СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе на тему "Безличные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю разработку урока по теме "Безличные предложения" с презентацией и раздаточным материалом

Просмотр содержимого документа
«1Повторение»

1) В полночь выхожу один из дома,

Мерзло по земле шаги стучат. [ = ], [ - = ]. опр.-личн.

2) Отворили дверь в церковь, оттуда вместе с запахом воска тоже пахнуло холодом. «Сосны» [ = ], [ = ]. неопр.-личн. – безличн.

3) Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса. [ = ]. безличн «Первый снег»

4) Помню раннее, свежее, тихое утро… [ = ]. опр.-личн. «Антон. яблоки»

5) Нынче жарко, парит, на дворе тепло пахнет разогретой муравой. [ = ], [ = ], [ = ]. безличн. «Божье дерево»

6) Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. [ = и = ]. опр.-личн. «Сосны»

7) И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам! [ = ]. безличн. «Детство»

8) Беру твою руку и долго смотрю на нее… [ = и = ]. опр.-личн.

9) Холодный ветер, резкий и суровый,

Кидает нас, и тяжело грести [ - = ], [ = ]. безличн.

10) Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле. [ = , = ]. опр.-личн.



1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)

2. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)

3. Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А. Фет)

4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман

(М. Лермонтов).

5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

( А.С.Пушкин)

6. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

7. Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые

8. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин)

9. Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)

10. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)


1.Не спится, няня, здесь так душно (А.Пушкин).

2. Как проживешь, так и прослывешь.

3. Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.Пушкин).

4. На земле живут лишь раз (Есенин).

5.На палубе успокоились (А.Толстой).

6. Отвезешь обратно на пристань (Паустовский).

7. Один раз пришлось спуститься глубоко вниз на круглую поляну (А.Т.)

8. Хозяев уже не было (Л.Т.)


  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ тип гл. члены разбор сказуемого вид способ выражения

        1. В Сибири не любят горячку и спешку.

        2. Повеяло полем, первой бороздой.

        3. У одержимых нет дороги вспять.

        4. Хорошо в зимнем лесу.

        5. В воскресенье старайтесь быть больше на свежем воздухе.

        6. Береги честь смолоду.

        7. У ручья трава начала зеленеть.

        8. В осеннем лесу пусто и голо.

        9. Не надо спешить с ответом.

        10. Вот окраина леса.




1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)


2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)


3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)


4) От её голоса повеяло теплотой.


5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.


6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.


7) В ту ночь никому не спалось.


8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.


9) В избе жарко натопили.


10) В воздухе пахнет сосновой смолой.


5) Укажите односоставные предложения, определите вид:
а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.  
б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой.
в) Искрится и переливается снег в лунном свете.
г) Вскачь землю не пашут.


  1. Нельзя отказыват(?)ся от поручений.

  2. Написать ответ товарищу надо сегодня (же).

  3. Отв..чать на мой вопрос Андрюше (не)приятно.

  4. Можно выполнить задание за два часа.

  5. Надо треб..вать от детей а..уратности во всем.

  6. Переб..рат(?)ся на другой берег ручья было очень трудно.

1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.

2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Идти дальше некуда. Слов не понять.

4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.

5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

6. Пора уж разводить костёр и варить уху.

7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.

8. В номере было накурено.


  • В комнате становится тихо (М. Г.)

  • Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.)

  • Темно и глухо, как в винном подвале (Г.)

  • В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно (Сол.)

  • В небесах торжественно и чудно (Л.)

  • Прогремело вдали (Шукш.)

  • Мне уши заложило (Гр.)

  • В голове до сих пор стучит (Г.)

  • Жгучим морозом опаляет лицо. (Фурм.).

  • В горнице моей светло. (Н.Рубцов)

2) Нам с тобой не будет одиноко. (Н.Рубцов)

3) Там фантастично тихо в темноте,

Там одиноко, боязно и сыро. (Н.Рубцов)

4) Мне хорошо в моей пустыне,

Не страшно мне, когда темно. (Н.Рубцов)

5) Мне было холодно,

Мне было голодно... (Б.Слуцкий)

Составьте сложные предложения

  1. Было ветрено. Лыжный поход не состоялся.

  2. Стемнело. На небе появилась первая звездочка.

  3. Я лег спать рано. Мне не работалось.

  4. Водой снесло мост. Связь с городом нарушилась.

  5. Мы хотим выиграть матч. Необходимо усиленно тренироваться.

  6. Наступил вечер. Повеяло сыростью.


