УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Федотова Ольга Константиновна, МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.», учитель начальных классов, Республика Бурятия
Предмет (направленность): русский язык, «Школа России»
Возраст детей: 8 лет, 2 класс
Место проведения: класс
Тема урока: " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова ".
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
восстановить и закрепить знания учащихся о парных звонких и глухих согласных;
формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова;
формировать связную устную речь учащихся;
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость и фонематический слух учащихся;
расширять словарный запас учащихся;
развивать познавательную деятельность учащихся, через развитие памяти, внимания учащихся;
способствовать развитию творческой активности;
Воспитательные:
воспитывать умение слушать учителя и одноклассников;
воспитывать культуру поведения в классе;
воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;
воспитывать у учащихся чувство ответственности;
Здоровьесберегающие:
создавать благоприятный психологический климат в классе;
поддерживать высокую работоспособность во время урока и сохранять здоровье учащихся;
формировать положительное эмоциональное состояние учащихся.
Формирование УУД
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу .
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Формы организации работы в классе:
фронтальная,
индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный,
наглядно-образный,
частично-поисковый.
Средства обучения: технические,
дидактические,
наглядные.
Оборудование: мультимедийное оборудование для показа слайдов; учебник.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Актуализация знаний.
Задание: определите безударную гласную в корне. Доска.
Г. ра, цв.ток, гр.бы, м.чи, к.за, с.ва, н.ра.
Подберите как можно больше проверочных слов к словам.
1 ученик на откидной доске.
- Проверка.
3. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.
- Отгадайте загадки.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Лук)
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
( Луг)
Какой звук вы услышали на конце первого слова? – [к],второго– [к].
– А какая буква пишется? – /к/г/ А что произойдет, если слово записать неверно? (изменится смысл)
Сделаем вывод: эти слова одинаковые по….. произношению, но различны по …… написанию.
– Почему? (Слабая позиция согласного звука, происходит оглушение)
– Каким правилом вы воспользуетесь?
– Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Назовите тему нашего урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных».
– Молодцы! Сегодня нам предстоит вспомнить, что происходит со звонкими согласными звуками на конце слова, потренируемся подбирать проверочные слова и применять правило на практике.
-Вот такую проблему нам предстоит решить.
- А можно ошибиться в написании букв парных согласных? (можем)
- Когда можно допустить ошибку? ( в слабой позиции)
- А как проверить парную согласную на конце слова? Правило. С 19.
-Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом.
Алгоритм:
Читаю слово ….
Слышу звук ….
Изменяю слово….
Проверяю…
Пишу букву….
Проверим записанные нами отгадки?
Лук - нет лука
Луг- луга.

Физминутка
А сейчас мы с вами , дети
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре-
Вот летит ракета ввысь.
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 18 и прочитайте тему урока.
Упр. 29 (с. 18).
Прочитайте первую пару слов.
Какой звук произносится на месте выделенных букв? (Звук[Щ.)
Одинаково ли он обозначается буквой? (Нет, в первом слове пишется буква П, а во втором — Б.)
Можно ли на слух определить, какой звук писать в слове?
Какую пару по звонкости-глухости вы здесь видите? (/-» Я.) (Письменное задание выполняется самостоятельно.)
Какие парные по глухости-звонкости согласные вы подчеркнули?
Упр. 30 (с. 19).
Прочитайте слова в первой строке. В каких словах вы слышите [Б]четко и ясно?
В каких словах звук и буква не совпадают?
Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? (После него стоит гласный.)
Сделайте вывод. (Парный согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным надо проверять.)
Напишите остальные группы слов и запишите звуки, которые в них произносятся, в скобках.
Прочитайте правило. О каких согласных в нем идет речь? (О парных по звонкости-глухости.)
Как проверить парную согласную букву? (Надо подобрать проверочное слово.)
Какой звук должен стоять после этой согласной буквы в проверочном слове? (Гласный звук.)
V. Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, сможем.
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны прогнулись.
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
Закрепление изученного материала
Игра «Доскажи словечко»
- Поднимите карточку с буквой, которую вы бы написали на конце слова-отгадки.
Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдешь.
Что же это? Это ... (нож).
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только - гривы нет...
Что за конь? (Велосипед.)
Шубка — иголки,
Свернется он — колкий,
Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж.)
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это... (кот).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь).

Рефлексия
— Прочитайте слова. Найдите и запишите слово, в котором парный согласный произносится четко.
Город, городской, городки, города.
Мороз, Морозко, морозит.
Прорубь, рубка, рубить.
(Ученики меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом. Самооценка с помощью «светофора»).
Подведение итогов урока.
С какой орфограммой познакомились на уроке?
Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости и глухости?
- В какой части слова эти парные согласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?
- Как проверить парные согласные звуки на конце слова?
Домашнее задание
Выполнить упр. 31 (с. 20).
Учебно-методическая литература:
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» -2 класс, часть 2. «Просвещение» - 2012 г.
Книга загадок.