Учитель технологии Власенко В.В.
Урок по технологии в 6 классе
Тема. Урок - путешествие в страну «Ниточного дизайна».
Практическая работа. Выполнение рамки для фотографии.
Цель: Ознакомить учащихся с историей ниточного дизайна, с основными его приёмами; изучить и практически закрепить разные приёмы художественного оформления рамки для фотографий, используя цветовую гамму; формировать умение чувствовать красоту; развивать восприятие творческого воображения; воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Оборудование, материалы, наглядность: инструкционные карты с приёмами ниточного дизайна; образцы различных видов вышивки ниточного дизайна, технические рисунки, картон, иголки, нитки.
Объект труда: рамка для фотографий.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, математика, черчение.
Тип урока: Урок – путешествие в страну «Ниточного дизайна».
Ход занятия
Эпиграф:
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ.
СОЕДИНЯЙТЕ НЕ СОЕДИНЯЕМОЕ.
ТВОРИТЕ И ПОЛУЧАЙТЕ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВАШЕЙ РАБОТЫ.
1. Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений.
2.1 Сегодняшний урок мне хочется начать с загадки: вы должны угадать слово. (Вышивка)
- распространенный вид декоративно-прикладного искусства;
- в ней отображается душа народа;
- выполняется машинным и ручным способом;
- один из самых древних способов украшения одежды;
- на ней не должно быть узелков;
- её делают золотом, лентами, нитками.
Правильно, это вышивка.
А, какие виды вышивки вы знаете?
Ответы детей (гладь, крестик, тамбур, мережка и т.д.)
Молодцы вы назвали много видов вышивки, с которой познакомились на уроках трудового обучения.
Искусство вышивки с древних времен широко распространено у всех народов. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Приёмы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное. И постепенно узоры приобретали законченность композиции, единство орнамента и техники исполнения.
3. Изучение нового материала
Сегодня снова в моду входят изделия созданные в народном стиле, а так же вещи, которые отличаются своей оригинальностью. Хочется познакомить вас с техникой ниточного дизайна (изонити, нитяной графике) которая похожа на вышивку по принципу своей работы, но имеет больший простор для фантазии и воображения. Так как один и тот же рисунок можно выполнить множеством приёмов. Работы этой техникой выполняются очень быстро и завораживают своей простотой.
Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.
И мы с вами отправляемся в Англию, страну, где впервые появился ниточный дизайн.
Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити.
В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.
Изонить называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Этой основой может служить картон, наждачная бумага или бархатная. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине. А на Новогодних сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.
Сначала, кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приёмов. Однако в изонити всего три приёма: заполнение угла, дуги и окружности.
4. Практическая работа.
Сегодня я научу вас изготавливать рамку для фотографий в технике ниточного дизайна. В эти рамки вы можете поместить фотографии дорогих вам людей и оригинально украсить ими свою комнату. Рамка выполняется на основе заполнения прямого угла.
А теперь поподробнее: заполнение угла. На изнаночной стороне начертите угол в соответствии с размером фотографии. Он должен быть прямым, длина сторон может быть различной, а количество отверстий на сторонах угла должно быть одинаковым. Вершину угла можно не прокалывать. Заполните угол по инструкционной карте №1.
Но сначала повторим правила Т.Б.. Я показываю инструмент, вы называете правила. (Ножницы, игла с нитью).
Ответы детей:
Ножницы - не кладут на край стола
- кладут с права от работающего с сомкнутыми лезвиями, ручкой к себе.
- передают ручкой, вперёд сомкнув лезвия.
Игла с нитью - не вкалывать во время работы в одежду.
- не использовать ржавую иглу.
- пользоваться игольницей.
- сломанную иглу сдавать учителю.
- в конце работы проверить количество игл.
- не перекусывать нитку зубами, отрежь ножницами.
- правильно отмерять длину нити.
Показ работы, схемы выполнения.
Вопросы есть? Подберите нити контрастного цвета (в этом вам поможет цветовой круг, в котором цвета расположены в следующем порядке: красный – оранжевый – желтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый. Что бы изделие выглядело эффектней нужно брать цвета находящиеся далеко друг от друга в цветовом круге). Выберите иголку, определите длину нити, завяжите узелок. Прежде чем выполнять работу выберите старшего группы, под его руководством оцените ваши работы в соответствии с требованиями оценочного листа (заполните его). Старший группы представляет лучшие работы.
Дети работают под музыку.
Самостоятельное выполнение работы по инструкционным картам.
Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
5. Подведение итогов.
Что нового вы сегодня узнали?
Чему вы научились?
Вы молодцы. Хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие рамочки у вас получились. Теперь мы можем вернуться домой. Покажите гостям ваши работы.
На этом наш урок окончен. Благодарю вас за активное участие в нашем путешествии. До свидания.
Оформление урока.

Учащиеся за работой.

7