ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ
Автор: Идрисова-Фомина Людмила Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №9 г. Донецка»
Населенный пункт: г. Донецк, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: разработка урока по химии.
Разделы образования: основное общее образование
Моя электронная почта: [email protected] тел.: +380954045999
ТЕМА УРОКА: Урок углубления и обобщения знаний по темам: «Металлы и неметаллы», а также развития логического, критического и дивергентного мышления с помощью методики «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно. ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний по темам: «Метал-лы» и «Неметаллы», а также применение полученных знаний в нестандартных ситуациях с целью развития критического, логического и дивергентного мышления. ФОРМЫ РАБОТЫ: групповые, индивидуальные, использование методики «Шесть шляп мышления» де Боно, экспериментальные опыты с целью проверки правильности гипотезы. ОБОРУДОВАНИЕ: малахит, металлический штатив, прибор для получения газов, спиртовка, известковая вода, таблетки активированного угля. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний по темам «Металлы» и «Неметаллы» для применения их в нестандартных ситуациях с целью разгадки рассказов-задач Ю.В. Хомченко. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развитие коммуникативных, интеллектуальных компетентностей, логического, критического и дивергентного мышления, а также способностей применять полученные знания в нестандартных ситуациях. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: вопитание силы воли, целеустремленности, уважения друг к другу, умения прислушиваться к мнению других.
Ход урока
Организация класса.
Учащиеся делятся на шесть групп в соответствии с числом цветов шляп: синяя, белая, красная, желтая, зеленая, черная. Учитель напоминает учащимся о функциях каждой шляпы: а) Белая шляпа должна сосредоточиться на имеющихся фактах; Красная шляпа использует только интуицию и свои чувства, без каких-либо объяснений; Черная шляпа-это пессимист, критик, который ищет слабые места во всех предложенных идеях; Желтая шляпа полная противоположность черной - она ищет все позитивное, положительное во всех проблемах; Зеленая шляпа проявляет творчество, предлагает очень неординарные идеи, имеет нестандартный взгляд на проблему; Синяя шляпа ведет себя, как и подобает руководителю: ставит цели и задачи, все высказывания фиксирует, управляет процессом мышления, предоставляет слово другим шляпам, а в конце обобщает, делает выводы.
СИНЯЯ ШЛЯПА:
1.Разберите шляпы по цветам, согласно своим желаниям. Вы прекрасно знаете тип своего мышления в зависимости от цвета шляпы. 2. Сейчас вы услышите рассказ - задачу по химии из очень старой книжки Ю.В. Ходакова, 1957 года издания, который поможет вам в развитии мышления в очень непринужденной форме, но с применением полученных знаний. С целью развития вашего внимания, рассказ будет прочитан только один раз. Текст рассказа на столе перед каждым из вас. Вы в любой момент можете воспользоваться им.
Чтение рассказа «ПОДАРОК ГОРНОГО ВЛАДЫКИ»
Синяя шляпа: - Ваша цель разгадать, проводя параллельное мышление, о каком веществе идет речь. Поэтому ваши задачи: 1) Как называется минерал, найденный рудознатцем? 2) Какая химическая реакция произошла с ним, когда он попал на раскален-ные угли? 3) Что представляет собой черное вещество, в которое превратился минерал при нагревании? 4) Что это за «как бы невидимая жидкость», от которой гаснут угли? 5) Почему черное вещество краснело при соприкосновении с раскаленными углями? 6) Почему красное вещество при обдувании его струей воздуха опять чернело? 7)Что означает каждый значок? Белая шляпа: Что нам достоверно известно? Неизвестное вещество-это зеленый непрозрачный камень, ценное сокровище Урала, из которого изготавливают вазы. Такая зеленая ваза стоит в музее. Зеленый камень, упав на раскаленные камни, начал чернеть. Когда камень начал чернеть, от него как бы изливалась бесцветная жидкость, от которой гасли уголья. После того, как камень совсем почернел, он стал краснеть в тех местах, где прикасался к углю. Когда покрасневший камень обдувал воздух, он снова чернел. Неизвестное вещество состоит из четырех элементов. Нам известна также схема таких превращений, которую изобразил Летописец на песке. КРАСНАЯ ШЛЯПА : Вначале я подумала, что это изумруд, но он же прозрачный и очень дорогой, чтобы из него делать вазы. А потом мне пришло в голову словосочетание «Малахитовая шкатулка» Бажова. Мне в детстве его творчество очень нравилось! Можно бы было предположить, что это самый удивительный полудрагоценный камень – красивейший малахит? ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: Но ведь из всех металлов красной является медь, которая чернеет, реагируя с кислородом. И еще я вспомнил, что в древности, когда не было зеркал, их делали из меди. Тогда может быть этот значок и есть медь? Почему бы и нет? А помните, когда мы знакомились с реакциями разложения, Людмила Ивановна нам показывала опыт разложения малахита? Он разлагался на оксид меди, углекислый газ, и воду. Мы еще вспоминали из курса природоведения качественную реакцию на углекислый газ? Это была известковая вода, она потом стала мутной от углекислого газа. Если черное вещество, образовавшееся при нагревании неизвестного вещества соприкоснулось с углем, то вполне вероятно, что произошла реакция восстановления металла. И тогда получается, что квадратик - это углерод. И, что самое интересное, что тогда все три вещества, образовавшиеся при разложении неизвестного минерала, все содержат треугольник! Выходит, что это оксиды? Но почему же это неизвестное вещество снова почернело? Черная шляпа: Я думаю, что это всего лишь ничем не обоснованные предположения! Это просто ваши домыслы. Ведь малахит имеет по несколько атомов различных элементов! Об этом свидетельствует пусть зашифрованная, но формула неизвестного вещества. И там четко видно, что их там всех элементов по одному атому. Такого быть не может!!! И потом, что это за жидкость, которая гасила угли? А почему вдруг появилось красное вещество, потом оно вдруг снова почернело? Это же не волшебство какое-то! Я считаю, что вы на ложном пути! Зеленая шляпа: Я тоже думаю, что это малахит! Ведь Лавуазье каждый элемент обозначал каким-то значком, заимствованным у алхимиков или придуманным самим. А так как в ту пору и речи не шло об атомах и валентности, потому и индексы никто не проставлял. По крайней мере, ведь малахит тоже содержит в своем составе четыре химических элемента: медь, кислород, углерод и водород! А теперь давайте разберемся с загадочными символами. Допустим, что на ваш взгляд это и маловероятно, но я считаю, что значком, похожим на зеркало, обозначена медь. Если квадратик это углерод, а треугольник это кислород, то когда неизвестное вещество разложилось, то образовались оксиды: меди, углерода и еще какого-то элемента (схема Рудознатца №1). Как же оксид меди – вещество черного цвета, стал снова красным? Желтая шляпа: Я думаю, что в твоем рассуждении есть рациональное зерно! Оксид меди двухвалентной мог восстановиться раскаленным углем, т.е. углеродом. Это вторая схема, обозначенная Рудознатцем. Но, поскольку все наблюдаемые явления шли на воздухе, то вполне вероятно, что раскаленная медь, находясь на горячих угольях, снова прореагировала с кислородом и снова превратилась в оксид меди (II)-вещество черного цвета (Схема Рудознатца №3). Поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, то, похоже, что он и гасил горящий уголь, прекращая к нему доступ кислорода. Зеленая шляпа: Осталось только прийти к выводу, что же собой представляет кружочек? Я думаю, что, исходя из формулы малахита, можно предположить, что кружок это водород. И тогда, значит, что при разложении неизвестного вещества образовался оксид водорода, т. е. вода. Красная шляпа: Ура!!! Значит, я была права! Это, в самом деле, малахит!!! Синяя шляпа: А мне осталось только вспомнить формулу малахита и записать все протекавшие уравнения реакций: (CuOH)2CO3→2CuO+CO2+H2O; 2 2CuO+C → 2Cu + CO2 ; 2 Cu+ O2 →2CuO. В доказательство того, что мы правильно разгадали этот рассказ, я хочу проверить это, проведя демонстрационный опыт разложения малахита.


