Растения – производители
. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Что такое круговорот веществ? (цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом)
- Кто является участниками круговорота веществ? (производители, потребители, разрушители)
- Урок мы посвятим одному живому участнику круговорота веществ. Его называют «Зелёная одежда Земли». О ком речь?
- «Растения-производители». Итак, вы определили тему урока.
- Как доказать, что растение является живым организмом? (дышит, питается, растёт, развивается, размножается, умирает).
- Мы с вами тоже живые организмы. Но мы отличаемся от растений. Чем?
(зелёным цветом, процессом фотосинтеза, нет движения, имеют другие (части) органы.)
- Что такое орган? (ответы детей)
- Обратимся к словарю учебника. (учебник стр.139) (Органы – части тела, которые выполняют свою работу.)
- Какие органы растений вы знаете? Откройте рабочую тетрадь стр. 42 задание 1 подпишите органы цветового растения
- Какие части растения мы видим? Как их можно назвать? (наземные части)
- Какой орган нам не виден? Почему? (корень – подземная часть)
- Какая же часть растения важнее?
Чтение стихотворения в лицах:
Верхушка говорила с похвальбою:
«Моя обитель – небо голубое.
А, ты, о корень, житель подземелья».
Но корень возмутился: «Пустомеля!
Как ты смешна мне со своею спесью:
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?»
- На уроке нам необходимо разобраться, за какую работу отвечает каждый орган растения.
– Сложные задачи приходится решать различным частям растений. Сейчас вы поработаете в группах и попробуете доказать, какую роль выполняет каждый орган.
1 группа – лист.
2 группа – стебель.
3 группа – корень
4 группа – цветок
5 группа - плод
(Учащиеся работают с учебником, выполняют задание по карточкам).
(даю задание на листах)
1 группа:
- Прочитайте абзац о листьях (стр.78-79)
- В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)
- Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез)
- Узнайте в словаре (стр.142) что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)
- Выделите ключевые слова для 1 группы: кормят клетки, фотосинтез, защищены кожицей
2 группа:
- Прочитайте абзац о стебле (стр.79)
- Определите главные задачи стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения)
– Какие качества стебля вы бы отметили? (прочная кора, проводит питательные вещества)
- Выделите ключевые слова: опора, прочный, связывает все части растения,
3 группа:
- Прочитайте абзац о корне (стр.79)
- Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества)
– Какое качество корня вы бы отметили? (ветвление)
- Выделите ключевые слова: служит якорем, всасывает воду и вещества, разветвлён
4 группа:
- Прочитайте текст о цветке (стр. 79)
– Какова роль цветка? (орган размножения, привлекает насекомых)
- Выделите ключевые слова: орган размножения, привлекает насекомых.
- А сейчас послушайте историю о том, что может произойти с цветками-недотрогами
Распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них образовались плоды. А цветок-недотрога так и засох в одиночестве
– Почему не у всех цветков образовались плоды? (не было опыления)
- Что значит опылять? (перенос пыльцы с одного цветка на другой, в результате завязываются семена)
- Чем цветы привлекают насекомых? (ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром)
- Некоторые дети ловят красивых бабочек, тем самым губят их. Что бы вы сказали этим детям от имени насекомых?
-Какова главное предназначение цветов? (образование плодов и семян)
5 группа:
- Прочитайте текст на стр. 80.
– Какую роль играет плод? (плод - защита и распространение заключённые в нём семяна)
- Какое качество плода вы бы отметили? (сочный вкусный)
- Выделите ключевые слова: защита и распространение
– Кто помогает растениям распространять их семена?
Вода Человек Ветер Животные |
-Что содержит семя? семя=зародыш+питательные вещества
- Что развивается из семени? (новое растение)
– Итак, мы узнали какую роль выполняет каждый орган
– Как вы думаете, такие органы характерны всем наземным растениям?
слайд(цветковые, хвойные растения)
Растения – производители
Цветковые Хвойные Споровые Водоросли
Деревья Ель Мхи
Кустарники Сосна Хвощи
Злаки Пихта Папоротники
Цветы
-Какие органы имеет эта группа растений?
-Какой орган не имеет эта группа растений?
- Чем размножаются хвойные растения? (семенами)
Итог урока:
Кто в группе был более активным ? Кому надо внимательно работать на уроках?
- Какую роль играет каждый орган цветкового растения?
- Какой орган выполняет основную работу растения?
- Какой орган работает как лифт?
- Что мы знали о растениях - А где вы можете использовать это?
Сегодня на уроке вы работали в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному?
Попробуйте оценить свою работу в группе: солнышко- активная работа, солнышко с тучкой – хорошая работа, тучка – неудовлетворенны своей работой.
— Всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты понадобится почти 97 часов. Сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений? (97:24=4 суток и 1 час)