Просмотр содержимого документа
«2Конспект урока»

Урок в 8 классе на тему «Безличные предложения»


Цели:

  1. находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;

  2. употреблять безличные предложения в речи; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными


Задачи:

  1. формировать понятие о безличных предложениях;

  2. выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;

  3. определить роль безличных предложений в тексте.


  1. Повторение

Слайд 1

  • Что мы изучали на предыдущих уроках?

(Односоставные предложения)

  • Как отличить двусоставное предложение от односоставного?

(в двусоставном есть и подлежащее, и сказуемое, а в односоставном – один главный член предложения)

Слайд 2

Определите тип предложения по составу грамматической основы

(Выполнение задания)


Слайд 3

Что общего у данных предложений?

(Все они односоставные)


Слайд 4

Впишите в таблицу опорного конспекта предложения, распределив их по типам

(выполнение задания)


Слайд 4-1

Чем схожи лпределенно и неопределенно-личные предложения?

Можно ли определить, кто выполняет действия в предложениях, вписанных в 3 колонку? Что это за предложения? Вспомните, как они называются.


Теперь вы можете назвать тему нашего урока:

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 5

Запись темы урока

На что указывает приставка БЕЗ - ?

(на отсутствие чего-либо)

Можете ли вы дать определение безличных предложений?

Ответы ребят

Слайд 6

Определение безличного предложения

+ работа с учебником


Значение безличных предложений: могут обозначать

  • Состояние природы,

  • окружающей среды,

  • состояние человека,

  • неизбежность чего-либо,

  • отсутствие чего-либо


Выполнение упражнения 217 (устно)

Рекламная пауза:

Выпишите рекламные слоганы в таблицу опорного конспекта, определяя тип предложения.

Слайды 7-15


Как вы думаете, почему рекламисты так часто используют односоставные конструкции? Что присуще рекламным слоганам?

Ответы ребят

Слайд 16

Все это могут передать односоставные предложения.

Разнообразие односоставных конструкций позволяет донести нужную информацию кратко и образно.



Мы записывали в таблицу примеры из художественных текстов.

Какую еще роль в речи играют безличные предложения (наряду с другими односоставными)?

(Ответы ребят)

Слайд 17


Физкультминутка (снятие зрительного напряжения)


Слайд 18

Перед вами безличные предложения. Найдите сказуемое, определите, чем оно выражено, результат занесите во 2 таблицу опорного конспекта.

(Самостоятельная работа, ответы ребят)


Итак, каковы основные способы выражения сказуемого в безличном предложении?

Слайд 19


* **

Ни один тип предложений не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных.

Есть и уникальный экземпляр – слово нет. Выбрав значение долго и не спеша, перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне по-настоящему передать чьё-нибудь состояние – пожалуйста, у меня есть сказуемые – слова состояния. Например, дурно, грустно, страшно, больно. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. «Молчать!» - говорю. Или: «Не входить!» А бывает, тоска найдет да и скажешь: «Э-эх, не найти мне счастья!» А отрицательное слово нет и поддакнет: «Нет в жизни счастья». Тут я крикну: «Хватит ныть!» Нельзя портить всем настроение!

Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовала, да не получается, действующее лицо не могу назвать. Но я из этого даже пользу извлекла: не можешь вставить подлежащее – радуйся. Значит, перед тобой самое прекрасное предложение, а какое – догадайтесь сами? (безличное).


Переделайте безличные предложения в двусоставные (устно)

Приятно пахнет черемуха

Я не сплю

Будет гроза

Есть зверь сильнее кошки\ Я не видел зверя сильнее кошки

В лесу все тихо

Я грустна


Слайд 20

Переделайте двусоставные предложения в безличные (устно)

  1. Малыш не спит. (Малышу не спится)

  2. Он не здоров. (Ему нездоровится)

  3. Он мерзнет. (Ему холодно)

  4. В больницах из-за эпидемии гриппа врачи запрещают навещать больных. (…запрещено навещать…)

  5. Я грустила. (Мне грустно)


Сравнение двусоставных и безличных предложений.

(Игра с сигнальными карточками).

Готовятся две карточки Д – двусоставное, Б – безличное.

  1. Чуть тянет морозный утренний ветерок. (Д)

  2. Морозно поутру в степи. (Б)

  3. Эту вещь стоит купить. (Б)

  4. Эта вещь стоит дорого. (Д)

  5. Днем таяло на солнце. (Б)

  6. Печенье таяло во рту. (Д)

  7. За окном уже чуть-чуть серело. (Б)

  8. В темноте что-то серело. (Д)

  9. Пахнет пылью. (Б)

  10. Мох пахнет грибной сыростью. (Д)


Слайд 21

  1. Этап первичного закрепления.

