СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи - сочинения-описания по картине с использованием причастий и наречий.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"»














Урок развития речи в 7 классе

(2 часа)


Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».











Учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 58 г.Арзамаса

Малышева Э.А.










Арзамас

2015

Цель урока : обучение написанию сочинения-описания по картине.

Задачи:

- познакомить учащихся с содержанием картины И.Попова «Первый снег»;

-совершенствовать навыки написания сочинения по картине;

-углубить представление о пейзаже в литературе и живописи;

-развивать умение всматриваться в явления окружающего мира, наблюдать за состоянием природы и человека;

-воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование урока:

Тексы для каждого ученика.

Репродукция картины И.Попова «Первый снег».

Аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года».


Ход урока.

Вступительное слово учителя:

-На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зоркости глаз здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

-Для начала проведем речевую разминку. Обратимся к предложенным текстам.

Текст № 1


Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звездочка.

Текст № 2


Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.

-В каком тексте описываются снежинки вообще, а в каком конкретная снежинка?


-О каких признаках предмета сообщается во втором тексте?

(Материал, форма, причина образования).


-Как говорится об этих же признаках в другом тексте?

выражением личного отношения к снежинке, упавшей на руку).


-Почему так различаются эти описания? Ведь описывается один и тот же предмет – снежинка. (Эти тексты разные по стилю).

- Но как же описать картину самим, как построить работу над сочинением?

-Как вы думаете, что самое важное предстоит вам сделать, чтобы правильно описать картину?

(Важно понять замысел художника, и уже потом создать высказывание по теме картины, выразить своё отношение к изображенному на картине).

-Это очень трудная задача – уловить и словесно передать сложные, порой противоречивые чувства человека, вызванные состоянием окружающей среды. Известные мастера слова, живописи, музыки делали это очень искусно. Попытаемся и мы точно и выразительно, в художественном стиле описать свои чувства от увиденной пейзажной зарисовки И.Попова «Первый снег».

Беседа по содержанию картины.

-Рассмотрите внимательно репродукцию и определите жанр: портрет, пейзаж, сюжетная картина?

-Вам нужно передать состояние окружающего мира и человека.

-Какими синонимами можно передать лексическое значение слова «состояние»

(Настроение, самочувствие, расположение духа).

-А можно ли сказать: какое настроение у создателя этой картины?

(Да, автору радостно наблюдать обновление природы, красоту первого снега).

-Чем вызвано это радостное настроение природы и человека?

(Состояние природы вызвано наступлением зимы, а самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

Запишем вывод:

В текстах – описаниях состояния окружающей среды и человека передается постоянная на данный момент картина мира и настроение человека. Состояние природы зависит от явлений окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Все взаимосвязано.


Обращение к личному опыту учащихся:

-А теперь представьте, проснувшись однажды рано утром и подойдя к окну, вы восхищенно ахнули: выпал снег! Вам просто необходимо поделиться своей радостью! С кем? К сожалению, дома уже никого нет, и тогда вы берете лист бумаги…

-О чем рассказать в первую очередь? Как выразить свое восхищение?

- Какие средства художественной выразительности вам помогут? ( эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения).

-Рассказать о первом снеге, о наших чувствах поможет картина И.Попова «Первый снег».

-Какие предметы окружающего мира вы видите на репродукции?

( Улица города: тротуары, мостовая, высокие дома, телефонная будка, дети, собака, деревья, снег, небо, воздух).

-Каковы признаки этих предметов?

Мостовая, тротуары, крыши домов покрыты белым снегом.

Снег белый, чистый, легкий, мягкий, пушистый.

Снег сверкающий, искрящийся, переливающийся на солнце, свежевыпавший, хрустящий.

Он может порхать, лететь, валить, сыпать; плавно опускаться, весело кружить, ослепительно блестеть.

Воздух прозрачный, свежий, волнующий.

Небо сиреневое, светлое, словно умытое.

Девочки радостные, веселые, счастливые.

Жители домов, случайный прохожий, собака,- все удивленные, радостные.


-Почему вдруг замер щенок? Возможно, он впервые в своей жизни видит снег? А может, тоже не может скрыть своего восторга?

-И прохожий в телефонной будке, и малыш у окна – все рады первому снегу. Город еще только просыпается.

- О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?

-Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?

(Вся картина пронизана ощущением свежести, мягкости.)

-Как достигает художник такого восприятия?

-Какими средствами он пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как первый снег?

(Художник использует определенные краски: неяркие, прозрачные, желтые, белые, розовые, светло-коричневые).


Сравнение картины И.Попова «Первый снег» и отрывка из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (читает заранее подготовленный ученик).

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.


-Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

(Поэт восхищается началом зимы, олицетворяет природу – «зимы ждала, ждала природа»; передает ее красоту-«зимы блистательным ковром»).


Подведение итогов.

-Итак, мы увидели изображение природы и ее восприятие человеком в разных видах искусства: в литературе и живописи, определили, каким настроением каждое изображение проникнуто. Такое изображение (независимо от вида искусства) называется пейзажной зарисовкой. Более ясное толкование этого понятия дает Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь. Следовательно, пейзажная зарисовка – изображенная природа. ( В живописи – красками, в музыке – звуками, в литературе – словами).

-Вернёмся к тому, о чём говорили вначале: трудная задача – уловить и словесно передать сложные, противоречивые чувства человека, вызванные состоянием окружающей среды. Известные мастера слова, живописи, музыки делали это очень искусно. Попытайтесь теперь и вы точно и выразительно, в художественном стиле описать свои чувства от увиденной пейзажной зарисовки И.Попова «Первый снег», используя материал урока.

Словарная работа.

-В сочинении желательно использовать словосочетания с наречиями, с причастиями.помогающими ярче, живее представить действия предметов.

Запись на доске:

Скрипящий под ногами снег; белый пушистый ковер; вкусный запах зимнего воздуха; морозный воздух; дома, покрытые белыми шапками; глубокие следы; крупные хлопья снега; снежинки, похожие на парашютики; темнеющие деревья; прогнувшиеся от тяжести ветви; как в сказке.


Написание сочинения по картине И.Попова «Первый снег».

Пример.

Перед нами пейзажная зарисовка И.Попова «Первый снег».

Художник изобразил городскую улицу в начале зимы. Мостовая, тротуары, крыши желто-коричневых домов - все покрылось неожиданно выпавшим за ночь снегом. Белый, пушистый, снег искрится и освещает все вокруг. Он летит, кружится, падает на землю. Крупные хлопья снега покрыли бело-розовым ковром всю землю, а дома словно надели белые шапки. Небо стало необычным, будто умытым, по-зимнему сиреневым. На его фоне видны прогнувшиеся от тяжести снега ветви деревьев.

Эта светлая радость природы естественным образом передалась и людям. Дети не в силах сдержать восторга от встречи с первым снегом. Девочки-подружки выбежали на улицу, прыгают, радуются, весело ловят руками кружащиеся снежинки. Они с удовольствием вдыхают свежий запах зимнего воздуха. Восхищаются чудом преобразования природы жители домов и прохожий в телефонной будке. Даже собака учуяла необычность зимнего утра. Город будто умылся и посветлел, как в сказке.

Автору удалось проникнуть в одну из тайн природы - снегопад. Для передачи своих чувств художник использовал не только пастельные тона, но и светлые оттенки желтого, сиреневого, светло-коричневого. Мы искренне любуемся красотой зимнего утра, изображенного на картине.





6