СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "способы и техника орошения"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "способы и техника орошения" подойдёт для предметов "Основы агрономии" и "Технология механизированных работ в сельском хозяйстве" 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "способы и техника орошения"»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»




Методическая разработка урока по предмету: «Технология механизированных работ в сельском хозяйстве»

на тему: «Способы и техника орошения».






Разработал преподаватель

Белогорского технологического техникума

Банарь А.Н.











Белогорск, 2025





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка урока преподавателя Банарь Артура Николаевича посвящена теме «Способы и техника орошения». Материал может быть использован в практической деятельности преподавателей «Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве», «основы агрономии» СПО.

Актуальность и значимость изучения темы «Способы и техника орошения» заключается в освоении студентами современных способов полива культурных растений, с целью увеличения посевных площадей, количества и качества урожаев, а также необходимости рационально и бережно расходовать водные ресурсы при поливе, в особенности в условиях жаркого климата Крыма.

Информационное обеспечение урока

Для преподавателя:

Основы агрономии: учеб. пособие / А. С. Мастеров, Н. А. Дуктова, В. П. Дуктов ; под ред. А. С. Мастерова. – 2-е изд.

Технология и организация механизированных и мелиоративных работ в сельскохозяйственном производстве : учеб. пособие / Л. Г. Радченко, В. Р. Козик





УРОК

Тема: «Способы и техника орошения».

Цели:

Учебная: Изучить способы орошения, агротехнические требования к поливу, охрану труда при орошении

Развивающая: освоение новых технологий и способов полива, а также применяемых машин, получение необходимых знаний, с целью их практического применения;

Воспитательная: привитие интереса ребёнка к познанию современных технологий и машин, необходимости с помощью них сохранять и оберегать природные ресурсы и экологию.

Реализуемые ОК, ПК, ЛР:

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор, опорный конспект, ручки, тетради, мел, доска.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок – лекция с использованием мультимедиа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Итоги урока. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Значимость полива заключается в том, что он улучшает условия развития растений и повышает их продуктивность. Вода нужна растениям для: поглощения из почвы питательных элементов и переноса их к различным частям растений, прежде всего — к листьям; нормального прохождения химических реакций; предотвращения перегрева от прямых солнечных лучей.


Недостаток или избыток влаги в почве тормозит рост растений. Например, при недостаточных поливах происходит сброс цветков и завязей, а при избыточном — корневая гниль и ухудшение роста


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Для начала давайте разберемся, для чего необходимо орошение полей?


Орошение (ирригация) — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы.


Способы и техника орошения:

Аэрозольное увлажнение. Его цель – снижать температуру и повышать влажность приземного слоя воздуха, чтобы создать более благоприятный для развития растений микро- и фитоклимат;

Дождевание. Оросительная вода с помощью разбрызгивающих аппаратов или дождевальных машин выбрасывается в воздух и падает на растения и почву в виде дождя. Для создания искусственного дождя применяются дефлекторные (отражательные) и струйные насадки. В этом случае вода полностью впитывается в почву, лужи и заплывание поверхностного слоя почвы отсутствует.

Современные дождевальные машины и установки в зависимости от используемых насадок делятся на три типа: короткоструйные (низконапорные), среднеструйные (средненапорные), дальнеструйные (высоконапорные);

Поверхностные самотечные поливы

Поливы по бороздам. Сущность полива по бороздам заключается в том, что вода подается не на всю поверхность поля, а только в поливные борозды, расположенные в междурядьях возделываемых культур;

Полив напуском по полосам следует применять для орошения сельскохозяйственных культур преимущественно сплошного сева (зерновые, травы и т. д.) на спланированных участках;

Полив затоплением – один из древнейших способов орошения. Применяется он при возделывании риса, лиманном орошении, промывке засоленных почв, иногда для полива лугов и пастбищ.

Недостатком поверхностного полива является то, что он требует планировки поля, наличия благоприятных уклонов местности и большого количества воды. Вода в этом случае проникает в глубокие слои почвы и неравномерно распределяется по поверхности поля;

Внутрипочвенное орошение. Системы внутрипочвенного орошения применяются в первую очередь в степных, полустепных, пустынных зонах при остром дефиците воды для полива высокорентабельных сельскохозяйственных культур, а также вблизи населённых пунктов и животноводческих комплексов при использовании на орошение подготовленных городских сточных вод и животноводческих стоков;

Капельное орошение. Капельным орошением почва увлажняется в зоне максимального развития корневой системы растений, где поддерживается хорошая аэрация. В корнеобитаемый слой вода подается под определенным напором по сети расположенных на поверхности или внутри почвы пластмассовых трубопроводов с помощью микроводовыпусков-капельниц.

Выпускают воду на растения каплями непрерывно или с незначительными интервалами. При этом способе полива экономично расходуется вода. Такой полив применяют при выращивании растений в защищенном грунте, ягодниках и виноградниках;

Субирригация. Это способ, при котором требуемая для растений подача влаги в корнеобитаемый слой осуществляется по почвенным капиллярам от искусственно управляемого (поддерживаемого на заданной глубине) уровня грунтовых вод.


Агротехнические требования к поливу:

1. Полив следует делать так, чтобы сток воды с орошаемого участка отсутствовал, а глубина увлажнения почвы достигала основной массы корней и была не менее 30 см.

2. Повреждения поливных растений не должны превышать 2%.

3. Не допускается размыв почвы у гидрантов, местах водовыпуска и установки перемычек.

4. Дождевальные машины вместе с поливной водой должны вносить минеральные удобрения.

5. Площади, занимаемые эксплуатационными дорогами, должны быть не более 3% для машин, забирающих воду в закрытых оросителях,

и 4% для машин, работающих от каналов.


Охрана труда при орошении

К работе на дождевальных машинах, насосных станциях допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право обслуживания дождевальной машины, насосной станции и удостоверение о проверке знаний Правил эксплуатации электроустановок потребителей (5-е издание) и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

К поливу вручную допускаются лица, достигшие 18 лет, освоившие приемы безопасного выполнения работ.

Работайте в специальных средствах индивидуальной защиты: машинисты электрифицированных дождевальных машин и насосных станций — в хлопчатобумажных с водоотталкивающей пропиткой костюмах (мужчины — ГОСТ 12.4.109, женщины — ГОСТ 12.4.108), резиновых перчатках (ТУ 38-106243), защитных очках (ГОСТ 12.4.013), перчатках диэлектрических резиновых (ТУ 38-106359), галошах диэлектрических (ГОСТ 13385)

Заправку двигателей насосных станций осуществляйте механизированным способом, преимущественно в светлое время суток, при заглушенном двигателе.

Проверьте наличие, исправность и комплектность инструмента и приспособлений на дождевальных машинах и станциях; средств пожаротушения: огнетушитель химически-пенный или воздушно-пенный, для электрифицированных машин — углекислотный, лопаты, ящик с песком, медицинской аптечки первой доврачебной помощи.

При работе с дождевальными установками и агрегатами, навешиваемыми на трактор, проверьте герметичность кабины трактора, работу всех контрольно-измерительных приборов.

Получите у руководителя работ сведения о поле и оросительной системе: расположении поливных каналов, оросителей, водоспусков и перекрытий водоспусков, производстве других работ на участке, расположении мест отдыха, приема пищи, наличии аптечки первой (доврачебной) помощи, питьевой воды и т.д.

Открытие гидранта оросительной сети проводите с соблюдением мер предосторожности для предотвращения гидравлического удара и травмирования оператора. Давление воды на входе в трубопровод машины не должно превышать допустимое техническими условиями на систему. Задвижку гидранта, подающего воду в дождевальную машину, открывайте медленно, в течение 1 — 2 минут.

Во избежание сползания дождевальных машин при заборе воды из открытой оросительной сети не приближайтесь к бровке оросительного канала ближе, чем на 0,7 м.

Полив при движении машины на транспортной скорости не допускается.

При аварии с дождевальными машинами, работающими от двигателя внутреннего сгорания, немедленно остановите машину, выключите вал отбора мощности, заглушите двигатель, установите тормоза, сообщите на насосную станцию о прекращении подачи воды в оросительную сеть




  1. ИТОГИ УРОКА.

  2. РЕФЛЕКСИЯ

Оценка выставляется с учетом степени активности на уроке, качества выполнения заданий.

Давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).

Что нового узнали сегодня?

Что было интересным на уроке?

Что было трудным?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить конспект урока, изучить особенности капельного способа орошения.

Спасибо за внимание, урок окончен.