№ п/п | Название этапа урока, время | Задача, которая должна быть решена | ФОДУ | Действия учителя по организации деятельности обучающихся | Действия обучающихся (предметные, УУД) | Результат взаимодействия (продукт, УУД) | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Орг. момент 1-2 мин. | Настроить детей на плодотворную работу | Ф | Приветствует обучающихся, настраивает детей на плодотворную работу (Слайд 2) С добрым утром, Начат день! Заниматься нам не лень! Начинается урок, Он пойдет ребята в прок! Постарайтесь всё понять, Дружно тайны открывать, Ответы полные давайте, А товарищам помогайте. Надеюсь на плодотворное сотрудничество! Сегодня на уроке мы будем открывать тайны, разгадывать шифры, добывать новые знания. | Регулятивные: -настраиваются на плодотворное сотрудничество; Коммуникативные: - слушают установку учителя | Регулятивные: - настроились на плодотворное сотрудничество; Коммуникативные: - формируется умение слушать и слышать | |
2 | Актуализация знаний. 4-5 мин. | Повторить грамматические признаки имени существительного | И
Г
П | "Ребусы". Их необходимо найти, они спрятаны где – то рядом с вами. Найдите каждый свой ребус и отгадайте его, запишите ответ на листочке! (Щуки, бабочка, акула, ласточка, корова, дорога, стол, камыши, Ирак, кино, шутка, шкаф). - Встаньте все, со своими словами, по порядку. - Назовите каждый, по очереди, полученное слово! - Объединитесь в группы по грамматическому признаку ЧИСЛО! - Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе! - Объединитесь в группы по грамматическому признаку РОД! - Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе! - Объединитесь в группы по грамматическому признаку Собственные- нарицательные! - Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе! - Объединитесь в группы по грамматическому признаку одушевлённые - неодушевлённые! - Проверьте и обсудите в своей группе, правильно ли вы определили признак. Проверяем вместе! - Грамматические признаки какой части речи мы сейчас определяли? (Существительное) - Молодцы! Садитесь! - Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте . | Предметные: - определяют грамматические признаки существительного; Личностные: -оценивают себя и партнёра , исходя из критериев, заданных учителем Регулятивные: - находят варианты решения учебной задачи Познавательные: - перекодируют информацию(ребусы в слова) - сравнивают и классифицируют объекты по заданным учителем критериям; Коммуникативные: - осуществляют коммуникацию при объединении в группы | Предметные: Актуализированы знания по определению грамматических признаков существительного - род, число, одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное; Личностные: - выполнили самооценку и оценили партнёра на основе наблюдения во время выполнения задания с ребусами и определением грам.признаков; Регулятивные: - самостоятельно распределились на группы в зависимости от грам.признака ; Познавательные: - сравнили и классифицировали полученные слова; Коммуникативные: – разрешили спор между учащимися путём приведения весомых аргументов; | |
3 | Постановка цели урока. 1-2 мин. | Определить цель урока | Ф | - О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (Слайд 3) - Что мы уже знаем о этой части речи? (Имя существительное имеет грамматические признаки: род, число… )  - Посмотрите на схему, всё ли мы знаем о имени существительном? - Может кто-то догадывается, о каком признаке идёт речь? Какая цель нашего урока? (Узнать ещё один признак имени существительного…) - Эта главная тайна нашего урока!!! | Предметные: - называют грамматические признаки существительного; Регулятивные: - определяют цель урока на основе анализа того, что уже известно и усвоено ; Познавательные: -работают со схемой Коммуникативные: - строят монологическое высказывание ; | Предметные: - повторили грамматические признаки существительного; Регулятивные: - поставлена цель урока в результате диалога ; Познавательные: -закреплено умение работать со схемой Коммуникативные: - построили правильные монологические высказывания; | |