Работа с опорным конспектом, выполнение проверочного задания


  1. Подведение итогов урока


  • О чём вы узнали на уроке?

  • Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его)

  • Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)


Слайд 22

Слайд 23

Домашнее задание: Теория, параграф 183, Практика: Упр. 221, 222


Просмотр содержимого документа
«2Сообщение темы»

Урок в 8 классе на тему «Безличные предложения»


Цели:

  1. находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;

  2. употреблять безличные предложения в речи; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными


Задачи:

  1. формировать понятие о безличных предложениях;

  2. выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;

  3. определить роль безличных предложений в тексте.


  1. Повторение

Слайд 1

  • Что мы изучали на предыдущих уроках?

(Односоставные предложения)

  • Как отличить двусоставное предложение от односоставного?

(в двусоставном есть и подлежащее, и сказуемое, а в односоставном – один главный член предложения)

Слайд 2

Определите тип предложения по составу грамматической основы

(Выполнение задания)


Слайд 3

Что общего у данных предложений?

(Все они односоставные)


Слайд 4

Впишите в таблицу опорного конспекта предложения, распределив их по типам

(выполнение задания)


Слайд 4-1

Чем схожи лпределенно и неопределенно-личные предложения?

Можно ли определить, кто выполняет действия в предложениях, вписанных в 3 колонку? Что это за предложения? Вспомните, как они называются.


Теперь вы можете назвать тему нашего урока:

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 5

Запись темы урока

На что указывает приставка БЕЗ - ?

(на отсутствие чего-либо)

Можете ли вы дать определение безличных предложений?

Ответы ребят

Слайд 6

Определение безличного предложения

+ работа с учебником


Значение безличных предложений: могут обозначать

  • Состояние природы,

  • окружающей среды,

  • состояние человека,

  • неизбежность чего-либо,

  • отсутствие чего-либо


Выполнение упражнения 217 (устно)

Рекламная пауза:

Выпишите рекламные слоганы в таблицу опорного конспекта, определяя тип предложения.

Слайды 7-15


Как вы думаете, почему рекламисты так часто используют односоставные конструкции? Что присуще рекламным слоганам?

Ответы ребят

Слайд 16

Все это могут передать односоставные предложения.

Разнообразие односоставных конструкций позволяет донести нужную информацию кратко и образно.



Мы записывали в таблицу примеры из художественных текстов.

Какую еще роль в речи играют безличные предложения (наряду с другими односоставными)?

(Ответы ребят)

Слайд 17


Физкультминутка (снятие зрительного напряжения)


Слайд 18

Перед вами безличные предложения. Найдите сказуемое, определите, чем оно выражено, результат занесите во 2 таблицу опорного конспекта.

(Самостоятельная работа, ответы ребят)


Итак, каковы основные способы выражения сказуемого в безличном предложении?

Слайд 19


* **

Ни один тип предложений не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных.

Есть и уникальный экземпляр – слово нет. Выбрав значение долго и не спеша, перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне по-настоящему передать чьё-нибудь состояние – пожалуйста, у меня есть сказуемые – слова состояния. Например, дурно, грустно, страшно, больно. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. «Молчать!» - говорю. Или: «Не входить!» А бывает, тоска найдет да и скажешь: «Э-эх, не найти мне счастья!» А отрицательное слово нет и поддакнет: «Нет в жизни счастья». Тут я крикну: «Хватит ныть!» Нельзя портить всем настроение!

Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовала, да не получается, действующее лицо не могу назвать. Но я из этого даже пользу извлекла: не можешь вставить подлежащее – радуйся. Значит, перед тобой самое прекрасное предложение, а какое – догадайтесь сами? (безличное).


Переделайте безличные предложения в двусоставные (устно)

Приятно пахнет черемуха

Я не сплю

Будет гроза

Есть зверь сильнее кошки\ Я не видел зверя сильнее кошки

В лесу все тихо

Я грустна


Слайд 20

Переделайте двусоставные предложения в безличные (устно)

  1. Малыш не спит. (Малышу не спится)

  2. Он не здоров. (Ему нездоровится)

  3. Он мерзнет. (Ему холодно)

  4. В больницах из-за эпидемии гриппа врачи запрещают навещать больных. (…запрещено навещать…)

  5. Я грустила. (Мне грустно)


Сравнение двусоставных и безличных предложений.

(Игра с сигнальными карточками).

