СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум "Сословия России в XVII веке" с реализацией приёма составления определения исторического понятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном практическом занятии особое внимание уделено формированию у учащихся навыков формулирования определения исторического понятия, исходя из знания содержания понятия. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Сословия России в XVII веке" с реализацией приёма составления определения исторического понятия.»

Тема: Урок истории в 7 классе «Сословия в России в 17в.» с реализацией приёма составления определения исторического понятия.

Вид урока – урок - практикум

Цель учителя:

  • Деятельностные: научить детей находить причину своих затруднений, действовать по алгоритму, формулировать определения исторических понятий, оценивать свою работу по критериям;

  • Содержательные: определить место сословий России в системе государственного устройства 17в.

Цель для учащихся:

  • Предметные: научиться составлять определения к историческим понятиям.

  • Метапредметные: анализировать свою работу, уметь находить причину своих затруднений, уметь исправлять ошибку. Самостоятельно выстраивать алгоритм действий по устранению затруднений.

Оборудование: учебник, рабочие листы, компьютер, телевизор, презентация исторические словари.

Ход урока.



  1. Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Здравствуйте, ребята!

- Мы на протяжении многих уроков изучали Смутное время, восшествие на Российский престол новой династии Романовых, начало восстановления хозяйственной жизни страны, государственного устройства и формирования новых слоёв населения.

- Как называются слои населения в России в 17 в.? (Сословия). Да, ребята, верно.

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Как мы сформулируем тему? (Сословия России 17 в.)

- В нашей работе мы будем использовать рабочие листы. И давайте начнём их заполнение. Впишите свою фамилию и тему урока (Сословия России 17в.) Записать на доске тему.

  1. Выявление затруднений в реализации нового знания и умения.

- Ребята, а что такое сословие? (Дают определение). Вы знаете это определение потому, что с ним мы работаем с 6 класса. Вы его учили, мы с вами проводили исторический диктант, а сейчас я спросила вас и возникли затруднения.

- У вас возникают затруднения, когда необходимо в какой-то форме работать с понятиями на уроках?

- Какие? (- Определения постоянно забываются;

- Не понятно, о чём идёт речь;

- В них содержатся слова, которые не применяются часто и забываются.)

- Вы обратили внимание на то, что в качестве проблемы вы выделили, что определения забываются? А что же делать? Как запомнить сотни определений? И возможно ли это? А, ведь вам необходимо сдавать экзамены и задания с историческими понятиями обязательно присутствуют в рамках аттестации! (Научиться составлять, формулировать исторические понятия самостоятельно). Хорошо!



  1. Построение плана по разрешению возникших затруднений.

- И я предлагаю сегодня поработать в формате практической работы. У каждого из вас есть рабочие листы с различными заданиями. Мы изучим механизм составления определений в рамках темы «Сословия России 17в., ознакомимся с памяткой «Как составлять определение к понятию?», составим самостоятельно несколько определений по алгоритму. У ребят каждого ряда будет 3 определения. Выполнив работу, мы обязательно всё проверим, выявим наши ошибки, затруднения, оценим свою работу самостоятельно по предложенным критериям.



Теоретический блок. (На презентации)

- Что же такое определение?

Определение понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия.

Упрощенная схема определения может выглядеть так:

Понятие = Родовая принадлежность + существенные признаки или функции понятия.

- Обратимся к вашим рабочим листам. Выполните задание 1. Ознакомьтесь с формулой составления определения.

- Каким должно быть определение?

Каким должно быть определение?

  1. Определение должно быть научно правильным.

Это означает, что, определяя то или иное понятие, надо это сделать так, чтобы не исказить научный смысл этого понятия. Недопустимо написать: «Крестьяне- это люди, которые много работают».

  1. Определение должно содержать указание на ближайшее родовое понятие.

К определению понятия необходимо указать ближайшую родовую принадлежность. Нарушение этого требования приводит к различным ошибкам. («это когда», «это если») Например: Смутное время – это когда…

  1. Определение не должно быть тавтологией, т. е. повторяющей в иной словесной форме ранее сказанное. Например: «Крестьяне -это те, кто занимается крестьянским трудом».

- Снова обратимся к рабочим листам и выполним задание 2. Прочтите внимательно Памятку «Как составить определение». Зачитайте вслух.



Памятка «Как составить определение»

1. Выясните, частью какого, более общего понятия, более широкого по смыслу является определяемое слово. Например, серп – это хозяйственный инструмент. Смутное время – это исторический период.



2. Установите, какие существенные признаки отличают определяемый предмет, явление и др. от других, относящихся к этому же классу. Например, серп – это инструмент, применяющийся в сельском хозяйстве, а топор – инструмент, применяющийся в плотницком деле.



