Урок № 15 -16 «Профессиональные и жизненный планы. Профессиональная пригодность».
Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был и целью, и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в его результатах.
Рейхани
Многие миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь, но не всем удается достичь желаемого успеха. Одна из причин, заключается в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы и составлены без учета своих способностей и возможных препятствий.
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения.
Профессиональный план – представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах роста.
Схема личного профессионального плана
Главная цель | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться |
Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы | Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста |
Пути и средства достижения цели | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы) |
Внешние сопротивления на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей |
Внутренние условия достижения цели | Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к теоретической и практической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные варианты и пути их достижения | Например: «Не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ» и т.д. |
Профессиональный план – это мысленное представление будущего. Профессиональный план с различными вариантами решения жизненных проблем является хорошей возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач.
Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.
Карьера – активные достижения человеком успехов в профессиональной деятельности.
В содержание профессиональной карьеры включается получение более высокой оплаты труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватная оценка обществом трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными, если человек пригоден к выбранной профессии.
Профессиональная пригодность - это взаимное соответствие человека и его дела, профессии.
Например: там, где нужна большая физическая сила, не может работать женщина. Или дальтоники не могут быть шоферами, потому, что сигналы светофора цветовые (дальтоники не различают цвета – особенно красный). Формирование профпригодности – это подгонка не только человека к профессии, но и профессии к человеку.
Рекомендации по формированию профпригодности:
Подробно разобрать требования избранной профессии к человеку.
Сравнить эти требования со своими индивидуальными качествами и выявить соответствующие и несоответствующие.
Наметить план самовоспитания и развития необходимых качеств.
Существует несколько степеней профессиональной пригодности:
1. Непригодность к конкретной профессии
О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой в той или иной области деятельности. Однако противопоказания могут быть не только медицинские.
Есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором. Для данных профессий требуется абсолютная профессиональная пригодность. (АПП)
Круг профессий с АПП: композитор, художник, архитектор, спортсмен, космонавт, водолаз, оператор, обслуживающий пульт управления атомной станции и др.
Б. Шоу в ресторане подозвал официанта и спросил, играет ли оркестр по заказу. «Конечно», — ответил официант. «Тогда отнесите им фунт стерлингов, и пусть они полчаса поиграют в покер».
Назовите личностные особенности, делающие профнепригодными учителя, продавца, диктора, военного, оператора, водителя.
2. Пригодность к конкретной профессии или группе профессий.
Это означает, что у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей. Вы можете выбрать эту профессию, есть шанс, что вы будете хорошим специалистом в данной области – это относительная профпригодность. Относительная профпригодность формируется в процессе трудовой деятельности. Круг таких профессий очень велик: это профессии учитель, врач, инженер, строитель, продавец и др.
3. Соответствие конкретной профессиональной деятельности.
Человек соответствует выбранной профессии в том случае, если у него есть качества, профессионально важные для данной деятельности, в том числе выраженный интерес к этому предмету труда, профессиональное образование, опыт успешной работы в данной области. Такому специалисту можно доверить штурвал самолета, скальпель хирурга, диспетчерский пульт.
4. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности.
Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.
…Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному. «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!» «Я ваших стахановских методов не знаю, — отвечал портной, — приходите через три дня и забирайте оба!» Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?» «Его шил сам Затирка (знаменитый портной — примеч. авт.)», — гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» — парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня — от новых костюмов.
Не каждому дано найти свое призвание. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации, то есть побуждению к действию.
Истоки отношения человека к труду помогает понять классификация, предложенная немецким психологом Э. Фроммом, в соответствии с которой люди делятся на следующие типы (Фромм Э. Иметь или быть):
• Рецептивный, или берущий. Люди этого типа считают, что все им чего-то должны: деньги, работу, любовь, внимание, поэтому они ждут, когда все это к ним придет. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но беспомощны, зависимы, неспособны принимать самостоятельные решения.
• Эксплуататорский, или овладевающий. Люди этого типа стремятся использовать ресурсы и возможности других людей в своих целях, действуя силой или хитростью. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: работу, идеи, деньги; а те, у кого уже ничего не осталось, им не интересны.
• Стяжательский, или сберегающий. Смысл жизни людей этого типа — накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. Этот тип описан у Бальзака (Гобсек), Пушкина (Скупой рыцарь), Гоголя (Плюшкин), Чехова (Ионыч).
• Рыночный, или обменивающий. Рыночная личность воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа — карьера и деньги. Их отличительные особенности — честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. В последние годы эта модель поведения активно внедряется в сознание людей.
• Творческий тип личности постигает мир через любовь и разум. Человека творческого типа видит счастье в своей работа. «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
• Из пяти перечисленных типов только один Фромм называет продуктивным. Как вы думаете, какой? Обоснуйте свой ответ.
Примечание. Фромм считает продуктивным только творческий тип личности.
Практическая работа «Мотивация выбора профессии»
Инструкция: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-«, если не имеет значения.
Вопросы
Интерес к содержанию профессии желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
Стремление к совершенствованию, развитию навыков и умений в избираемо сфере трудовой деятельности.
Убеждение, что данная профессия имеет высоки престиж в обществе.
Влияние семейных традиций.
Желание приобрести материальную независимость от родителей.
Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
Желание руководить другими людьми
Привлекает индивидуальная работа.
Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.
Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.
Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
Стремление сделать свою жизнь насыщенной. Интересной, увлекательной.
Возможность проявить самостоятельность в работе.
Привлекает предпринимательская деятельность.
Необходимость материально помогать семье.
Желание приобрести экономические знания.
Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
Привлекает профессия, которая требует длительного обучения.
Желание работать в престижном месте.
Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант. Брокер).
Желание приносить пользу людям.
Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
Привлекают внешние свойства профессии ( быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды)
Лист ответов
А | Б | В |
№ | ответы | № | ответы | № | ответы |
3 | | 5 | | 1 | |
4 | | 8 | | 2 | |
7 | | 11 | | 6 | |
17 | | 14 | | 9 | |
18 | | 15 | | 10 | |
19 | | 16 | | 12 | |
21 | | 20 | | 13 | |
24 | | 23 | | 22 | |
Результаты: подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А,Б,В) отдельно. Наибольшее количество «+» означает:
- «А» - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высоки уровень притязаний;
- «Б» - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
-«В» - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.
Домашнее задание.