Сокольская Марина Александровна
Тема урока: Односоставные предложения с главным членом - сказуемым.
Предложения неопределенно-личные. (Слайд 1)
Цель урока: (Слайд 2)
1) закрепить тему «Определенно-личные предложения»;
2) дать понятие о неопределенно-личном предложении;
3) научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений;
4) развивать культуру речи.
Тип урока: объяснение нового материала, закрепление пройденного
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point
Ход урока
1.Организационный момент.
Объявление темы урока, запись в тетрадь.
2.Лингвистическая разминка. (Слайд 3)
Задания:
- прочитать предложения
-назвать односоставные определенно-личные предложения
-выписать глаголы-сказуемые из определенно-личных предложений, указать
форму глаголов
(учащиеся работают на интерактивной доске)
3.Вопросы на повторение:
- На какие основные группы делятся односоставные предложения?
- Какие предложения называются определенно-личными? Что они выражают?
4. Предложения неопределенно-личные. (Слайд 4)
- Сравните значения данных предложений
- Найдите односоставные предложения с главным членом сказуемым
- В каких формах употребляются глаголы сказуемые? (готовятся, окапывают, стучат – изъяв.накл., наст.вр., мн.ч., 3 л.)
(Запись в тетрадь)
5. Изучение теоретического материала в п.22
Пояснения учителя:
- в опред.-л. предложении – легко определить действующее лицо, с помощью глагола-сказуемого можно восстановить подлежащее, притом одно;
- в неопр.-л. предложении подлежащее тоже можно восстановить, но оно будет неопределенным (мы, вы, они). Здесь важно само действие, а не лицо.
6. Значение обобщенного лица. (Слайд 5)
- Ребята, обратим ещё раз внимание на примечание.
Обобщающее значение имеют предложения, которые, по сути, являются определенно-личными и неопределенно-личными.
( Считают, не наполнишь, не увидишь, не вынесешь)
Записать 2 пословицы в тетрадь.
7. Аукцион пословиц.
- Ребята, вам было дано домашнее задание: приготовить по пословице.
- Назовите пословицы – односоставные предложения со значением обобщающего лица.
Последний будет победителем и получит приз.
(Учащиеся называют пословицы)
8. Закрепление темы «Предложения неопределенно-личные». (Слайд 6)
Работа с деформированным текстом:
Простое или сложное предложение
Вставить знаки препинания, пропущенные буквы
Подчеркнуть грамматическую основу
Определить вид односоставного предложения, форму глагола.
(ученики выходят к ИД и работают с ней)
Сложное, скашивают – н/л , они не уронили – двусоставное
Простое, односоставное, открыли – н/л( изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)
Сложное,2 предл. – односост., о/л - въезжаем (изъяв.накл , наст.вр., 1л.)
Простое, односост., н/л – вывели (изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)
Простое, односост., н/л – не кормят (изъяв.накл , наст.вр.,3 л., мн.ч.)
Простое, односост., н/л – зажгли (изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)
9. Работа по преобразованию предложений.
Учащиеся записывают в тетрадь:
(Слайд 7)
1)двусоставное в н/л : убирается подлежащее, предложение не конкретное; (сообщили…, собирают…, проведут…)
(Слайд 8)
2) н/л в двусоставное: добавляется производитель действия и предложения становятся конкретные; (друзья приняли, почтальон принес, знают ли жильцы).
10. Работа с поэтическими текстами на закрепление материала по теме «Определенно-личные предложения и неопределенно-личные предложения».
(Слайд 9) Выполняется на листочках для быстрой проверки в конце урока.
Задание: записать в два столбика номера строк стихотворений и указать формы глаголов.
Опред.-личн. Неопред.-личн.
2,3,5 1,4
11. Итог урока.
Оценки за работу на уроке учащимся выставляются по диагностической карте:
ФИ | Лингвист Разминка | Вопросы на повтор | н/л слайд 4 | Победитель пословиц | Закрепл. н/л | Преобразов. предлож. | Работа с поэтич. текстом | итог |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |