Тема урока: «Приставки и предлоги»
Цель: -формировать четкое представление о роли приставок и предлогов в речи человека
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи и приставке, как части слова; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивающие: формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками; навыки правильного написания приставок и предлогов; показать нецелесообразность применение предлогов перед глаголами; формировать орфографическую зоркость; отрабатывать навыки каллиграфического письма.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; развивать любовь к родному языку.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге и приставке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах ; выполнение индивидуальных заданий; умение правильно оценить свои возможности. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний
ПЕРЕД УРОКОМ СЛАЙД 1
- Самоопределение к деятельности (организационный момент)
СЛАЙД 2
Я желаю вам успешной и интересной работы на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
II.Формулирование темы и целей урока
. А сейчас внимание на экран
СЛАЙД 3, 4.
Дети читают на слайдах задание.ЧТО ЭТО ЗА СЛОВА?( словарные)
Давайте сформулируем тему урока.
СЛАЙД 5
Почему слова записаны в 2 столбика?
А какие здесь приствки и предлоги? Ответьте одним словом.(ОДИНАКОВЫЕ)
Какая же цель нашего урока?
Да приставки и предлоги бывают одинаковыми и наша задача научиться их правильно различать.
Слайд
А чтобы урок наш был интересным я вам предлагаю разделиться на 2 команды
1 команда –приставки
2 команда –предлоги
(ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ НАЗВАНИЕ И КОМАНД И ДЕВИЗ ЗАЧИТЫВАНЕТСЯ)
1 команда «Приставки»
Наш девиз: Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди!
2 команда «Предлоги»
Наш девиз: Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет- не пищи!
III Актуализация знаний учащихся
Посмотрите ещё раз на столбики и назовите какие же вы видите одинаковые приставки и предлоги
Как вы думаете ЭТО ВСЕ ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ,КОТОРЫЕ МЫ МОЖЕМ ПЕРЕПУТАТЬ? (НЕТ)
НАЗОВИТЕ какие вы ещё знаете
Работа с учебником (коллективная)
Сейчас откроем книги на стр. ______ и прочитаем сведения про себя.
Работа с правилом
ОТКРЫВАЕТСЯ СЛАЙД
Итак в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки
ЧИТАЕМ ВСЛУХ.
А что такое приставка?(СПРОСИТ РЕБЁНКА ИЗ КОМАНДЫ ПРИСТАВКА)
СЛАЙД ТОТ ЖЕ
ЧТО ТАКОЕ ПРЕДЛОГ (СПРОСИТЬ РЕБЁНКА ИЗ КОМАНДЫ ПРЕДЛОГ)
СЛАЙД ПРОКРУЧИВАЕТСЯ ТОТ ЖЕ
А как мы можем проверить приставка это или предлог?
РАЗМИНКА
РАБОТА по ЦЕПОЧКЕ. РАБОТА В ТЕТРАДИ
ЧИТАЕМ слова 1слова ученик из команды предлогов.Почему раздельно?
НА СЛАЙДЕ ПРОВЕРКА
2 ученик из команды приставки.Почему слитно?
НА СЛАЙДЕ ПРОВЕРКА
И т.д.
IV. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности
Сейчас запишем предложения с комментированием
Первый комментировать идёт представитель команды предлогов
На стёклах мороз нарисовал прекрасные картины.
- Как проверим предлог ?
- Приставку?
-Какая орфограмма в слове МОРОЗ?
-Какая орфограмма в слове ПРЕКРАСНЫЙ?
-Какая орфограмма в слове КАРТИНА?
Укажите части речи все знакомые вам
След.предложение идёт писать представитель команды приставок.А все у себя в тетрадях.
С крыши сбросили снег
- Как проверим предлог ?
- Приставку?
-Какая орфограмма в слове снег?
Укажите части речи все знакомые вам
Что у глагола написано приставка или предлог?
ФИЗМИНУТКА
V. Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в (изменённых) новых условиях
1.Словарно-орфографическая работа
Слова записываем в столбик
СЛАЙД
ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ
Выделите приставку.
2.Коллективная работа по учебнику упр. 342
Прочитать текст.
Найти и выписать в один столбик слова с предлогами,
В другой –слова с приставками.
У доски представители двух команд
ПРОВЕРКА КЛАССОМ.
2.Самостоятельная работа
Чтобы выполнить след задание ещё раз скажите
КАК отличить приставку от предлога?
1 столбик пишет команда предлогов,2 столбик команда приставок
САМОПРОВЕРКА
А сейчас я вам называю орфограммы, если они вам встретились ,хлопаем в ладоши.
Безударный гласный в корне слова
Парный согласный в корне слова
Непроизносимый согласнй в корне слова
Разделительный мягкий знак
Ча-ща пиши с А
Жи-ши- пиши с И
Чу-щу –пиши с У
3. А сейчас Конкурс –игра «Я- волшебник».
Я раздам карточки а вы образуйте группу
И выполните задание этого конкурса.
«Приставки» – превратить слова с предлогами в слова с приставками.
Переход под землёй, камни под водой, участок при школе, укол под кожу.
«Предлоги» - наоборот.
Настольная книга, бесконечный разговор , безошибочная работа, доврачебный осмотр.
Посоветуйтесь в командах и выполните письменно.
А пока вы будете заниматься волшебсвом капитаны выйду к доске и поучаствуют в конкурсе для капитанов, под названием «Не ошибись!»
(ДО)ЕХАЛ (ДО)РОЩИ
(ЗА)ШЁЛ (ЗА)ДЕРЕВНЮ
(ПОД)ЛЕЗ (ПОД)КУСТ
(ОТ)ПРЫГНУЛ ( ОТ)ДОРОГИ
_____________________________________
(ПО)ЕХАЛ (ПО)ТРОПЕ
(ОТ)ТОЛКНУЛ ( ОТ)БЕРЕГА
(С)ЛЕЗ (С)КОНЯ
(ПРО)ЧИТАЛ ( ПРО)ДЕТЕЙ
ПРОВЕРКА КЛАССОМ
4 КОНКУРС «КТО БЫСТРЕЕ?»
Чья команда быстрее посчитает сколько предлогов –для команды предлогов
Сколько приставок-для команды приставок
Предлогов 3
Приставок 5
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Садитесь поудобнее,
К концу подходит наш урок.
Теперь нам надо подвести итог
- Над какой темой мы сегодня с вами работали?
- Что такое предлог ? СЛАЙД
- Что такое приставка? СЛАЙД
- Для чего служит предлог?СЛАЙД
- Для чего служит приставка? Слайд
- Как пишется со словом предлог?Слайд
- Как пишется приставка?Слайд
- Как проверим Что это предлог? СЛАЙД
- Как проверим Что это приставка? Слайд
- Что вам понравилось на уроке? Оцените свою работу.
СЛАЙД.
VII. Домашнее задание (по выбору учащихся)
А теперь 1 команда подойдите и возмите нужный смайлик
2 команда подойдите
Сели на места
Поднимите 1 команда свои смайлики
Поднимите 2 команда свои смайлики
Вот вы сами определили победителя-дружба!