СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие «По природным зонам России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - путешествие "По природным зонам России"

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие «По природным зонам России"»

Окружающий мир. Урок-путешествие «По природным зонам России. Обобщение»


Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.


Форма урока: Урок-путешествие.


Цели урока:

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, об экологических проблемах природных зон России

-взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.


Развивать:

-познавательный интерес;

-творческую активность;

-умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-умение работать с картой.


Воспитывать:

-бережное отношение к природе;

- взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

-повысить интерес к предмету через игровую форму урока.


Оборудование:

Мультимедийная установка, карта природных зон, картинки животных, карточки, кроссворды, видеописьмо, видеоролик


Формы работы: фронтальная, групповая, парная.


Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.


Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.












Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок.

- Все готовы, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

2. Презентация Слайд №1

- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие по природным зонам России вместе с международной организацией "Гринпис”.

- Ребята, кто знает, чем занимается эта организация?

Максим (Выступает против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами, мусором, проводит акции в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов животных и растений.)

- Правильно, Максим.

- И мы с вами сегодня выясним, какие экологические проблемы существуют в разных экологических зонах.

Для этого вы распределились на три группы Презентация. Слайд № 2

(Кладу на столы таблички)

1 группа – ботаники;
2 группа – зоологи;
3 группа – экологи.


- Каждая группа будет рассматривать экологическую проблему природной зоны с точки зрения своей науки.


- А теперь, внимание! Загадка!


-Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер мчится.

Белый чертит за собой

След в лазури голубой? (Самолет)

- Правильно. Совершим мы с вами путешествие на самолёте!

- Итак, в путь!

- Для того, чтобы определиться с какой природной зоны мы начнём наше путешествие, надо выполнить задание. Это задание вы видите на экране. Карточки с заданием лежат у вас на столах.

Презентация Слайд № 3



Верблюжья колючка

Карликовая берёза


Субтропики

Лесная зона

Пустыня

Тундра

Степь

Ель



Ягель



Магнолия



Типчак



Клён



Джузгун



Дуб



Тюльпан


- Соедините название растения и название природной зоны. (Дети работают в карточках).

- Выполняем.

- А теперь давайте проверим. Презентация. Слайд №4

Оцените свою работу?

- Растение и природная зона соединена правильно-1 балл. Подсчитайте баллы и запишите


- Какой природной зоны здесь нет? (Зоны арктических пустынь) Презентация слайд № 5

- Вот туда мы и отправимся. (Перемещаем самолёт)

- Ребята, а какие экологические проблемы существуют в зоне Арктических пустынь?

(Работаем в группах) Кто готов, поднимаем руки.

Ботаники: В арктической пустыне суровые условия, вечная мерзлота, дуют холодные ветра. Растений очень мало.

Зоологи: Из-за освоения Арктики человеком возникли экологические проблемы. Они связаны с браконьерством. Редкими стали белые медведи и моржи. От рук браконьеров страдают и тюлени, особенно их детёныши. Люди занимаются рыболовством зачастую хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств.

Экологи: С различных судов в воду и на берега попадает мусор. На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов.

-Молодцы!

- Ребята, а кто из вас скажет, какой заповедник находится в этой зоне?

Ученик: "Остров Врангеля”. (№1)

- Кто покажет и расскажет об этом заповеднике? (Егор)

Этот арктический остров расположен между Восточно-Сибирским и Чукотскими морями. Назван в честь российского полярного исследователя Фердинанда Врангеля. Остров стал заповедником в 1976 г., а в 2004 г включен в список Всемирного наследия. На остров приходят медведицы из разных уголков Арктики. Остров называют «родильным» домом белых медведей, появляются белые медвежата. На острове живет овцебык - редкое животное.

-Молодец, Егор. Садись.

- Наше путешествие продолжается. Следующее задание.

2) На экране картинки животных. (Северный олень, морж, песец, белая сова).

