Задачи:
- Формировать навыки правописания жи – ши.
- Продолжать работу по развитию связной речи и самостоятельности учащихся, мышления, активности.
- Продолжать работу по развитию интереса к предмету.
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, стремление к добрым поступкам.
Оборудование: иллюстрации, карточки с заданием.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
- Прозвенел звонок сейчас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво.
Вижу класс мой - хоть куда!
Что же начнём урок письма.
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь
Запишите число. Классная работа.
Минутка чистописания
Ж А И Ш У Ы
- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (буквы).
- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные, согласные).
- Назовите сначала гласные, затем согласные.
-В данных карточках самостоятельно обведите только гласные буквы. (КАРТОЧКИ)
-1-
- Давайте вернёмся к нашим буквам, записанным у вас в тетради и составим из них слоги.
- Запишите на одной строке слоги с буквой ж, на другой с буквой ш.
Списывая не спешите,
Букву к букве напишите
Я минуток через пять
Посмотрю в твою тетрадь.
Жа, жу, жи;
Ша, шу, ши
- Какая буква осталась лишней? Буква ы.
- Почему? ( жи и ши пиши с буквой и)
- Вспомните какие гласные пишутся после мягких согласных?(е, ё, и, ю, я, ь), после твёрдых (а, о, у, ы).
-Спешите это предложение. Выделите мягкие согласные. (у доски работает ребёнок).
- Назови мягкие согласные. (называет буквы). Чем обозначена их мягкость на письме? (называет гласные).
- Почему не назвали звук «ш», ведь гласная «и» обозначает мягкость на письме? (потому что «ш» всегда твёрдый).
- Да, ребята, звук «ш», как и звук «ж» - всегда твёрдый! Но в сочетаниях ЖИ и ШИ принято писать букву «и».
ВВОДНАЯ БЕСЕДА:
- Сегодня на уроке мы и будем упражняться в написании слов с сочетаниями ЖИ – ШИ. Но урок наш необычный. Мы отправимся в путешествие. По пути нам могут встретиться различные препятствия.
-2-
- А поможет нам совершить такое путешествие герой сказки, а какой, угадайте сами:
«НА СМЕТАНЕ МЕШЕН,
НА ОКОШКЕ СТУЖЁН,
КРУГЛЫЙ БОК, РУМЯННЫЙ БОК,
НУ, КОНЕЧНО , ……………..». КОЛОБОК
- Погулял Колобок по лесу и теперь возвращается домой, да дорогу домой забыл. Поможем ему отыскать? Тогда в путь.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- А кто идёт нам на встречу?
ОН ВСЮ ЗИМУ В ШУБЕ СПАЛ,
ЛАПУ БУРУЮ СОСАЛ, А, ПРОСНУВШИСЬ, СТАЛ РЕВЕТЬ.
ЭТОТ ЗВЕРЬ ЛЕСНОЙ….. (медведь)
Запись словарного слова
Медведь (постановка ударения в слове)
мед-ведь (2 слога)
-А где живёт медведь?
Медведь - дикое животное.
Запомните правило:
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
Жи да Ши, Жи да Ши,
С буквой и всегда пиши.
- Молодцы! Медведь говорит, что он покажет нам дорогу, если мы с ним поиграем в игру «Один-много».
-3-
- А мы оказались на небольшой полянке.
Физпауза про медвежат
-Ой, а кто это так воет?
-Да это же волчок!
- Ребята, волчонок принёс вам вот эти конверты, справитесь с заданием, покажет дорогу дальше.
Конверты с заданием:
Вместо точек вставить нужную букву, объяснить значение пословицы.
- Ж…ЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.
- НЕ СПЕШ… ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.
- ВЕК Ж…ВИ – ВЕК УЧИСЬ.
- ПОСПЕШ…ШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШ…ШЬ.
- С заданием справились, Волчонок доволен. Хвалит вас за успехи.
- Скорее в путь. Колобок спешит домой.
- Тихо. Послушайте, кажется, кто – то плачет?
- Да это зайчик. Что случилось? Оказывается, он учится в лесной школе, не может выполнить задание. Забыл правило, как пишутся слова с ЖИ и ШИ.
- А вы помните? Кто хочет помочь зайчику?
Работа с учебником
- Тогда откройте учебник на стр. 99, упр. № 4.
- Давайте прочитаем задание.
- Учащиеся, работающие по индивидуальной программе, выполняют задания по карточкам.
- Проверка задания: дети читают не все предложения, а только слова, в которых вставили буквы.
-4-
- Давайте объясним зайчику, как пишутся слова с ЖИ и ШИ. (хором).
- А теперь в путь. Вон за речкой я уже домик Колобка вижу. Только надо мостик перейти.
- А кто же брёвнышки раскатил? Я догадываюсь, что здесь без лисоньки не обошлось. Ведь теперь Колобок не сможет попасть домой. А можно ли друзей оставлять в беде?
- Тогда, скорее, за работу. Приготовим новые брёвнышки.
-Из данных на доске брёвнышек составить слова.
- Прочитайте полученные слова. Объясните, как вы написали слоги ЖИ и ШИ.
- Какой замечательный мостик получился из наших брёвнышек.
- Вот Колобок и дома. Он прощается с вами и говорит, что вы – настоящие друзья. Находчивые, сообразительные, дружные. Большое вам спасибо.
ИТОГ УРОКА:
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Чему учились на уроке? (мы научились писать слова с сочетанием ЖИ и ШИ).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр.100 упр №6.
- Первые две строчки выучить наизусть, в последующие две вставить пропущенную букву. По карточке задание.
Знаем твёрдо: ЖИ и ШИ
С буквой И всегда пиши:
Мыш…, еж…, уж….,
Лыж…., луж…., камыш… .
-5-