4 | Открытие нового. 6-7 мин. | Просклонять существительное, выделить окончание, закрепить грамматические признаки существительного | И Ф П | - Раскрыть эту тайну мы сможем, выполнив задание на зелёной карточке. (Слайд 4) - Прочитайте задание! Всё ли понятно? Вставьте пропущенное слово, изменяя его, в зависимости от вопроса . - Задание всем понятно? Всё нам известно для выполнения задания? (Нет, не известно, какое слово вставить) - Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос? (На карточке есть загадка, она нам поможет) Для слабых детей в слове отгадке пропущены гласные. - Молодцы! Прочитайте загадку и дайте устно ответ! - Ребята, слово сосна к какой части речи относится? - Какие грамматические признаки можете назвать? Все назвали, нет! Осталось одно, о котором мы не знаем. - Выполните задание! На выполнение задания вам одна минута. - Проверка! (Слайд 5) Читаем предложение, какое окончание в слове сосна!? Проверьте у всех ли получилось так? - Что изменилось в слове? (окончание) - Т.е. изменилась форма слова? - Почему в каждом предложении слово изменяло форму? - Какой вывод можно сделать? (Что слово меняет форму в зависимости от вопроса). - Ребята, а раз слово СОСНА сущ., какой вывод можно сделать? Существительное тоже изменяется по вопросам! А кто знает, как называется это явление в русском языке? Давайте спросим у Мудрой совы, ответ её на стр.36. Прочитайте. - Как называется изменение существительного по вопросам? (Склонением или изменение по падежам). - Ребята, склонение это наша тайна, которую мы не смогли отгадать в начале! Это грамматический признак существительного! - Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте . | Предметные: - изменяют слово по вопросам, определяют грамматические признаки существительного, выделяют окончание,; Личностные: - самооценка и оценка партнёра на основе анализа учебной деятельности; Регулятивные: -самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы; Познавательные: - выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: – выстраивают чёткие и ясные аргументы для доказательства своей точки зрения; | Предметные: - получили возможность отработать изменение слов по вопросам, определять грамматические признаки существительного, выделять окончание,; Личностные: - организовано действие взаимоконтроля; Регулятивные: -проанализирована правильность выполнения задания и внесены коррективы на основании сравнения с ответом; Познавательные: - нашли наиболее эффективные способы решения задач; Коммуникативные: - закреплено умение чётко и ясно обосновывать ответ; | |
5 | Открытие нового. 8-10 мин. | Определить вопросы к каждому падежу | Ф
Ф
П Ф
П
| - Мы узнали, что склонение – это изменение существительного по падежам. А кто знает, какие падежи есть в русском языке? И сколько их? Проблема. - Какая цель следующего задания? Узнать название падежей. (Слайд 6) - Почитайте рассказ мудрой совы на экране! - Сколько падежей в русском языке? Как они называются? - В одной школе, ребята придумали как легко запомнить их последовательность. Хотите узнать? (Слайд 7) - Теперь мы знаем название падежей. Можем определить падеж имени существительного? (Нет) - Что нужно узнать? (На какие вопросы отвечает каждый падеж!) - Эту тайну мы откроем, выполнив задание на оранжевой карточке! (Слайд 8) Возьмите её. - Что вы увидели? (Таблицу) - Какие колонки есть в таблице? - Какая колонка осталась не заполненной? Как вы думаете, сможем мы её заполнить? - Какие колонки помогут нам определить вопрос? (Слова помощники и примеры) - Давайте заполним первую строку вместе! - В строчке именительный падеж, какое слово помощник? Пример одушевлённый? Задаём вопрос – есть КТО? Медведь, теперь задаём вопрос к неодушевлённому существительному? Есть Что? Сосна. Понятно как задавать вопросы? Теперь подберём вопрос к родительному падежу, аналогично! Выполните оставшиеся пропуски в паре! - Проверим, правильно ли вы записали вопросы? (Слайд 9) Откройте учебник на стр.38. Проверьте в паре!!! - Какую тайну мы открыли, выполнив