СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Изменение имён существительных по вопросам. Общее представление". по УМК Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка для 3 классов по программе УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Изменение имён существительных по вопросам. Общее представление". по УМК Школа России»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Захарченко Екатерина Андреевна

УМК: "Школа России"

Предмет: русский язык

Тема: " Изменение имён существительных по вопросам. Общее представление".

Тип урока: изучение нового

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок, формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного.

Цель: формирование представлений о новом грамматическом признаке имени существительного


Планируемые результаты


Предметные знания

Предметные действия

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные

Определять грамматические признаки имени существительного в начальной форме - род, число, одушевленное/неодушевлённое, собственное/нарицательное, изменение по падежам.

- определять цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено ;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы;

- самостоятельно находить варианты решения учебной задачи;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;


- преобразовывать модели, схемы, символы;

- осуществлять сравнение и клас­сификацию изученных объектов;

- обобщать материал;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать полученную информацию;

- построение логической цепи рассуждений;


– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

– использовать речь для регуляции своего действия;

- формировать умения слушать и слышать;

- чётко и ясно выстраивать речевые конструкции;


- способность к самооценке и оценки партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

- проявлять познавательный интерес;


- проявлять желание и интерес к изучению нового






Ход урока



п/п

Название этапа урока, время

Задача,

которая должна

быть решена

ФОДУ


Действия учителя по организации

деятельности обучающихся


Действия обучающихся

(предметные, УУД)


Результат взаимодействия

(продукт, УУД)


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Орг. момент

1-2 мин.


Настроить детей на плодотворную работу








Ф

Приветствует обучающихся, настраивает детей на плодотворную работу (Слайд 2)

С добрым утром,

Начат день!

Заниматься нам не лень!

Начинается урок,

Он пойдет ребята в прок!

Постарайтесь всё понять,

Дружно тайны открывать,

Ответы полные давайте,

А товарищам помогайте.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Сегодня на уроке мы будем открывать тайны, разгадывать шифры, добывать новые знания.



Регулятивные:

-настраиваются на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

- слушают установку учителя


Регулятивные:

- настроились на плодотворное сотрудничество;

Коммуникативные:

- формируется умение слушать и слышать


2

Актуализация знаний.

4-5 мин.



Повторить грамматические признаки имени существительного





И









Г

















П


"Ребусы". Их необходимо найти, они спрятаны где – то рядом с вами. Найдите каждый свой ребус и отгадайте его, запишите ответ на листочке!

(Щуки, бабочка, акула, ласточка, корова, дорога, стол, камыши, Ирак, кино, шутка, шкаф).


- Встаньте все, со своими словами, по порядку.

- Назовите каждый, по очереди, полученное слово!


- Объединитесь в группы по грамматическому признаку ЧИСЛО!

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку РОД!

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку Собственные- нарицательные!

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Объединитесь в группы по грамматическому признаку одушевлённые - неодушевлённые!

- Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе!

- Грамматические признаки какой части речи мы сейчас определяли? (Существительное)

- Молодцы! Садитесь!


- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте .


Предметные:

- определяют грамматические признаки существительного;

Личностные:

-оценивают себя и партнёра , исходя из критериев, заданных учителем

Регулятивные:

- находят варианты решения учебной задачи

Познавательные:

- перекодируют информацию(ребусы в слова)

- сравнивают и клас­сифицируют объекты по заданным учителем критериям;

Коммуникативные:

- осуществляют коммуникацию при объединении в группы



Предметные:

Актуализированы знания по определению грамматических признаков существительного - род, число, одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное;

Личностные:

- выполнили самооценку и оценили партнёра на основе наблюдения во время выполнения задания с ребусами и определением грам.признаков;

Регулятивные:

- самостоятельно распределились на группы в зависимости от грам.признака ;

Познавательные:

- сравнили и клас­сифицировали полученные слова;

Коммуникативные:

– разрешили спор между учащимися путём приведения весомых аргументов;


3

Постановка цели урока.

1-2 мин.



Определить цель урока


Ф


- О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

(Слайд 3)

- Что мы уже знаем о этой части речи? (Имя существительное имеет грамматические признаки: род, число… )













- Посмотрите на схему, всё ли мы знаем о имени существительном?

