Конспект урока русского языка в 3 классе
по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»"
Цели урока:
Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.
Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.
Формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.
Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор,репродукция картины И.Э Грабаря « Февральская лазурь» слайды с изображением художника И.Грабаря, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.
(Портрет художника. )
Кто из вас слышал о таком художнике?
2. Подготовительная беседа
Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.
В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга. Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.
Все они проникнуты радостным, светлым чувством.
-Что означает слово “портретист”?
-Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).
И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.
3. Знакомство с картиной
-Какое время года изображено на картине?
(Зима).
-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).
-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-А какой сейчас идёт месяц?
-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.
В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.
- Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.
В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.
Именно февральские краски природы стали для И. Грабаря волнующими и привлекательными.
4. История создания картины
Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
-Скажите, подходят ли строчки стихотворения О. Шестинского к этой картине?
Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский)
Автор картины писал: “Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. И это видение изобразил художник на картине “Февральская лазурь”.
5. Беседа по содержанию картины.
-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).
Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.
Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.
- Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.
- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца.
- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
-Рассмотрите берёзы, как они расположены? - На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.
- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко
- Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.
Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.
- Какие слова помогают увидеть февральский день?
- Изображено ли всё это на картине?
- А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.
- А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых.
- Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево.
- А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.
Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик)
С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.
6. Словарная работа.
Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая.
7. Составление плана.
1. Вступление.
2. Описание картины
3. Мои впечатление о картине
8. Пример сочинения ученицы 3-го класса.
Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. Под ногами хрустит снег . Он такой белый, пушистый!
На переднем плане выделяется берёза. Она уже старая, согнутая, но кудрявая, белоствольная, и красивая! Она собрала вокруг себя подружек: молоденьких берёзок. Все эти берёзки улыбаются солнышку.
Мне очень нравится рассматривать эту картину.
9. Написание сочинения (под музыку П.И.Чайковского). Редактирование. Анализ сочинений.
10 .Итог урока. 5 слайд.
Сегодня вы писали сочинение по картине И.Грабаря “Февральская лазурь”. С этой картиной вы встретитесь и в старших классах.
11. Домашнее задание
Нарисовать рисунок или выполнить аппликацию к сочинению