Презентация. Слайд 6





- Ребята, скажите какое из этих животных лишнее? (Морж). Почему?

Аня: Морж живёт в Арктике, а остальные в тундре. Презентация. Слайд №7

-Молодец, Аня.

- Отправляемся в тундру. Презентация. Слайд 8

-Ребята, какие экологические проблемы существуют в зоне тундры? (Работаем в группах)

Ботаники: Природа тундры ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают.

На многих оленьих пастбищах исчезает ягель, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.

Зоологи: большой вред животному миру наносит незаконная охота- браконьерство.

Экологи: Во время добычи нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению.


- Молодцы!

- Какой известный заповедник находится в зоне тундры?

Ученик: Таймырский заповедник. (№2)

- Кто покажет и расскажет об этом заповеднике? (Вова)

На севере России, на Таймырском полуострове в 1979 г был взят под охрану большой участок тундры. Здесь живут дикие северные олени и овцебыки. Из птиц гнездятся краснозобая казарка и сокол-сапсан. Краснозобая казарка-это небольшой гусь. Казарки строят свои гнёзда недалеко от гнёзд сокола – сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому казарку не трогает. Зато он защищает её гнездо от песцов.

- Молодец, Вова. Садись.

-Чтобы продолжить наше путешествие, вы должны отгадать загадки:

Презентация. Слайд № 9

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки,
Да это ж........ (снегири).

Всё хлопочет и вертится,
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется .......... (синица).

В круг ствола большой сосны,
Шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице, затратил 
Много сил проворный ........ (дятел).

Эту птицу всякий знает,
На шесте её дворец.
Червячков птенцам таскает,
Да поёт весь день ....... (скворец).


- Почему люди называют птиц своими друзьями? (Ответы детей) - Молодцы!
- А в какой зоне живут эти птицы? (В лесной зоне)

-Мы отправляемся на самолете в лесную зону. Презентация. Слайд № 10

-Ребята, какие экологические проблемы существуют в Лесной зоне? (Работаем в группах)

Ботаники: Экологические проблемы связаны с вырубкой леса. Раньше казалось, что лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

Зоологи: Экологические проблемы связаны с браконьерством

Экологи: Люди оставляют в лесу мусор. Разводят костры в лесу, что приводит к большому пожару. От костра на земле остается некрасивое чёрное пятно, оно не зарастает травой много лет.

- Молодцы, ребята!

- Какой заповедник находится в этой природной зоне?

Ученик: Приокско-терраский заповедник (№3)

- Кто из вас пойдёт покажет и расскажет о Приокско-Террасном заповеднике.

(Аня)

Приокско-Терраский заповедник находится на юге Московской области, на берегу реки Оки. Был создан в 1945 г. Здесь берег широкими уступами спускается к реке. Такие уступы ученые назвали террасами. Отсюда и название заповедника. Почти всю территорию занимает лес. Самый знаменитый зверь заповедника-зубр. Сейчас в заповеднике большое количество зубров. Некоторых отлавливают и переселяют в другие районы.

-Молодец, Аня, садись!

- Чтобы узнать, куда наш самолет отправиться дальше, надо выполнить следующее задание:

Ребята, на доске карточки: растения – насекомые – серая куропатка – степной орёл.

- Что это? - Цепь питания.
- Цепь питания какой зоны? - Степи.
- Отправляемся в зону Степей. Презентация слайд 11

- Ребята, какие экологические проблемы существуют в зоне степи?

Ботаники: Главная экологическая проблема этой зоны - распашка полей. Степи повсюду распаханы. На нераспаханных участках полей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте. Происходит перевыпас скота. Из –за этого разрушается почва.

Зоологи: Из-за перевыпаса скота страдают дикие животные. Браконьерство-это ещё одна проблема.

Экологи: Разрушение почвы.


- Молодцы!

- Какой заповедник находится в зоне Степей?