- Может кто-то догадывается, о каком признаке идёт речь?

Какая цель нашего урока?

(Узнать ещё один признак имени существительного…)

- Эта главная тайна нашего урока!!!










Предметные:

- называют грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

- определяют цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено ;

Познавательные:

-работают со схемой

Коммуникативные:

- строят монологическое высказывание ;



Предметные:

- повторили грамматические признаки существительного;

Регулятивные:

- поставлена цель урока в результате диалога ;

Познавательные:

-закреплено умение работать со схемой

Коммуникативные:

- построили правильные монологические высказывания;


4

Открытие нового.

6-7 мин.


Просклонять существительное, выделить окончание, закрепить грамматические признаки существительного


И



















Ф





















П


- Раскрыть эту тайну мы сможем, выполнив задание на зелёной карточке. (Слайд 4)

- Прочитайте задание! Всё ли понятно? Вставьте пропущенное слово, изменяя его, в зависимости от вопроса .

- Задание всем понятно? Всё нам известно для выполнения задания?

(Нет, не известно, какое слово вставить)

- Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?

(На карточке есть загадка, она нам поможет)

Для слабых детей в слове отгадке пропущены гласные.

- Молодцы! Прочитайте загадку и дайте устно ответ!

- Ребята, слово сосна к какой части речи относится?

- Какие грамматические признаки можете назвать? Все назвали, нет! Осталось одно, о котором мы не знаем.

- Выполните задание! На выполнение задания вам одна минута.

- Проверка! (Слайд 5) Читаем предложение, какое окончание в слове сосна!? Проверьте у всех ли получилось так?

- Что изменилось в слове? (окончание)

- Т.е. изменилась форма слова?

- Почему в каждом предложении слово изменяло форму?

- Какой вывод можно сделать?

(Что слово меняет форму в зависимости от вопроса).

- Ребята, а раз слово СОСНА сущ., какой вывод можно сделать?

Существительное тоже изменяется по вопросам!

А кто знает, как называется это явление в русском языке?

Давайте спросим у Мудрой совы, ответ её на стр.36. Прочитайте.

- Как называется изменение существительного по вопросам? (Склонением или изменение по падежам).

- Ребята, склонение это наша тайна, которую мы не смогли отгадать в начале! Это грамматический признак существительного!

- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте .


Предметные:

- изменяют слово по вопросам, определяют грамматические признаки существительного, выделяют окончание,;

Личностные:

- самооценка и оценка партнёра на основе анализа учебной деятельности;

Регулятивные:

-самостоятельно оценивают пра­вильность выполнения действия и вносят не­обходимые коррективы;

Познавательные:

- выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

– выстраивают чёткие и ясные аргументы для доказательства своей точки зрения;



Предметные:

- получили возможность отработать изменение слов по вопросам, определять грамматические признаки существительного, выделять окончание,;

Личностные:

- организовано действие взаимоконтроля;

Регулятивные:

-проанализирована пра­вильность выполнения задания и внесены коррективы на основании сравнения с ответом;

Познавательные:

- нашли наиболее эффективные способы решения задач;

Коммуникативные:

- закреплено умение чётко и ясно обосновывать ответ;



5

Открытие нового.

8-10 мин.


Определить вопросы к каждому падежу


Ф















Ф

















П

Ф



П




- Мы узнали, что склонение – это изменение существительного по падежам. А кто знает, какие падежи есть в русском языке? И сколько их?

Проблема. - Какая цель следующего задания?

Узнать название падежей. (Слайд 6)

- Почитайте рассказ мудрой совы на экране!

- Сколько падежей в русском языке? Как они называются?

- В одной школе, ребята придумали как легко запомнить их последовательность. Хотите узнать? (Слайд 7)

- Теперь мы знаем название падежей. Можем определить падеж имени существительного? (Нет)

- Что нужно узнать? (На какие вопросы отвечает каждый падеж!)

- Эту тайну мы откроем, выполнив задание на оранжевой карточке! (Слайд 8) Возьмите её.

- Что вы увидели? (Таблицу)

- Какие колонки есть в таблице?

- Какая колонка осталась не заполненной? Как вы думаете, сможем мы её заполнить?

- Какие колонки помогут нам определить вопрос?