3. Составляя определения из признаков, следите за тем, чтобы:

- определение не было отрицательным (крестьяне – это не дворяне);

- чтобы определение было соразмерным, т.е. не слишком подробным, но и не слишком общим. Как правило, чем более конкретное понятие, тем более узкими будут формулировки;

- в определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

- определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.

-определение должно быть ясным и понятным.

- Если нет вопросов, то снова обратимся к рабочим листам и выполним задание 3. Это практическая работа по составлению некоторых определений понятий в рамках нашей темы. Выполним работу самостоятельно. Время выполнения 5-7 мин.

Практическая работа

(индивидуальная работа с последующей трансляцией результата):

1 ряд понятия:

дворяне- представители господствующего сословия в России, которые имели землю на условиях государственной службы.

черносошные крестьяне- группа крестьян, проживавшая на государственных землях, и платившая налоги в пользу государства.

Купцы- социальный слой, занимающийся торговлей различными товарами.

2 ряд понятия:

Бояре- высшее сословие феодалов, аристократы, имеющие землю в своей собственности и передающие её по наследству.

владельческие крестьяне- помещичьи крестьяне, проживающие на землях вотчин или поместий, находящиеся под властью помещика, платившие в его пользу барщину и оброк, а также государственные повинности. ремесленники.

3 ряд понятия:

Духовенство- церковнослужители, занимающиеся отправлением религиозных обрядов, имеющие свою иерархию.

посадские люди- торговое и ремесленное население города, которое несло государственное тягло- налоги, торговые пошлины, натуральные повинности.

Ремесленник- работник, занимающийся изготовлением различных изделий и предметов для обмена или продажи на рынке.



-После выполнения зачитайте вслух:

-Исправляем ошибки друг друга.

- Выполните задание 4. Обратитесь к словарю в учебнике и сравните эталонное определение с вашим вариантом.

- Выполните задание 5. Оцените свою работу по предложенным критериям, выставите себе отметку.

Рефлексия.

Давайте подытожим.

- Что вам показалось важным в рамках сегодняшней работы? Вы правы.

- Мы с вами изучили механизм составления определения к историческому понятию, даже научились самостоятельно формулировать важные определения в рамках данной темы.



Домашнее задание: 1. составить определения понятий, которые есть в тексте параграфов 15-18, но мы не обсудили их на уроке. Самостоятельно выбрать 5 понятий и дать им определения.

Физминутка.






1 ряд. Рабочий лист ученика ______________________________________ .

Тема урока _______________________________________________ .


Задание 1. Ознакомься с формулой составления определения понятий.



Понятие = Родовая принадлежность + существенные признаки или функции понятия.



З адание 2. Ознакомься с памяткой по составлению определения.


Памятка «Как составить определение»

1. Выясните, частью какого, более общего понятия, более широкого по смыслу является определяемое слово. Например, серп – это хозяйственный инструмент. Смутное время – это исторический период.

2. Установите, какие существенные признаки отличают определяемый предмет, явление и др. от других, относящихся к этому же классу. Например, серп – это инструмент, применяющийся в сельском хозяйстве, а топор – инструмент, применяющийся в плотницком деле.

3. Составляя определения из признаков, следите за тем, чтобы:

- определение не было отрицательным (крестьяне – это не дворяне);

- чтобы определение было соразмерным, т.е. не слишком подробным, но и не слишком общим. Как правило, чем более конкретное понятие, тем более узкими будут формулировки;

- в определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

- определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.

-определение должно быть ясным и понятным.

Задание 3. Составь определение к словам:

Дворяне- ______________________________________________________________________________________________________________



Черносошные крестьяне- _______________________________________________________________________________________________________________________

Купцы- _______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________ .



Задание 4. Сравни свой вариант определения с определением в словаре учебника на стр. 239.


Задание 5. Оцени свою работу по следующим критериям:


«5» - составлены 3 определения. Указаны 3 родовые принадлежности, есть существенные признаки понятий. Определение не содержит некорректных положений.


«4» - составлены 3 определения, у 1-го не указана родовая принадлежность, или она указана не верно, или у 1-го определения не указаны существенные признаки.

«3» - составлены 2 определения, одно из которых содержит неточности в указании родовой принадлежности или в существенных признаках.

«2» - Составлено 1 определение, которое содержит неточности в указании родовой принадлежности или в существенных признаках.


Оценка ___________ .





Ш. Литература

1. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России XVI-XVII вв. Учебник. 7 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2021

2. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. Москва, изд-во «Проспект», 2018

3. Згурский Г.В. Словарь исторических терминов. Москва, изд-во «Эксмо», 2017