задание? (Узнали падежные вопросы) - Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте . Ребята, медведь говорит огромное спасибо за то, что вы правильно выполнили задание и предлагает выполнить физминутку!!! Давайте дружно встанем и повторим за ним! | Предметные: - определяют вопросы, опираясь на слова помощники; Личностные: - проявляют внимание и желание узнать новое; Регулятивные: - самостоятельно находят варианты решения учебной задачи; - на основе выполненного задания делают выводы; Познавательные: - работают с текстовой информацией и таблицей Коммуникативные: – используют чётко сформулированные речевые конструкции для обоснования своего выбора;
| Предметные: - сформировано умение определять падежные вопросы опираясь на слова помощники; Личностные: - закрепили способность к самооценке и оценки партнёра ; Регулятивные: - самостоятельно найдены способы определения вопросов; - сделаны выводы на основе выполненного задания; Познавательные: - проанализированы падежные вопросы и впоследствии занесены в таблицу Коммуникативные: - закреплено умение работать в паре | |
6 | Первичное закрепление. 4-5мин. | Закрепить грамматические признаки существительного | И
П | А теперь, давайте проверим. Все ли открытия вы помните. Откройте учебник, на стр.38. Найдите упр.67. Что нужно сделать? Все ли слова вам понятны? Что такое ПОЛЫНЯ? Найдите значение этого слова (Слайд 11). - Оцените свою работу по данному заданию, по 5-ой системе. Обменяйтесь листами с соседом, теперь оцените своего товарища по парте . | Предметные: - обобщают и закрепляют грамматические признаки имени существительного; Личностные: - проявляют внимание и желание выполнить задание правильно; - аргументируют свой выбор к самооценке и оценке партнёра на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: -выделяют и осознают то, что уже усвоено Познавательные: - строят логическую цепь рассуждений; Коммуникативные: - слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Предметные: - сформировано умение определять грамматические признаки имени существительного - одушевлённые /неодушевлённые, собственные /нарицательные , число, род ; ознакомились с изменением существительного по падежам; Личностные: - закрепили способность к самооценке и оценки партнёра ; Регулятивные: -проанализирована информация о грамматических признаках имени существительного Познавательные: - проведена аналогия между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: - закреплено умение строить правильные высказывания; | |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1-2мин. | | Ф | уч.с.38, упр.66 Посмотрите, что нужно сделать. Устно проговариваем одно слово. | |
8 | Рефлексия | Обобщить и повторить грамматические признаки существительного, закрепить грамматический признак существительного - склонение | Ф
П
П
И
П | - Какую цель мы ставили на уроке? (УЗНАТЬ ПРИЗНАК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО) - Какой признак существительного мы узнали? (склонение) - Что такое склонение? - Какие падежи вы запомнили? - На какие вопросы они отвечают? - Какие слова помогают определить падеж существительного? - Возьмите голубые карточки. Обратите внимание на задание № 1. Как вы думаете, что нужно сделать? Заполнить пропуски ! Выполните задание в парах! (Слайд 12). Название падежа | Вопрос | Именительный | | | Кого? Чего? | | Кому? Чему? | Винительный | | | | | О ком? О чём? | - Проверьте товарища! (Слайд 13) Оцените себя и товарища в листах оценивания! - Посмотрите на задание № 2? (Слайд 14) Что вы там видите? Как вы думаете, что нужно сделать? З адание: заполните схему, используя знания о имени существительном! - Проверьте товарища! (Слайд 15) Оцените себя и товарища в листах оценивания! - Оцените по шкале следующие критерии:  (Слайд 16) Подведём итоги по листам оценивания! Оцените себя за урок в целом! Оцените товарища за весь урок! Напишите свои пожелния, предложения или замечания по организации и содержанию урока? Спасибо за урок! | ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ ПО ТЕМЕ УРОКА |