Готовятся две карточки Д – двусоставное, Б – безличное.

  1. Чуть тянет морозный утренний ветерок. (Д)

  2. Морозно поутру в степи. (Б)

  3. Эту вещь стоит купить. (Б)

  4. Эта вещь стоит дорого. (Д)

  5. Днем таяло на солнце. (Б)

  6. Печенье таяло во рту. (Д)

  7. За окном уже чуть-чуть серело. (Б)

  8. В темноте что-то серело. (Д)

  9. Пахнет пылью. (Б)

  10. Мох пахнет грибной сыростью. (Д)


Слайд 21

  1. Этап первичного закрепления.

Работа с опорным конспектом, выполнение проверочного задания


  1. Подведение итогов урока


  • О чём вы узнали на уроке?

  • Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его)

  • Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)


Слайд 22

Слайд 23

Домашнее задание: Теория, параграф 183, Практика: Упр. 221, 222


Просмотр содержимого документа
«3-закреплоение»

Фамилия, имя __________________________________

I. Распределите данные односоставные предложения в таблицу по типу:

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.Пушкин).

3) Не спится, няня, здесь так душно. (А.Пушкин).

4) На земле живут лишь раз (С.Есенин).

5) К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

6) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И.Бунин)

7) На палубе успокоились (А.Толстой).

8) На дворе тепло пахнет разогретой муравой. (И.Бунин)

9) Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

?


































































II. Определите, чем выражено сказуемое

Пример

Чем выражено сказуемое

Светает!


Приятно пахнет черемухой.


Мне не спится.


Быть грозе!


В лесу тихо…


Мне грустно.


Сильнее кошки зверя нет.




III. Найдите среди данных предложений безличные, подчеркните сказуемое,
подпишите, чем оно выражено

1) В полночь выхожу один из дома, мерзло по земле шаги стучат.

2) Отворили дверь в церковь.

3) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

4) Помню раннее, свежее, тихое утро…

5) Нынче жарко, парит, на дворе тепло пахнет разогретой муравой.

6) Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса.

7) И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!

8) Беру твою руку и долго смотрю на нее…

9) Холодный ветер, резкий и суровый, кидает нас, и тяжело грести

10) У одержимых нет дороги вспять.

И.А.Бунин. Из разных произведений.

Просмотр содержимого документа
«3-закреплоние»

Фамилия, имя __________________________________

I. Распределите данные односоставные предложения в таблицу по типу:

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.Пушкин).

3) Не спится, няня, здесь так душно. (А.Пушкин).

4) На земле живут лишь раз (С.Есенин).

5) К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

6) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И.Бунин)

7) На палубе успокоились (А.Толстой).

8) На дворе тепло пахнет разогретой муравой. (И.Бунин)

9) Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

?


































































II. Определите, чем выражено сказуемое

Пример

Чем выражено сказуемое

Светает!


Приятно пахнет черемухой.


Мне не спится.


Быть грозе!


В лесу тихо…


Мне грустно.


Сильнее кошки зверя нет.




III. Найдите среди данных предложений безличные, подчеркните сказуемое,
подпишите, чем оно выражено

1) В полночь выхожу один из дома, мерзло по земле шаги стучат.

2) Отворили дверь в церковь.

3) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

4) Помню раннее, свежее, тихое утро…

5) Нынче жарко, парит, на дворе тепло пахнет разогретой муравой.

6) Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса.

7) И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!

8) Беру твою руку и долго смотрю на нее…

9) Холодный ветер, резкий и суровый, кидает нас, и тяжело грести

10) У одержимых нет дороги вспять.

И.А.Бунин. Из разных произведений.

Просмотр содержимого документа
«КАРТОЧКИ»

Б

Д

Б

Д

Б

Д

Б

Д

Б

Д

Б

Д

Б

Д

Б

Д



Просмотр содержимого презентации
«Безличные_Шлюкова»

Односоставные предложения.  8 класс.

Односоставные предложения. 8 класс.

Определите состав  грамматической основы предложений:

Определите состав грамматической основы предложений:

  • двусоставное
  • двусоставное
  • односоставное
  • односоставное
  • односоставное
  • Кто морю возвратит тепло и свет?
  • Не страшны нам ничуть расстояния.
  • Дай припасть к руке твоей, Россия!
  • Гармонист, сыграй!
  • Четверть роты скосило.
Что общего у данных предложений? 1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин) 2) Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.Пушкин). 3) Не спится, няня, здесь так душно. (А.Пушкин). 4) На земле живут лишь раз (С.Есенин). 5) К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов) 6) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И.Бунин) 7) На палубе успокоились (А.Толстой). 8) На дворе тепло пахнет разогретой муравой. (И.Бунин) 9) Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

Что общего у данных предложений?