Ученик: Ростовский заповедник. (№4)

- Ребята, кто покажет на карте и расскажет о Ростовском заповеднике? (Лера)

Ростовский заповедник основан в 1995 году. Заповедник интересен тем, что здесь на воле обитают дикие лошади - дикие мустанги. Растительность представлена 410 видами. Что касается животных, то только одних млекопитающих насчитывается 50 видов.

- Молодец, Лера. Садись.

- Ребята, я получила сообщение. Послушайте его и постарайтесь догадаться человек, какой профессии писал это письмо и в какой зоне живёт.

На экране запись. Презентация. Слайд 12

1 – зона арктических пустынь;
2 – тундра;
3 – лесная зона;
4 – степь;
5 – пустыня.

Звучит аудиописьмо на телефоне

… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.

Ученик: Это водитель. Пустыня.

- Итак, наше путешествие на самолёте продолжается в природную зону Пустыня.

Презентация Слайд № 13

- Ребята, какие экологические проблемы существуют в зоне Пустынь?

Ботаники: Неумеренное орошение вызывает засоление почвы - в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.

Зоологи: Браконьерство. Под угрозой исчезновения оказались некоторые животные пустынь. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков.

Экологи: Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки из-за перевыпаса скота.


-Молодцы, ребята!


- А кто мне скажет, какой заповедник находится в этой природной зоне?

Ученик: «Черные земли». (№5)

- Ребята, кто покажет на карте и расскажет о заповеднике «Черные земли»?

(Артем) Заповедник «Черные земли» находится в республике «Калмыкия». Он был создан в 1990г. Называется так, потому что зимой здесь не бывает снега и местность действительно кажется черной. Вэтом заповеднике есть участки полупустынь, пустынь, и красивое озеро Маныч-Гудило.

- Молодец, Артём, садись,

-А теперь, ребята, давайте отдохнём. Встали.

Физминутка: Слайд №14

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.

- В какой природной зоне есть море? (Субтропическая зона)
- Какое? (Чёрное море)
- Вот туда мы и полетим на самолете. Презентация. Слайд № 15

- Ребята, какие экологические проблемы существуют в Субтропической зоне?

Ботаники: Люди, приезжающие отдыхать к морю, срывают красивые растения, ломают ветки деревьев и кустарников, вырезают надписи на стволах, ловят на память жуков.

Зоологи: Они ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Люди выбрасывают медуз на берег, где они погибают под лучами солнца.

Экологи: Выбрасывают мусор где попало. Сбрасывание сточных вод в водоёмы.


-Молодцы!

- Какой национальный парк находится в субтропической зоне?

Ученик: Сочинский № 6

- Ребята, в каком году он был создан и для чего? (Саша, Максим)

- Национальный парк «Сочинский» был создан в 1983 году для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа.


-Молодцы!


- Изучая природные зоны, ребята, мы составляли "Красную книгу России”, её небольшую часть.

- Почему она так называется?

Ученик: в ней собраны растения и животные, которые находятся под угрозой исчезновения.

- А теперь, давайте проверим, как вы запомнили названия животных и растений, которые вы занесли в Красную книгу.

Презентация. Слайд№16

- Ребята, на столах лежат листочки с кроссвордами и задания к ним по вариантам. Всего 5 заданий. 1 правильный ответ-1 балл. Приступаем.

- Кто выполнит задания, поднимите руки.

- А теперь проведем взаимопроверку. Поменяйтесь листочками и проверьте, как выполнено задание.

Презентация. Слайд № 17

- Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения задания. Посчитайте количество правильных ответов.

- Кто выполнил задание правильно?

- Молодцы. С кроссвордом справились.

VI Рефлексия

-Вот и подошло наше путешествие к концу.

- Ребята, где могут пригодиться в жизни знания, которые мы получили сегодня?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Ребята, на уроке все работали хорошо. (Оценки)?


- А закончить наше путешествие мне хочется просмотром видеофильма. Презентация. Слайд № 18

Д/з Нарисовать редкое растение или животное одного из заповедников.