Просмотр содержимого документа
«Урок рефлексии по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей", 5 класс»
Подногина Ольга Васильевна, учитель математики , МБОУ СОШ №5 г.Апатиты
Информационная карта урока
ФИО учителя: Подногина Ольга Васильевна
ОУ: МБОУ СОШ № 5 г. Апатиты
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Класс: 5 , уровень базовый
Количество уроков: 1 час
Тип урока: урок рефлексии
Планируемые образовательные результаты:
1) личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
2)метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
3)предметные:
- умение работать с математическим текстом;
- владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе;
- выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления.
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится
- выполнять вычисления с обыкновенными дробями.
По ходу урока каждый учащийся заполняет таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ задания | Результат выполнения самостоятельной работы № 1 | № алгоритма, понятия, теоретического факта | Исправлено при работе с заданиями по выбору (самостоятельная работа № 2) | Исправлено по результатам самостоятельных работ № 1 и № 2 (самостоятельная работа № 3 ) |
1 – а 1 – б 2. 3. 4. | | | | |
Этап мотивации.
Постановка цели урока. (формулируется вместе с учащимися) | Формируемые УУД 1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества 3.Предметные: анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний |
.
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
I. Теоретическая база (повторяется при организации фронтальной работы с классом и фиксируется на доске): 1) Понятие обыкновенной дроби. 2) Чтение и запись обыкновенных дробей. 3) Правило сложения и вычитания обыкновенных дробей. 4) Основное свойство дроби. 5) Вычислительные ошибки. II.Задания для самостоятельной работы № 1 (репродуктивный уровень, первичная проверка знаний: учащиеся заполняют колонки № 1 и № 2 таблицы) 1. Вычислите: а) , б)  2. Сложите дроби:  3. Вычислите разность:  4. Решите задачу: Маша купила кг колбасы и кг сыра. Найдите массу покупки. | Формируемые УУД 1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2.Регулятивные: целеполагание, планирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве. 3.Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков 4.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Локализация индивидуальных затруднений.
Самопроверка по эталону. Если учащийся не допустил ошибок, то он продолжает работать по индивидуальному маршруту: выполняет задания из 8 этапа урока, конструктивного и творческого уровней. | Формируемые УУД 1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2.Регулятивные: контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 3.Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий, сравнение. 4.Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Заполнение учащимися колонки № 3 таблицы: учащиеся на допущенные в самостоятельной работе №1 ошибки записывают номер понятия, алгоритма из теоретической базы 2 этапа урока и проговаривают их вслух вместе с классом: 1) Понятие обыкновенной дроби. 2) Чтение и запись обыкновенных дробей. 3) Правило сложения и вычитания обыкновенных дробей. 4) Основное свойство дроби. 5) Вычислительные ошибки. | Формируемые УУД 1.Личностные: самоопределение. 2.Регулятивные: познавательная инициатива, планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата 3.Познавательные: структурирование знания, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, обобщение, аналогия 4.Коммуникативные: постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование своего мнения. |
Реализация построенного проекта.
Задания для самостоятельной работы № 2 (репродуктивный уровень, отработка ошибок, допущенных в самостоятельной работе №1: учащиеся заполняют колонку № 4 таблицы для тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1). 1. Вычислите: а) , б)  2. Сложите дроби:  3. Вычислите разность:  4. Решите задачу: Маша помогала маме по дому: ч она вытирала пыль, ч поливала цветы. Сколько времени Маша занималась домашними делами? | Формируемые УУД 1. Личностные: учебно-познавательный интерес 2.Регулятивные: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик 3.Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной речи,построение логической цепи рассуждений 4.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Обобщение затруднений во внешней речи.
