| Предметные: - определять тему и главную мысль текста -составлять план текста -соблюдать нормы построения текста -подробно излагать содержание повествовательного текста | Метапредметные: - понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока - строить речевое монологическое высказывание -осуществлять деятельность в соответствии с планом - оценивать правильность написанного текста | Личностные: - понимать ответственность за свои поступки -осознавать важность заботы о братьях наших меньших - учиться оказывать помощь тем, кто в ней нуждается |
II. Сообщение темы урока | - Прочитайте на доске тему урока - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока "Изложение текста", а теперь посмотрите на экран. (На экране – слайд 1 с изображением лосихи с лосёнком и людей.) Прочитайте тему нашего урока, рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, каким образом иллюстрация относятся к теме урока? (Обучающиеся высказывают свои предположения.) - Совсем недавно мы с вами уже писали изложение о лосе. Что интересного вы узнали? - Послушаем сообщение о лосях. (Обучающийся выступает с подготовленным к уроку сообщением о лосях.) | - называют тему урока, записанную на доске: «изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану», определяют учебную задачу – учиться пересказывать повествовательный текст, записывать и проверять его. -Изложение будем писать о лосихе и лосёнке. - Мы узнали, что лось каждую весну сбрасывает свои рога. - Лось зимнюю шапку снимает, с весной здоровается. - Примерный текст сообщения: Лось - лесной исполин из семейства оленей. Ежегодно лосихи дают потомства 1-2 детеныша. Лосята родятся в мае-июне, а через несколько дней они могут передвигаться вместе с лосихой, не отставая от нее. Она их очень оберегает. Взрослыми лосята становятся через несколько лет. Лоси еще и очень доверчивые животные. Они хорошо приручаются. Когда снег в лесу глубокий, лосям не достать себе пропитания, человек их подкармливает, раскладывая в кормушки сено. А они постоянно начинают ходить к этим кормушкам. Иногда, спасаясь от голода и опасности, лоси появляются вблизи от проезжих дорог и населенных пунктов, заходя даже на окраины городов, прося людей прийти на помощь. |
IV. Организация познавательной деятельности | - Посмотрите ещё раз внимательно на иллюстрацию, подумайте и скажите, о ком мы сегодня с вами будем писать изложение. Первичное восприятие текста - Внимательно послушайте текст и подумайте, какова его главная мысль, как его можно озаглавить? (слайд 3) (Учитель читает текст.) Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка - лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху. - Определите тип текста, докажите. Работа с текстом - Как бы вы озаглавили этот текст? (все предложенные заголовки учитель записывает на доске) - Давайте сравним ваши заголовки. (Обучающиеся сравнивают.) Теперь выберете наиболее подходящий заголовок и запишите его в тетрадь. - Читая текст, что вы заметили? - Сколько частей выделяют в повествовательном тексте? - Предлагаю вам поработать в парах. Разделите текст на смысловые части. - Прочитайте первую часть. Как бы вы озаглавили эту часть? - Прочитайте вторую часть. Как бы вы озаглавили эту часть? - Прочитайте третью часть. Как бы вы озаглавили эту часть? - Прочитайте четвёртую часть. Как бы вы озаглавили эту часть? - Мы с вами дали название каждой части. Что у нас получилось? - Откройте учебники стр. 141 упр. 265. Прочитайте текст и перескажите его друг другу (работа в группах по 4 человека) Орфографическая минутка Изложение текста | - Изложение о том, как люди и лоси связаны между собой. - Учащиеся внимательно слушают текст. - Это повествовательный текст. Все события в тексте происходят последовательно. К тексту можно задать вопросы: Что происходит сначала, потом и в конце? - Лосиха просит о помощи - Спасение лосёнка - Приключение в дороге - Текст не разделён на части. - В повествовательном тексте 4 части: начало, основная часть, кульминация, развязка. Дети работают в парах, выделяя абзацы и озаглавливая их. 1. На помощь! 2. Дорога к болоту. 3. Помощь пришла вовремя. 4. Радость матери. - У нас получился план рассказа. (Дети записывают план в тетрадь) Дети выбирают каждый по одной части и готовят её пересказ, потом рассказывают друг другу. Учащиеся находят слова с орфограммами, объясняют их правописание. Обращают внимание на оформление предложений, постановку знаков препинания. Учащиеся ещё раз перечитывают текст самостоятельно. Готовятся к пересказу. (По желанию представляют пересказ одноклассникам.) Записывают текст. Проводят проверку написанного изложения. |
V. Рефлексия | Молодцы! Теперь расскажите мне, что сегодня на уроке у вас получилось, а с чем возникли затруднения? - Молодцы, ребята! А теперь на полях в тетради с помощью цвета оцените свою работу на уроке. | Дети отвечают на вопросы учителя. - Сегодня на уроке я научился ….. - Сегодня на уроке мне было трудно … ( Зелёный цвет - у меня всё получилось, красный цвет – мне было очень трудно, я не совсем справился) |