(Слова помощники и примеры)

- Давайте заполним первую строку вместе!

- В строчке именительный падеж, какое слово помощник? Пример одушевлённый? Задаём вопрос – есть КТО? Медведь, теперь задаём вопрос к неодушевлённому существительному?

Есть Что? Сосна. Понятно как задавать вопросы?

Теперь подберём вопрос к родительному падежу, аналогично!

Выполните оставшиеся пропуски в паре!

- Проверим, правильно ли вы записали вопросы? (Слайд 9)

Откройте учебник на стр.38. Проверьте в паре!!!

- Какую тайну мы открыли, выполнив задание?

(Узнали падежные вопросы)

- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте .

Ребята, медведь говорит огромное спасибо за то, что вы правильно выполнили задание и предлагает выполнить физминутку!!! Давайте дружно встанем и повторим за ним!


Предметные:

- определяют вопросы, опираясь на слова помощники;

Личностные:

- проявляют внимание и желание узнать новое;

Регулятивные:

- самостоятельно находят варианты решения учебной задачи;

- на основе выполненного задания делают выводы;

Познавательные:

- работают с текстовой информацией и таблицей

Коммуникативные:

– используют чётко сформулированные речевые конструкции для обоснования своего выбора;





Предметные:

- сформировано умение определять падежные вопросы опираясь на слова помощники;

Личностные:

- закрепили способность к самооценке и оценки партнёра ;

Регулятивные:

- самостоятельно найдены способы определения вопросов;

- сделаны выводы на основе выполненного задания;

Познавательные:

- проанализированы падежные вопросы и впоследствии занесены в таблицу

Коммуникативные:

- закреплено умение

работать в паре


6

Первичное закрепление.

4-5мин.


Закрепить грамматические признаки существительного




И



П


А теперь, давайте проверим. Все ли открытия вы помните. Откройте учебник, на стр.38. Найдите упр.67. Что нужно сделать? Все ли слова вам понятны?

Что такое ПОЛЫНЯ? Найдите значение этого слова (Слайд 11).

- Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте .


Предметные:

- обобщают и закрепляют грамматические признаки имени существительного;

Личностные:

- проявляют внимание и желание выполнить задание правильно;

- аргументируют свой выбор к самооценке и оценке партнёра на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

-выделяют и осознают то, что уже усвоено Познавательные:

- строят логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

- слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.


Предметные:

- сформировано умение определять грамматические признаки имени существительного - одушевлённые /неодушевлённые, собственные /нарицательные , число, род ; ознакомились с изменением существительного по падежам;

Личностные:

- закрепили способность к самооценке и оценки партнёра ;

Регулятивные:

-проанализирована информация о грамматических признаках имени существительного

Познавательные:

- проведена аналогия между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

- закреплено умение

строить правильные высказывания;


7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1-2мин.




Ф

уч.с.38, упр.66

Посмотрите, что нужно сделать. Устно проговариваем одно слово.


8

Рефлексия


Обобщить и повторить грамматические признаки существительного, закрепить грамматический признак существительного - склонение


Ф











П











П









И







П

- Какую цель мы ставили на уроке?

(УЗНАТЬ ПРИЗНАК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО)

- Какой признак существительного мы узнали? (склонение)

- Что такое склонение?

- Какие падежи вы запомнили?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какие слова помогают определить падеж существительного?

- Возьмите голубые карточки. Обратите внимание на задание № 1. Как вы думаете, что нужно сделать? Заполнить пропуски ! Выполните задание в парах! (Слайд 12).

Название падежа

Вопрос

Именительный



Кого? Чего?


Кому? Чему?

Винительный





О ком? О чём?

- Проверьте товарища! (Слайд 13) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

- Посмотрите на задание № 2? (Слайд 14) Что вы там видите? Как вы думаете, что нужно сделать?

Задание: заполните схему, используя знания о имени существительном!




- Проверьте товарища! (Слайд 15) Оцените себя и товарища в листах оценивания!

- Оцените по шкале следующие критерии:

(Слайд 16)

Подведём итоги по листам оценивания! Оцените себя за урок в целом! Оцените товарища за весь урок! Напишите свои пожелния, предложения или замечания по организации и содержанию урока?

Спасибо за урок!


ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ ПО ТЕМЕ УРОКА