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.Пушкин).

3) Не спится, няня, здесь так душно. (А.Пушкин).

4) На земле живут лишь раз (С.Есенин).

5) К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

6) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И.Бунин)

7) На палубе успокоились (А.Толстой).

8) На дворе тепло пахнет разогретой муравой. (И.Бунин)

9) Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

Распределите предложения по типам Определённо-личные Неопределённо-личные ? Безличные  Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)  3) Не спится, няня, здесь так душно. (А.Пушкин). 4) На земле живут лишь раз (С.Есенин). 2) Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.Пушкин). 5) К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов) 6) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И.Бунин) 8) На дворе тепло пахнет разогретой муравой. (И.Бунин) 7) На палубе успокоились (А.Толстой). 9) Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

Распределите предложения по типам

Определённо-личные

Неопределённо-личные

?

Безличные

  • Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

3) Не спится, няня, здесь так душно. (А.Пушкин).

4) На земле живут лишь раз (С.Есенин).

2) Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.Пушкин).

5) К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

6) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И.Бунин)

8) На дворе тепло пахнет разогретой муравой. (И.Бунин)

7) На палубе успокоились (А.Толстой).

9) Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)

Безличные  предложения

Безличные предложения

Безличные  предложения – односоставные предложения,  в которых действие и состояние  не создаются деятелем  (деятель не мыслится)

Безличные предложения

односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем (деятель не мыслится)

Рекламная пауза! Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!

Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза! Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!

Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза! Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!

Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза! Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!

Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза! Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!

Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!  Нас читают.   Впишите рекламный слоган в таблицу 18.01.18

Рекламная пауза!

Нас читают.

Впишите рекламный слоган в таблицу

18.01.18

Рекламная пауза! Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!

Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза! Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!

Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза! Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламная пауза!

Впишите рекламный слоган в таблицу

Рекламным слоганам необходимы:

Рекламным слоганам необходимы:

  • точность емкость краткость экспрессивность.
  • точность емкость краткость экспрессивность.
  • точность
  • емкость
  • краткость
  • экспрессивность.
Роль в речи безличных предложений:

Роль в речи безличных предложений:

  • Выразительны
  • Лаконичны по форме
  • Обращают внимание на само действие, усиливают его
  • Придают действию оттенок стихийности
  • Используются для описания пейзажей, состояния человека и т.д.
Заполним таблицу Пример Чем выражено сказуемое Светает! Приятно пахнет черемухой. Мне не спится. Быть грозе! В лесу тихо… Мне грустно. Сильнее кошки зверя нет.

Заполним таблицу

Пример

Чем выражено сказуемое

Светает!

Приятно пахнет черемухой.

Мне не спится.

Быть грозе!

В лесу тихо…

Мне грустно.

Сильнее кошки зверя нет.

Способы выражения сказуемого  в безличных предложенях Пример Чем выражено сказуемое Светает! Безличным глаголом Приятно пахнет черемухой. Личным глаголом в безличном значении Мне не спится. Возвратным глаголом в безличном значении Быть грозе! Инфинитивом В лесу тихо… Словом состояния Мне грустно. Словом состояния Сильнее кошки зверя нет. Словом нет

Способы выражения сказуемого в безличных предложенях

Пример

Чем выражено сказуемое

Светает!

Безличным глаголом

Приятно пахнет черемухой.

Личным глаголом в безличном значении

Мне не спится.

Возвратным глаголом в безличном значении

Быть грозе!

Инфинитивом

В лесу тихо…

Словом состояния

Мне грустно.

Словом состояния

Сильнее кошки зверя нет.

Словом нет

Перестройте предложения  из двусоставных в безличные Малыш не спит. Он нездоров. Он мерзнет. В больницах из-за эпидемии гриппа врачи запрещают навещать больных. Я грустила.

Перестройте предложения из двусоставных в безличные

Малыш не спит.

Он нездоров.

Он мерзнет.

В больницах из-за эпидемии гриппа врачи запрещают навещать больных.

Я грустила.

Выполните задание III   в опорном конспекте:   • найдите в тексте безличные  предложения   • подчеркните сказуемое   • определите, чем оно выражено

Выполните задание III в опорном конспекте: • найдите в тексте безличные предложения • подчеркните сказуемое • определите, чем оно выражено

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ   «Теория»: параграф 183,  «Практика»: упр. 221, 222

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Теория»: параграф 183, «Практика»: упр. 221, 222


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!