=0 y=6. Ответ: E (y)=[-6;6] Замечание. Функцию у = а sinx + bcosx можно преобразовать методом введения вспомогательного угла: π π π Π ≤

Метод оценки

Найти Е(у) функции у = cos7x + 5cosx

Решение: -1 ≤ cos 7x ≤1,

-5 ≤ 5 cos x ≤5,

-6 ≤cos7x + 5cosx ≤6,

при x=π y= -6,

при x=0 y=6.

Ответ: E (y)=[-6;6]

Замечание. Функцию у = а sinx + bcosx можно преобразовать методом введения вспомогательного угла:

π

π

π

Π ≤

Замечание: метод оценки можно применять после преобразования функции. Границы значений функции, полученные с помощью этого метода, могут оказаться существенно расширенными. Например: E (cos2x +2cosx)=[-3;3], что не верно. Графический метод. Найти E (y) функции у = cos2x +2cosx. Решение : у(x)= cos2x +2cosx= cos 2 x – sin 2 x +2cosx =2cos 2 x +2cosx -1 Пусть cos x =t, t Є [-1;1] y (t) = 2t 2 + 2t-1, X 0 = -0,5, y 0 = -1,5, y(1)= 3, у(-1)=-1. Ответ: Е(у)=[-1,5;3] Є

Замечание: метод оценки можно применять после преобразования функции. Границы значений функции, полученные с помощью этого метода, могут оказаться существенно расширенными.

Например: E (cos2x +2cosx)=[-3;3], что не верно.

Графический метод.

Найти E (y) функции у = cos2x +2cosx.

Решение : у(x)= cos2x +2cosx= cos 2 x – sin 2 x +2cosx =2cos 2 x +2cosx -1

Пусть cos x =t, t Є [-1;1]

y (t) = 2t 2 + 2t-1,

X 0 = -0,5, y 0 = -1,5, y(1)= 3, у(-1)=-1.

Ответ: Е(у)=[-1,5;3]

Є

Использование свойств непрерывности и монотонности функции y(x)- монотонно возрастающая функция на [a;b], у(a) - наименьшее значение функции, у(b) – наибольшее значение функции, тогда Е(у) =[у(а); у(b)] на[a;b]. y(x) g(x) Найти наименьшее значение функции у = на [0;1] Решение . g (x) =4 x-1 +3 x+1 –непрерывная и возрастающая функция при х Є R,  как сумма двух непрерывных возрастающих функций, тогда у = -убывающая функция при х Є R, тем более при х Є [0;1]. Значит, наименьшее значение функция будет принимать на правом конце интервала,  у(1)= Ответ : 0,1

Использование свойств непрерывности и монотонности функции

y(x)- монотонно возрастающая функция на [a;b],

у(a) - наименьшее значение функции, у(b) – наибольшее значение функции, тогда Е(у) =[у(а); у(b)] на[a;b].

y(x)

g(x)

Найти наименьшее значение функции у = на [0;1]

Решение . g (x) =4 x-1 +3 x+1 –непрерывная и возрастающая функция при х Є R,

как сумма двух непрерывных возрастающих функций, тогда у =

-убывающая функция при х Є R, тем более при х Є [0;1].

Значит, наименьшее значение функция будет принимать на правом конце интервала,

у(1)= Ответ : 0,1

Использование наибольшего и наименьшего значения функции Найти множество значений функции y = Решение . cos 3 x -3sin 2 x +3=cos 3 x -3(1-cos2x)+3=cos 3 x + 3cos 2 x.  Пусть t(x) = cosx, t Є [-1;1]; тогда у= Рассмотрим g(t)= t 3 +3t 2 на [-1;1]. По свойству непрерывной функции множество значений g(t) заключено между ее наибольшим и наименьшим значением на данном отрезке. g’(x) = 3t 2 +6t, g’(x) =0, тогда 3t(t+2)=0  t=0 или t=-2, 0 Є[-1;1] g(0) =0, g(-1)=2, g(1)=4, значит наибольшее g(x) равно 4, а наименьшее 0. Тогда E(g(t)) =[0;4]. Функция у= - непрерывная и возрастающая, тогда наименьшее значение у(0) = , наибольшее значение у(4) = . Ответ : Е(у) =[3;48]

Использование наибольшего и наименьшего значения функции

Найти множество значений функции y =

Решение . cos 3 x -3sin 2 x +3=cos 3 x -3(1-cos2x)+3=cos 3 x + 3cos 2 x.

Пусть t(x) = cosx, t Є [-1;1]; тогда у=

Рассмотрим g(t)= t 3 +3t 2 на [-1;1].

По свойству непрерывной функции множество значений g(t) заключено между ее наибольшим и наименьшим значением на данном отрезке.

g’(x) = 3t 2 +6t, g’(x) =0, тогда 3t(t+2)=0

t=0 или t=-2, 0 Є[-1;1]

g(0) =0, g(-1)=2, g(1)=4, значит наибольшее g(x) равно 4, а наименьшее 0.

Тогда E(g(t)) =[0;4].

Функция у= - непрерывная и возрастающая, тогда наименьшее значение у(0) = , наибольшее значение у(4) = .

Ответ : Е(у) =[3;48]

Метод введения параметра Найти множество значений функции Решение . Д(у) =R. Рассмотрим данное равенство как уравнение с параметром у. yx 2 + y=x 2 -3x+1 (y-1)x 2 +3x + (y-1)=0 1). Если у=1, то 3х=0, х=0. 2). Если у ≠1, то квадратное уравнение имеет корень, если Д ≥ 0. Д = 9 – 4 (у-1) 2 , 9 – 4 (у-1) 2 ≥ 0,  (у-1) 2 ≤ 2,25,  Iy-1I ≤ 1,5,  -1,5 ≤ у-1 ≤ 1,5,  E(y) =[-0,5;1) υ(1;2,5] Объединяя (1) и (2), получаем Е(у) =[-0,5;2,5]. Ответ : Е(у) =[-0,5;2,5]

Метод введения параметра

Найти множество значений функции

Решение . Д(у) =R. Рассмотрим данное равенство как уравнение с параметром у.

yx 2 + y=x 2 -3x+1

(y-1)x 2 +3x + (y-1)=0

1). Если у=1, то 3х=0, х=0.

2). Если у ≠1, то квадратное уравнение имеет корень, если Д ≥ 0.

Д = 9 – 4 (у-1) 2 , 9 – 4 (у-1) 2 ≥ 0,

(у-1) 2 ≤ 2,25,

Iy-1I ≤ 1,5,

-1,5 ≤ у-1 ≤ 1,5,

E(y) =[-0,5;1) υ(1;2,5]

Объединяя (1) и (2), получаем Е(у) =[-0,5;2,5].

Ответ : Е(у) =[-0,5;2,5]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!