"Ах, какое замечательное, это имя прилагательное!"
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Ах, какое замечательное, это имя прилагательное!»
Учитель: Сапрыкина Л.П.
Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
Их роли в речи.
Задачи:
Предметные:
научить ставить вопросы от существительных к прилагательным, находить прилагательные в тексте; устанавливать связь между прилагательными и существительными;
Метапредметные:
формировать умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
формировать умение высказывать свое мнение, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
формировать умение работать в паре
Личностные:
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы, карточки для работы в парах
Литература:
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2017
Галанжина Е.С. уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы. – М.: Издательство «Глобус», 2010
Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011
Ход урока
1 слайд
Мотивация к уроку
Улыбнитесь друг другу, садитесь за парты.
Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
На уроке не спеши
И старательно пиши.
-Начнём наш урок с минутки чистописания.
2 слайд
II. Минутка чистописания
-Работать сегодня будете в рабочих листах. Положите их перед собой, подпишите.
-Посмотрите на доску.
На доске:Вв Сс Ее Нн Аа
-Скажите, какие буквы будете писать?
-Сядьте правильно и напишите красиво.
-Ребята, какое слово можно составить из этих букв? (3 слайд - Весна)
-Правильно. Пусть сегодня –наш урок будет весенним.
III. Сообщение темы. Постановка целей
-Ребята, давайте определим тему нашего урока. Для этого отгадайте загадку:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное)
4 слайд
- Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное».
IV.Работа по теме урока
1.Повторение об имени прилагательном
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. С приходом весны становится теплее. Небо голубое. На небе яркое солнышко.
-Солнышко необычное. На его лучиках задания, это тучки, и мы должны разогнать их, выполнив все задания. 4 Слайд
Посмотрите на экран, перед вами 1 задание. - Прочитайте его. Слайд №5
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы. –
О чем этот текст? (О весне) - А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте. - А этот текст о чём? (О весне) - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете? (Наличие прилагательных) - А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
-Давайте на них ответим.
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
6 Слайд
2.Словарная работа
-Ребята, прогоним ещё одну тучку, для этого вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Вет…р, …прель, р…бята, обл…ко, м…дведь, в…рона, за…ц.
Проверяем. На вашем столе лежат цветы, это первые вестники весны, если у вас все получилось, закрасьте 1 цветок голубым цветом, если нет жёлтым.
-Итак, тучку мы разогнали.
3.Упражнение в подборе имён существительных к именам прилагательным
-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, что это за друзья.
7 слайд
-Для этого мы поработаем в парах. У вас карточка, необходимо вставить правильное слово.
1.Согревающее, лучистое, яркое…
2.Порывистый, сильный, холодный или теплый …
3.Безоблачное, голубое, хмурое, ясное …
4.Зеленая, влажная, мягкая …
5.Проливной, холодный, осенний, летний …
6.Порхающая, длиннокрылая …
-Проверяем (Закрашиваем 2 цветок)
-Какой частью речи являются слова в заданиях? (Именами прилагательными)
-Почему? (Они обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое?)
-Какой частью речи являются слова-отгадки? (Это имена существительные)
-Итак, какой вывод можно сделать? (Имя прилагательное связано с именем существительным.)
-Молодцы!
-С какими друзьями приходит весна? Ещё одну тучку мы с вами разогнали.
4.Нахождение имён прилагательных в тексте
-Весна дарит нам цветы. Первые весенние цветы называют первоцветы. Это те растения, которые отваживаются пробиваться на первых проталинах.
-Давайте прочитаем и отгадаем загадку про самый первый весенний цветок.
8 слайд
Что за тёплый день весенний?
Что за чудо из чудес?
Словно дымкою зелёной,
Наш теперь окутан лес.
На пригорках и полянках
Небывалой красоты
Появились голубые,
Очень нежные цветы.
-Что это? (Подснежники)
-Как вы догадались, что это подснежники?
-Найдите в загадке прилагательные и подчеркните их волнистой линией.
-Проверяем. (Раскрашиваем 3 цветок)
9 слайд
-Вы знаете, что подснежник занесен в Красную Книгу? Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто на продажу. Срывают охапками, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы.
Но мы с вами - Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы
- Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!
10 слайд
Физ.минутка
(Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Подснежник»)
-Я вижу вы устали. Давайте отдохнём.
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)
- Присаживайтесь, ребята.
5.Восстановление текста
11 слайд Задание на тучке
(Звучит пение птиц)
-Ребята, что вы услышали? (Пение птиц)
-Верно. Весной из тёплых стран возвращаются птицы и поправляют свои гнёзда.
12 слайд
-Прогоним следующую тучку, и радостно встретим перелётных птиц.
-Прочитайте текст.
Наступила ______________весна.Светит __________солнце.Тает ___________ снег. Журчат ___________ручьи. Летят _________ птицы.
-Нравится он вам? (Нет)
-Почему? (Он некрасивый)
-«Украсьте» текст подходящими по смыслу прилагательными. Используйте слова для справок. Давайте их прочитаем.
Слова для справок: говорливые, ранняя, ласковое, последний, перелётные.
(Дети самостоятельно вписывают прилагательные в тексте)
-Проверяем. Прочитайте текст, который у вас получился (дети зачитывают текст)
-Изменился текст? (Да)
-Какую роль сыграли прилагательные в этом тексте? (Сделали его интересным, красивым.)
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной
-А теперь оцените себя.
Цветок номер 4 закрашиваем
16 слайд
-Многие художники изображали это время года на своих полотнах.
(Слайд-шоу «Весна в живописи»)
V. Итог урока
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
– Какова была наша цель?
– Достигли мы этой цели?
Послушайте стихотворение об имени прилагательном
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»
, Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
Отцу и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные
. Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять
17 слайд
VI. Рефлексия
- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!
- Урок был … (интересный, полезный, поучительный)
- Настроение на уроке было … (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое…)
- А вы, ребята, сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, активные и приветливые…
18 слайд
-А теперь оцените свою работу на уроке.
У нас корзина. Давайте наполним её вашими цветами.
- Дети, возьмите цветы и поставьте их в корзину.
(Под музыку дети прикрепляют цветы)
Оценки за урок
VII. Домашнее задание
-Спасибо за работу на уроке!
-Урок окончен.
1.Согревающее, лучистое, яркое…
2.Порывистый, сильный, холодный или теплый …
3.Безоблачное, голубое, хмурое, ясное …
4.Зеленая, влажная, мягкая …
5.Проливной, холодный, осенний, летний …
6.Порхающая, длиннокрылая …
Рабочий лист
Фамилия, имя _____________________________________________
1.Минутка чистописания
2.Вставь пропущенные буквы
Вет…р, м…дведь, обл…ко, р…бята, в…рона, …прель, за…ц.
3.Прочитай загадку
Что за тёплый день весенний?
Что за чудо из чудес?
Словно дымкою зелёной,
Наш теперь окутан лес.
На пригорках и полянках
Небывалой красоты
Появились голубые,
Очень нежные цветы.
Подчеркни имена прилагательные волнистой линией
4.Прочитай текст
Наступила ________________ весна.Светит _____________ солнце.Тает ___________ снег.
Журчат _________________ ручьи. Летят ___________ птицы.
Вставь пропущенные слова.
Слова для справок: говорливые, ранняя, ласковое, последний, перелётные
ОЦЕНИ СЕБЯ
Зелёный – у меня всё получилось
Жёлтый – что-то не получалось
Красный – мне было трудно