СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Путешествие на планету Омонимов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие на планету Омонимов.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на необычную планету.

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Путешествие на планету Омонимов.

 Добро пожаловать на лексическую планету омонимов!

 

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

 

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь  использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

 

Сейчас мы проверим, весь ли багаж знаний по Лексикологии вы собрали в путь. Задания на повторение.

 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на необычную планету.

 

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Путешествие на планету Омонимов.

 Добро пожаловать на лексическую планету омонимов!

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь  использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

 

 

 

Сейчас мы проверим, весь ли багаж знаний по Лексикологии вы собрали в путь. Задания на повторение.

 

  1. Стихотворение «Тайны есть у человека».

Наша ракета стартует с терминологической площадки. Путь на планету Омонимы открыт только тем, кто хорошо знает правила по Лексикологии. (Колокольчик-сигнал)

Каждая команда получает свои  задания.

  1. Терминологический диктант.

Задание: у каждого из вас есть карта заданий. Возьмите карту и выполните задание №1. Запишите в путевой лист только слова-ответы. Не забудьте, что наша площадка терминологическая.

Вопросы:

  1. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки.
  2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.
  3. Слово, имеющее только одно лексическое значение.
  4. Слово, имеющее два и более лексических значений.

 

   3).Столик с предметами.

А теперь приведем примеры.

Один человек от команды подходит к столику и выбирает нужные ему предметы. Ответы записать в путевой лист.

4команды:

 

А) Найти среди предметов, разложенных на столе синонимы.

Б)   Названия каких предметов и их признаков являются антонимами.

В)    Отыскать предметы, которые являются многозначными словами.

Г)   Указать предметы, названия которых

однозначные слова.

      

 А – ( корабль – судно)

Б – ( белый-черный, широкий-узкий, длинный- короткий)

В – (звезда- звезда, зонтик- зонтик)

Г) – ( брошь, ваза).

 

 

 

 

 

(Групповая работа).

Отгадайте загадки.

1. Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу. (ключ)

2. Я травянистое растение

 С цветком различного цвета,

 Но переставьте ударение,

 И превращаюсь я в конфету. (ирис)

3.  Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить. (зебра)

 

1.Прочитайте предложения. Ответьте устно на вопрос: что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? Назовите вид данных омонимов.

 

- Наконец мы нашли настоящий замок.

- Это была настоящая мука.

 

2. Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались при постановке гласных? Назовите вид омонимов.

Зал..зать  на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.

3. Назовите омонимы, определите вид омонимии. Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.

 

 Задание: Найдите омонимы и определите их вид.

Лисички.

- Кто вы?

 - Мы лисички, дружные сестрички.

 - Ну а вы-то кто же?

 - Мы лисички тоже.

 - Как, с одной-то  лапкой?

 - Нет, ещё со шляпкой.

Такса.

Сев в такси, спросила такса:

 - За проезд какая такса?

А водитель:

 - Денег с такс

Не берем совсем. Вот так-с!

 

- Знаете ли вы, что обозначает слово «каламбур»?

- Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Каламбур – это игра слов. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». Некоторые учащиеся уже попробовали дома сочинить свой каламбур, и кто знает, может, это начинающие поэты.

 

Говорили тиграм львы

 

Говорили тиграм львы:

 

-        Эй, друзья, слыхали ль вы,

 

Что не может носорог

 

Почесать свой нос о рог?

 

 

 

Веснушки

 

Веснушкам нету сноса,

 

Не исчезают с носа.

 

Я, не жалея мыла,

 

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б от мыла,

                           

Веснушки я б отмыла.

 

 

 

Скромный цветок

 

Хоть ростом я не ноготок,

 

Мне имя дали: ноготок.

 

По красоте не чемпион,

 

Куда скромней я, чем пион.

 

 

 

Ребята и жеребята

 

Тётя сказала:

 

-        Ты же ребёнок,

 

Бегать так много

 

Нельзя же ребятам!

 

Вовка в ответ:

 

-        Если я жеребёнок,

 

Бегать мне следует, как жеребятам!

 

 

 

Пёс Барбос

 

Стоит пожарный бак, алея,

 

Потёр Барбос свой нос о бак,

 

Помчался дальше. «Бакалея».

 

Хотел войти он, но собак

 

Увидел близкую семью

 

С большими сумками семью.

 

-Привет! Как жизнь идёт?

 

Где были?

 

Смешались выдумки и были.

 

 

 

Посадили в ушат лягушат

 

Посадили в ушат лягушат

 

Штук не меньше, пожалуй, ста.

 

-        Ну-ка набок скорей ляг, ушат,

 

Выпусти их, пожалуйста!

 

 

 

Досада

 

Кот сапоги понёс в растяжку,

 

Но было мокро, и, дойдя до сада,

 

Он, поскользнувшись, шлёпнулся врастяжку

 

И замяукал: - Эх, досада!

 

 

 

Куда умчалась ночь?

 

На лугу в час утра вы

 

Расспросите у травы,

 

В край какой на сивке-бурке

 

Ночь умчалась в чёрной бурке?

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

- Назовите виды омонимов.

 

 

 

 

Домашнее задание: 1). Выполнить задания к тексту. 2). Творческое задание (по желанию): составить каламбур.