СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторение по разделу «Материаловедение» Страна тканей 5кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Повторение по разделу «Материаловедение»

Страна тканей

Цель: обобщение и применение полученных знаний на практике.

Образовательная:

- Обобщить и систематизировать материалы темы, отработать практические навыки.

- Формировать у учащихся умения работать коллективно и повышать интерес к предмету, посредством активных форм работы.

Развивающая:

- Развивать устную речь учащихся,  наблюдательность, логическое мышление, воображение, произвольное внимание (записи в таблицах).

- Развивать чувства товарищества и взаимной ответственности.

Воспитательная:

Воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи, прививать навыки культуры труда и аккуратности

Оснащение урока: проектор, презентация,  образцы тканей,  карандаш, линейка, ластик, клей, эскизы открыток.

 

Форма урока: урок-соревнование.

Методы обучения:

- словесные: загадки, вопросы, конкурсы;

- наглядные: слайды, коллекции образцов ткани;

- практические: самостоятельные работы учащихся по изготовлению текстильной открытки из х/б и льняных тканей.

 

Ход урока

I. Орг. момент.

1.1. Приветствие;

1.2. Проверка явки учащихся;

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку;

1.4. Настрой учащихся на работу;

1.5. Доведение до учащихся темы и плана урока. (Слайд 1 )  

 

II. Условия игры.

Класс делится на две команды  (их название: “ниточка”, “иголочка”). Объяснение условий соревнования. Форма работы разная: коллективная и индивидуальная, но каждый работает не только за себя, но и в целом за всю команду. За каждый правильный и правильный ответ команда получает балл или звезду.

III. Разминка. Отгадайте загадки.

В высоком дворце

Маленькие ларцы.

Кто их открывает,

Белое золото добывает.                                        (Хлопок)(Слайд  2 ).

Голубой глазок, золотой стебелёк,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает и дом украшает.                          (Лен)(Слайд 3  ).(Слайд   4 ).  

А что это за растения и для чего они необходимы?

Какие части этих растений используют для  производства  ткани?

Лен и хлопок известны человеку с давних пор. В настоящее время они  возделываются во многих странах мира.

Р.К. А как вы думаете, выращивают ли  эти культуры на территории нашего Труновского района? (Слайд   5 ).  

Наши предки изготавливали ткани сначала из диких растений крапивы, конопли, а в настоящее время  хлопок и лен,  служат волокнами для изготовления тканей.

(На Слайде  6 слово ВОЛОКНО и две стрелки)

 Скажите, а что получают из волокна?

(На  Слайде 6   появляется слово ПРЯЖА)

А  как называется операция, в результате которой из волокна получают пряжу?

(На  Слайде  6  цепочка  из слов Волокно-----прядение------пряжа)

Обратите внимание на слайд, в такой последовательности получают нити для изготовления тканей.

IV. Игра.

Рассказ учителя:

- история развития прядильного оборудования (Слайд 7 );

- современный ткацкий станок (Слайд 8 ).

 Пришло время следующего задания командам.

Задание 1. (Слайд  9)“Волшебный цветок”

Участники команды по очереди выбирает лепесток «цветка» на котором написан вопрос и получает право ответа.

  1. Нити, идущие вдоль ткани называются… (Основные нити)
  2. Нити идущие поперек  ткани называются ….  (Нити утка)
  3. Неширокая, плотная полоса, идущая с двух сторон ткани – это…. (Кромка)
  4. Переплетение  нитей основы и утка называется …. (Ткацкое переплетение)
  5. Процесс получения ткани из пряжи – это  (Ткачество)
  6. Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей называется… (Ткань).

(На  Слайде 9  появляются все понятия)

Все эти понятия  характеризуют  производство ткани.

(Вручение звезды).    Комментарии.

Задание 2. «Угадай».

Объяснение условий.

Перед вами лежат образцы тканей, определите, что это за ткань и заполните таблицу. Укажите направление нити основы и утка, но прежде вам нужно вспомнить их отличительные признаки и записать в таблицу 1..

(Слайд 10 ).

Не забывайте, что у нас соревнования, поторопитесь.

Признаки определения

1-й образец   

2-й образец   

По внешнему виду:

- блеск;

- тонина.

 

Матова,

Тонкая

 

Блестящая

Толстая

На ощупь

Мягкие

Жесткие

Осыпаемость

Слабая

Средняя

Вид ткани

Хлопчатобумажная

Льняная

(Вручение звезды).

Задание 3.

«Определи» на образцах тканей направление нити основы и утка, но прежде вам нужно вспомнить их отличительные признаки. Кто быстро и правильно выполнит задание, получит звезду.

Давайте проверим  вашу работу. (Слайд 11 ).

 

(Вручение звезды).     Комментарий.

V. Физминутка. «Мастерица». (Слайд 12 ).

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.

В понедельник я кроила,

А во вторник — платье шила

В среду — фартук вышивала,

А в четверг — белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

Учитель. А сейчас мы переходим к заключительному конкурсу наших соревнований.

Задание 4. . “Конструктор”(мини-проект). (Слайд 13 ).

Объяснение условий.

Участники команд получают задание: Пользуясь технологической картой выполнить  текстильную открытку. 

Каждая команда из вырезанных  деталей составляет аппликацию по технологической карте. Перед началом работы  учащиеся выбирают образцы натуральных тканей и определяют лицевую и изнаночную сторону деталей. Если детали вырезаны неправильно их, обязательно, нужно отложить в сторону. (Самооценка уч-ся: правильный выбор образцов, сторон тканей, аккуратность и эстетический вид работы)

VI. Финал.

Подсчитать количество звёзд в командах.

Награждение победителей и участников.

Оценка за урок выставляется за активное участие в игре каждому обучающемуся.

 (Слайд 14 )

Рефлексия.

 

- Молодцы! Я очень за вас рада. А теперь я хочу попросить всех сидящих в этом классе поднять правую руку и погладить, то есть поблагодарить соседку с правой стороны. У вас  замечательная соседка, которая с вами прекрасно сотрудничала весь урок. А теперь поднимите левую руку и погладьте соседку с лева. Она такая замечательная, такая творческая, как и справа, и мы благодарим ее за это! Ну а теперь поднимите, пожалуйста, две руки  (аплодисменты), вы самые лучшие! Вы прекрасно работали на уроке, зарядились, я надеюсь, хорошим настроением, творческими идеями, которые вам пригодятся на следующем уроке.

Наш урок подошел к концу. Пусть эти открытки станут амулетом, которые будут  хранить в вашей памяти минуты нашей встречи. Всего вам хорошего. До свидания.