Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Коллективный творческий проект
« БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
Выполнили: учащиеся 5б класса
Руководитель: воспитатель
Сафина Зумфира Закиряновна.
2017 год
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Наш бессмертный полк».
Предмет: внеурочная проектная деятельность
Класс: 5-й.
Тип проекта: творческий, индивидуальная и коллективная работа.
Планируемый результат: ученики создают презентацию из историй про героев войны на примере своих родных-участников войны, проводят внеклассное мероприятие, участвуют во Всероссийской акции «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка».
Время: 1 месяц.
Проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
За основу коллективного проекта я взяла актуальную на текущий момент – тему Великой Отечественной войны. Она обсуждалась с детьми во внеурочное время. Затем, в группе, мы создавали основу (исходные данные) для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполнял свою личную, индивидуальную часть работы. Результатом нашей деятельности явилось создание внеклассного мероприятия, участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», основа которых создана коллективно, а на ней, как мозаика собраны индивидуальные работы.
Цели:
обучение работе с информацией: тематическому поиску источников информации (семейные альбомы, реликвии, документы, рассказы родственников); выборке необходимых данных из добытых источников информации, выделению главного.
воспитание уважения к боевым традициям старших поколений, формирование у учащихся гражданско-патриотических чувств, развитие интереса учащихся к истории своего государства, к боевому прошлому страны.
Предполагаемые результаты:
дети узнают новый материал по истории своей семьи;
испытывают чувство гордости, самоуважения;
осознают уникальность своего рода;
осваивают практические приемы исследования и поисковой работы;
развивают навыки: самостоятельной работы с источниками информации, самостоятельного принятия решений, коммуникативности в ролевом взаимодействии, мыслительной деятельности при структурировании, самоанализа и рефлексии;
расширяют кругозор.
В проекте выделено пять этапов. Важно подчеркнуть, что каждому из этих этапов уделяется неодинаковое внимание, по длительности они были разными
1 этап. Появление проблемы.
Работа над проектом начинается с возникновения проблемы. Появляется потребность, необходимость в определённой работе, желание её выполнить. В преддверии Великого праздника, эта проблема носит, с одной стороны, личностно значимый характер, с другой стороны, общественно значимый, и у детей появляется соответствующая мотивация.
С самого начала нужно было определить, для кого или для чего надо выполнить эту работу и почему это необходимо одному человеку или группе людей. Детям было предложено внутри классного коллектива оформить презентацию, провести внеклассное мероприятие с приглашением родителей и принять участие в акциях «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка».
С самого был составлен план работы.
- Определить в общем виде, какой продукт получится в конце работы, т.е. определить цель.
- Окончательно решить, какой конкретный продукт будет выполнен.
- Изготовить продукт, предварительно используя приём моделирования.
- Организовать защиту проекта.
2 этап. Поиск цели для решения проблемы.
Чтобы определить цель, решили подробней узнать об том, что такое презентация, сбор информации, каковы принципы и виды их оформления. Класс разделился на две группы. Одни искали материал в книгах, энциклопедиях, другие в интернете. Полученный материал систематизировали и решили, что каждый ученик составит свой лист славы (напишет о герое ВОВ в своей семье). А затем все листы будут соединены и оформлены на сайте акции «Бессмертный полк», в презентации. Таким, образом, определился коллективный продукт.

3 этап. Поиск возможностей достижения цели.
Поскольку цель определена, начинается поисковая работа по её реализации. Ребята работают с разными источниками информации, накапливают материал, выделяют самое главное. На этом этапе важно конкретизировать цель, понять, как будет выглядеть проектный продукт.

4 этап. Практическое изготовление продукта.
Изготовление продукта начинается с исследовательской работы (моделирование). Здесь важно определить необходимые материалы, инструменты, способы изготовления. При изготовлении презентации полученную информацию школьники оформляют, используя собранный материал. Возникали споры по поводу способов изготовления. Но, в результате, удалось прийти к единому мнению по вопросам оформления презентации. Кроме этого, были изготовлены штендеры, с которыми, дети приняли участие в шествии «Бессмертного полка».
5 этап. Защита проекта.
На этом этапе ребята знакомят слушателей и родителей с процессом и результатами своей работы: как она проходила, как собирали информацию, общались с разными людьми, проводили исследовательскую работу. Были поставлены условия, что материал надо излагать чётко и коротко, выбирать самое главное. Защита была проведена на внеклассном мероприятии.
На защите ребята рассказывали о своих трудностях в изготовлении презентации и о том, как они их преодолевали. Основной проблемой оказался небольшой объем информации, которой обладали члены семьи героя и его родственники, за давностью времени не у всех сохранились фотографии участников войны. Плюсами этого проекта стало то, что каждый ребенок, вне зависимости от объема представленной информации с гордостью рассказывал о своем прадеде или дедушке. Для детей - возможность достаточно быстро увидеть свой результат.

Для воспитателя этот проект – элемент воспитательной, учебной, художественной работы.Тема Великой Отечественной войны, проработанная таким образом, очень хорошо воспринимается и запоминается; знания, полученные ребенком в результате исследования, а затем в обсуждении целым классом, закрепляются в момент создания итогового творческого продукта. Кроме того, здесь прослеживается связь с другими предметами и внеклассными мероприятиями.

Источники
1.выписки из газет.
2.семейные альбомы
3.сбор информации из книг «Они пришли живыми» и «Память народная».
4.рассказы родителей и родных старшего поколения.
5.интернет ресурсы
1