СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 2 класс тема: "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была напечатана в сборнике "1001 идея интересного занятия с детьми". авторский сборник методических разработок "Универсальная". Москва. Образ - центр 2014 год.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс тема: "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

Федотова Ольга Константиновна, МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.», учитель начальных классов, Республика Бурятия


Предмет (направленность): русский язык, «Школа России»

Возраст детей: 8 лет, 2 класс

Место проведения: класс


Тема урока: " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова ".

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

восстановить и закрепить знания учащихся о парных звонких и глухих согласных;

формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова;

формировать связную устную речь учащихся;

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость и фонематический слух учащихся;

расширять словарный запас учащихся;

развивать познавательную деятельность учащихся, через развитие памяти, внимания учащихся;

способствовать развитию творческой активности;

Воспитательные:

воспитывать умение слушать учителя и одноклассников;

воспитывать культуру поведения в классе;

воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;

воспитывать у учащихся чувство ответственности;

Здоровьесберегающие:

создавать благоприятный психологический климат в классе;

поддерживать высокую работоспособность во время урока и сохранять здоровье учащихся;

формировать положительное эмоциональное состояние учащихся.

Формирование УУД

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу .

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Формы организации работы в классе:

фронтальная,

индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный,

наглядно-образный,

частично-поисковый.

Средства обучения: технические,

дидактические,

наглядные.

Оборудование: мультимедийное оборудование для показа слайдов; учебник.


Ход урока

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Актуализация знаний.

Задание: определите безударную гласную в корне. Доска.

Г. ра, цв.ток, гр.бы, м.чи, к.за, с.ва, н.ра.

Подберите как можно больше проверочных слов к словам.

1 ученик на откидной доске.

- Проверка.

3. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.

- Отгадайте загадки.

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

(Лук)

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И желт, и синь, и ал!

( Луг)

Какой звук вы услышали на конце первого слова? – [к],второго– [к].

– А какая буква пишется? – /к/г/ А что произойдет, если слово записать неверно? (изменится смысл)

Сделаем вывод: эти слова одинаковые по….. произношению, но различны по …… написанию.

– Почему? (Слабая позиция согласного звука, происходит оглушение)

– Каким правилом вы воспользуетесь?

– Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Назовите тему нашего урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных».

– Молодцы! Сегодня нам предстоит вспомнить, что происходит со звонкими согласными звуками на конце слова, потренируемся подбирать проверочные слова и применять правило на практике.

-Вот такую проблему нам предстоит решить.

- А можно ошибиться в написании букв парных согласных? (можем)

- Когда можно допустить ошибку? ( в слабой позиции)

- А как проверить парную согласную на конце слова? Правило. С 19.

-Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом.

Алгоритм:

Читаю слово ….

Слышу звук ….

Изменяю слово….

Проверяю…

Пишу букву….

Проверим записанные нами отгадки?

Лук - нет лука

Луг- луга.











Физминутка

А сейчас мы с вами , дети

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре-

Вот летит ракета ввысь.


Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 18 и прочитайте тему урока.

Упр. 29 (с. 18).

Прочитайте первую пару слов.

Какой звук произносится на месте выделенных букв? (Звук[Щ.)

Одинаково ли он обозначается буквой? (Нет, в первом слове пишется буква П, а во втором — Б.)

Можно ли на слух определить, какой звук писать в слове?

Какую пару по звонкости-глухости вы здесь видите? (/-» Я.) (Письменное задание выполняется самостоятельно.)

Какие парные по глухости-звонкости согласные вы под­черкнули?

Упр. 30 (с. 19).

Прочитайте слова в первой строке. В каких словах вы слы­шите [Б]четко и ясно?

В каких словах звук и буква не совпадают?

Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? (После него стоит гласный.)


Сделайте вывод. (Парный согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным надо проверять.)

Напишите остальные группы слов и запишите звуки, которые в них произносятся, в скобках.

Прочитайте правило. О каких согласных в нем идет речь? (О парных по звонкости-глухости.)

Как проверить парную согласную букву? (Надо подобрать проверочное слово.)

Какой звук должен стоять после этой согласной буквы в проверочном слове? (Гласный звук.)

V. Физкультминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже-

Это мы, конечно, сможем.

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

Закрепление изученного материала

Игра «Доскажи словечко»

- Поднимите карточку с буквой, которую вы бы написали на конце слова-отгадки.

Грибникам он очень нужен,

Без него не сваришь ужин,

На охоту не пойдешь.

Что же это? Это ... (нож).

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно.

Жаль вот только - гривы нет...

Что за конь? (Велосипед.)


Шубка — иголки,

Свернется он — колкий,

Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж.)

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это... (кот).


Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).


Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь).
















Рефлексия

— Прочитайте слова. Найдите и запишите слово, в котором парный согласный произносится четко.

Город, городской, городки, города.

Мороз, Морозко, морозит.

Прорубь, рубка, рубить.

(Ученики меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом. Самооценка с помощью «светофора»).

Подведение итогов урока.

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости и глухости?

- В какой части слова эти парные согласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?

- Как проверить парные согласные звуки на конце слова?

Домашнее задание

Выполнить упр. 31 (с. 20).


Учебно-методическая литература:

  1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» -2 класс, часть 2. «Просвещение» - 2012 г.

  2. Книга загадок.