УЧИТЕЛЬ: Я приготовила вам презентацию, которую и хочу предложить вашему вниманию.

Перед началом урока

ВЕСЬ КЛАСС АПЛОДИРОВАЛ, ПРОСМОТРЕВ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ОКОНЧАТЕЛЬНО УБЕДИВШИСЬ, ЧТО РАССУЖДАЛИ ОНИ С РАЗНЫХ ПОЗИЦИЙ, НО ВСЕ ПРИШЛИ К ЕДИНОМУ МНЕНИЮ!!!

ЛИТЕРАТУРА
1.Программа: Химия: 7-9 класс: программа для общеобразовательных
организаций / сост. Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю., Старовойтова И.Ю.,
Науменко В.И., Журбенко В.Е.; ДРИДПО. – Донецк: Истоки, 2016. –
37 с.
2. Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2016. – 208 с
3. Рубенштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования М. АПН,
1958.
4. Статья в сборнике: «Развитие творческих способностей учителя и
учащихся: материалы IV Всероссийской научно-практической
конференции/ под общей ред. Т.В. Соловьевой.- Челябинск…
ЧИППКРО, 2013г.
5. Боно Э. Шесть шляп мышления / Пер. с англ. – Мн.: Поппури, 2006.
6. Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://constructo rus.ru / uspex / metod
7. Эдвард де Боно. Латеральное мышление — М.: Попурри, 2006 —
384 с.
8. Арканова В.Н. Методы и приемы сочетания образного и
логического мышления на уроках химии [Текст] / В.Н. Арканова,
И.А. Тришкина // Химия: методика обучения в школе. - 2003. - № 6.
– С. 67-73.