Урок – путешествие в страну «Покрытосеменные растения»
по биологии в 7 классе.
Цель урока:
1.Образовательные:
- закрепить и обобщить особенности отдела «Покрытосеменные растения» ;
-формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом /гербарии, определительные карточки/;
2.развивающие:
-развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
-развивать наблюдательность, речь учащихся;
3.воспитательные:
-прививать навыки коммуникативного общения;
-совершенствовать навыки работы с гербарием и по инструктивным карточкам;
-осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока;
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: урок – путешествие
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Оборудование: гербарные экземпляры цветковых растений, инструктивные карточки – определители, рабочие тетради к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Многообразие организмов» 7 класс.
Методы обучения:
- Словесные;
- Наглядные: мультимедийная презентация, демонстрация таблицы «Признаки двудольных и однодольных растений»
Ход урока
1.Организационный момент /Приветствие учителя, постановка цели и задач , типа и вида урока, запись на доске даты урока/
2.Вступительное слово учителя:
Добрый день, ребята!
Сегодня мы совершим путешествие по страницам устного журнала в «Отдел Покрытосеменные растения». ( слайд № 1) . Каждая страница устного журнала нам даст возможность еще раз проникнуть в тайны этого удивительного отдела. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Ребята, давайте вспомним:
-Какие растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?
-Какие жизненные формы растений вы знаете?
-Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека?
Затем учитель предлагает определить правильную последовательность эволюции растений ( слайд № 2).
Голосеменные Покрытосеменные
Покрытосеменные Голосеменные Папоротники
Папоротники А Псилофиты Мхи
Мхи Б Водоросли
Водоросли
Голосеменные Покрытосеменные
Покрытосеменные В Г Голосеменные
Папоротники Псилофиты Папоротники
Водоросли Мхи Мхи Водоросли
Учитель: Чем был определен расцвет цветковых? (Способностью переносить яркое освещение и сухость воздуха. Высокая приспособляемость и выносливость в различных климатических и почвенных условиях в том числе и на засоленных почвах).
Учитель: Покрытосеменные характеризуются рядом четких признаков, отличающих эту группу растений, какие это признаки?(Среди Покрытосеменных в отличии от Голосеменных есть не только деревья и кустарники, но и травы. Вегетативные органы цветковых растений достигли наиболее сложного разнообразия. Цветковые обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения. У цветковых впервые появился новый орган – цветок. Семязачатки заключены в замкнутую полость завязь, образованную 1 или несколькими сросшимися плодолистиками. Семена заключены в плод. Появилось двойное оплодотворение, что резко отличает их от всех остальных групп растительного мира. Важнейшие преобразования произошли в проводящей системе, основными проводящими элементами ксилемы взамен трахеид становятся сосуды, что значительно ускоряет движение восходящего тока. Во флоэме ситовидные клетки заменяются члениками ситовидных трубок, появляются клетки-спутницы.
А сейчас, ребята, мы совершим путешествие на первую станцию «Систематическая» нашего урока – путешествия (слайд №3), выполняют предложенные им задания на этой станции.
Учитель: Какими двумя классами представлен Отдел Покрытосеменные? ( Однодольные и Двудольные)
Предлагаю пройти на станцию №2 «Узнавайка» (слайд №4), учащимся предлагается задание - распределить предложенные признаки растений по соответствующим классам.
Следующая станция №3 «Семейства отдела Цветковые» ( слайд №5), учащимся предлагается назвать какими семействами представлены классы Однодольные и Двудольные.
3.Выполнение лабораторной работы. Учащимся предлагается индивидуальная работа по определению растений (гербарии) с помощью инструктивных карточек – определителей с последующей защитой представителей соответствующих семейств по презентации.
Семейство Крестоцветные (слайд №6, №7,№8).
Семейство Бобовые ( слайд №9,№10,№11,№12).
Семейство Пасленовые (слайд №13,№14).
Семейство Розоцветные (слайд №15,№16,№17).
Семейство Сложноцветные (слайд №18,№19,№20).
Семейство Лилейные ( слайд №21,№22).
Семейство Злаковые (слайд №23,№24,№25).
При защите учащиеся называют общие признаки семейств и представителей на русском и калмыцком языках.
Следующая станция «Ай, болит» ( слайд №26), где необходимо перечислить известные лекарственные растения и указать их применение.
Следующая станция «Охранная» ( слайд №27), сообщение ученицы об охраняемых растениях нашего региона.
4.Закрепление пройденного материала, тестовый контроль знаний.
Тест.
1.Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:
А) многоклеточные;
Б) цветковые;
В) ввозные;
Г) наземные;
2.Все цветковые растения объединяют в два класса:
А) однодольные и двудольные;
Б) голосеменные и покрытосеменные;
В)крестоцветные и бобовые;
Г) пасленовые и бобовые;
3. Растения семейства злаковые:
А) овес, рожь, пшеница;
Б) сурепка, капуста, репа;
В) левкой, хрен, редька;
Г) соя, клевер, донник;
4. Строение цветка крестоцветных:
А) Ч4 Л4 Т 4+2 П 1;
Б) Ч5 Л 2+3 Т 9+1 П1;
В) Ч 5 Л5 Т 5 П1;
Г) Ч 5 Л5 Т5 П1;
5. Растения семейства сложноцветные:
А) редька, репа, капуста;
Б) Астра, василек, одуванчик;
В) горох, фасоль, бобы;
Г) томат, белена, дурман;
6. Семейство бобовых насчитывает:
А) 3000 видов;
Б)2500 видов;
В) 2000 видов;
Г) 12000 видов;
7. Строение цветка бобовых:
А) Ч 5 Л5 Т П 1;
Б) Ч 4 Л4 Т 4+2 П 1;
В) Ч 5 Л 5 Т 5 П 1;
Г) Ч 5 Л 2+3 Т 9+1 П 1;
8. Растения семейства пасленовых:
А) репа, капуста, редис;
Б) горох, бобы, фасоль;
В) томат, белена, дурман;
Г) одуванчик, василек, пижма;
9. Строение цветка семейства пасленовых:
А) Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1;
Б) Ч 5Л5 Т 5 П 1;
В) Ч 5Л 5 Т П 1;
Г) Ч 5 Л 2+3 Т 9+1 П 1;
5. Итог урока. Оценки за урок.
6. Домашнее задание (слайд №28) : 1. Составить кроссворд или головоломку по теме «Семейства Покрытосеменных». 2. Творческое задание: написать мини – сочинение на тему: «Покрытосеменные растения в нашей жизни».