Учащиеся проверяют результаты выполнения самостоятельной работы № 2 по эталону и проговаривают вместе с учителем вслух те понятия, алгоритмы из теоретической базы 2 этапа урока, на которые они снова допустили ошибки: 1) Понятие обыкновенной дроби. 2) Чтение и запись обыкновенных дробей. 3) Правило сложения и вычитания обыкновенных дробей. 4) Основное свойство дроби. 5) Вычислительные ошибки. | Формируемые УУД 1. Личностные: учебно-познавательный интерес 2.Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 3.Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия, установление причинно-следственных связей 3.Коммуникативные: разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задания для самостоятельной работы № 3 (репродуктивный уровень, проверка результатов отработки допущенных ошибок в самостоятельной работе № 1: учащиеся заполняют колонку № 5 таблицы для тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1). 1. Вычислите: а) , б)  2. Сложите дроби:  3. Вычислите разность:  4. Решите задачу: Максим в первый день прочитал , а во второй – книги. Какую часть книги прочитал Максим за два дня? | Формируемые УУД 1.Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива и оценка деятельности, коррекция. 2.Познавательные: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Включение с систему знаний и повторения.
Задания конструктивного уровня: 1.. Решите уравнение: а) , б)  2. Вычислите наиболее удобным способом: : 3. Решите задачу: Два тракториста за 1 день совместной работы вспахали 2/3 поля. Первый тракторист вспахал 1/2 поля. Какую часть поля вспахал второй тракторист? 4. Решите задачу: Садовод собрал со своего участка ц груш, ц яблок и ц сливы. Определите массу собранных фруктов. 5. Решите задачу: Определите периметр треугольника со сторонами м, м и м. 6. В поселке запланировано строительство новых коттеджей. При этом коттеджей будут строить из кирпича, – из деревянного бруса, а остальные 4 дома из бетонных панелей. Сколько всего домов запланировано построить в поселке? Задания творческого уровня: 7. Является ли число корнем уравнения 8. Поставьте вместо знака « * » число, при котором действие выполнить просто: а) , б)  9. Поставьте вместо знака « * » такую цифру, чтобы неравенство было верным: а) , б)  10. Сколько слагаемых с числителем 1 пропущено в примере  11. Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 р. Сколько было всех денег? | Формируемые УУД 1.Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания 2.Регулятивные: самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности 3.Познавательные: анализ, синтез, оценка, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, использование общих приёмов решения задачи, доказательство (обоснование) 4.Коммуникативные: адекватное использование речевых средств, формулирование и аргументация своего мнения |
9.Рефлексия.
С.р.№3 (колонка5). Отметка «__» Итог урока. Итоговая отметка «__» Теоретическая база. Отметка «__» С.р.№1 (колонка№2). Отметка «__» С.р.№2 (колонка 4). Отметка «__» | Формируемые УУД 1.Личностные: внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности 2.Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности 3.Познавательные: рефлексия способов и условий действия, 4.Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества |
10. Домашнее задание.
Задается дифференцировано.
Репродуктивный уровень: учебник «Математика 5» авт. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович: № 454; № 456 (а, б).
Конструктивный уровень:
Решить уравнение
.
Вычислить:
а)
б) 
Решить задачи:
а) Черепаха Тартила проползла
всего пути от болота до театра, что составило 260 м. Сколько метров ей еще осталось проползти?
б) Кролик решил на огороде длиной 10 метров, и шириной 4 метра посадить капусту и морковь.
площади этого огорода он засеял морковью, а остальное капустой. Какая часть огорода занята капустой? На сколько квадратных метров, площадь, занятая морковью, больше, чем площадь, занятая капустой?
Творческий уровень:
Вычислить: 
13 раз 7 раз 25 раз
Решить задачи:
а) До конца суток осталось
того времени, что уже прошло от начала суток. Который теперь час?
б) Какое число надо прибавить к числителю и знаменателю дроби
, чтобы получить дробь
.
Список использованных источников
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 270 с.
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 144 с.
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: часть 2: 5 класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика. 5 класс» / Т.М. Ерина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 94 с.
Зубарева И.И. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева ; под ред. И.И. ЗЗубаревой. – 7-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 143 с.
Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся. / Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова. –М.: Интеллект-Центр, 2013. – 104 с.
http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=656 – подборка задач по теме сложение и вычитание обыкновенных дробей: старинные задачи, задача из «Арифметики» Л.Н. Толстого, египетские задачи, задача Адама Ризе (XVI в.)
https://docs.google.com/file/d/0Bw_f54pvrxEtOXlKWWJmbkdhWlU/edit?pli=1 – 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике / Э.Н.Балаян. – 3-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2008. – 364, [1] с.