СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе на тему: Изменение имен существительных по числам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:1.Определять число имен существительных.

2.Выполнять упражнения, задания по изменению имен существительных по числам.

-Сделать вывод о том, как определить число имени существительного.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе на тему: Изменение имен существительных по числам.»

Урок русского языка во 2 классе на тему: Изменение имен существительных по числам.

Цель:

Задачи:

1. Оргмомент

- Садитесь. Откройте тетради. Запишем число, классная работа.


2. Новая тема.

Б_жать, л_ сята, кр_сивый, л_сник, х_лодный, м_роз, ск_льзить, б_рёзы.


- Какое задание можно предложить к выписанным словам?

(1.Вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы;

2.Разделить на группы).

- Давайте вставим пропущенные буквы и объясним орфограммы. (По цепочке вставляют букву, называют проверочное слово).

- На сколько групп можно разделить? (На две группы: 1.словарные слова и слова с безударной гласной;

2.два слога и три слога).

(Ученики устно делят слова на группы.)

Учитель: Береза – лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка. От цвета коры она получила свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». В давние времена Новый год на Руси начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Некоторые историки считают, что изображалась Берегиня в виде священного белого дерева – русской березы.


- Я предлагаю разделить эти слова на три столбика. Как?


Имя существительное Имя прилагательное Глагол

лисята красивый бежать

лесник холодный скользить

мороз

березы


- Почему слова красивый, холодный записали во второй столбик? (какой? Обозначает признак предмета).

- Почему слова бежать, скользить записали в третий столбик? (что делать? Обозначают действие).

- Почему слова лисята, лесник, мороз, березы записали в первый столбик? (кто? что? Предметы).

- Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, события).

Посмотрим на первый столбик.

- На какие две группы еще можно разделить имена существительные? (1.Одушевленные: лисята, лесник; 2.неодушевленные: мороз, березы).

- Докажите. (Одушевленные: кто? Неодушевленные: что?)

- Как еще можно разделить имена существительные? (Единственное число: лесник, мороз; множественное число: лисята, березы).

- Назовите существительные в единственном числе.

- Сколько предметов они обозначают?

- Могут ли они употребляться во множественном числе?

- Что нужно для этого сделать? (Изменить).

- Измените. (Лесник – лесники, мороз – морозы).

- Назовите существительные во множественном числе.

- Сколько предметов они обозначают?

- Могут ли они употребляться в единственном числе?

- Что для этого нужно сделать? (Изменить).

- Измените. (Лисята – лисенок, березы – береза).

- Назовите, пожалуйста, тему нашего урока. (Изменение имен существительных по числам).

- Чему мы будем учиться на уроке?

1.Определять число имен существительных.

2.Выполнять упражнения, задания по изменению имен существительных по числам.

-Сделайте вывод о том, как определить число имени существительного.

-А теперь прочитаем правило.

Откройте учебник на странице 120. Найдите «Сведения о языке». Чтение вполголоса хором.

- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (Один, несколько).

- В каком числе употребляется существительное для обозначения одного предмета? (в единственном числе).

- В каком числе употребляется существительное для обозначения нескольких предметов (Во множественном числе).


Физкультминутка.


Работа по учебнику.


А сейчас поработаем по учебнику. Будем работать самостоятельно, по вариантам.

1 вариант – упражнение 225

2 вариант – упражнение 226

Проверим ответы по цепочке.


Вывод: - Как же изменяются имена существительные? (По числам).

Чтение правила.


Физкультминутка.


- Все научились изменять имена существительные по числам? А кто хочет поработать у доски? (2 ученика у доски).

-Я буду диктовать имена существительные во множественном числе, а вы будете записывать их в единственном числе в столбик. Потом проверим.

Поля поле

Сестры сестра

Кони конь

Уши ухо

Ножницы -

Очки -

Проверка. Что заметили? Почему ребята не смогли выполнить задание? Кто справился? (Существительные ножницы, очки употребляются только во множественном числе).

- Какие еще существительные употребляются только во множественном числе? Ножницы, щипцы, сани, санки, грабли, перила, чернила, пони, ворота.

- А есть ли существительные, которые употребляются только в единственно числе? (Молоко, сахар, картофель, метро, пальто, кенгуру, сало, пшено, мука, Москва, Сибирь и т.д.)

- Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? ( Некоторые существительные имеют только одно число – единственное или множественное. Некоторые существительные нельзя изменить).

- С такими существительными мы подробнее познакомимся на следующем уроке.


Творческая работа.


- Вставьте в текст имена существительные в единственном и множественном числе.

Вот и пришла ________. Пушистый ______ укрыл ________. Дует холодный___________. Покрылись людом реки и озера. Стоят сильные __________. Трудно теперь __________. Целый день ищут они ___________.


- Прочитайте текст. Назовите существительные в единственном и множественном числе.

- Почему птицам зимой трудно? (Холодно, нет пищи, насекомых нет, растений нет, семян не осталось на деревьях, только рябина да семена клена кое -где остались.

- Птицы зимой погибают не столько от холода, сколько от голода.

- Что можем мы с Вами сделать, чтобы помочь нашим пернатым друзьям? (Повесить кормушки, сыпать корм).

- Не оставайтесь равнодушными к братьям нашим меньшим. Спешите делать добро!



Дополнительный материал

- Списать текст, придумать название.

- Подчеркнуть основу во втором предложении.

- Найти и выписать слова, где б Зв (день, теперь)

Зв б (дует, стоят)


Домашнее задание.

- Как думаете, нужно еще поработать над темой нашего урока?

Домашнее задание – упражнение 227.


Итог урока


- Что нового узнали на уроке? (Имена существительные изменяются по числам).

- Все ли имена существительные изменяются по числам?

- Мне понравилось, как вы работали на уроке.


Оценки.


Спасибо за урок.