СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Род имен существительных"»

Тема: Род имён существительных

Цель: учить определять род имён существительных, развивать орфографические навыки, речь, память.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов.

- Назовите пропущенные буквы и объясните их написание.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку.)

Река Волга, Киев, озеро Байкал, Пётр Первый, улица Пушкинская, Алексей Толстой, село Михайловское.

— Назовите орфограммы в этих словах.

IV. Самоопределение к деятельности

(Учитель берёт пенал у ученика.)

— Чей пенал? Запишите. (Пенал мой.)

— Подчеркните слово мой.

— Какой он? Запишите. (Он красивый.)

— Подчеркните слово он.

— Назовите имена существительные, к которым можно под­ставить слова он, Мой.

Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.)

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, — моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род — оно моё:

Моё окно, село моё.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 39 (с. 25).

— Прочитайте слова. Разделите их на три группы.

— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имён существительных.

— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имён существительных.

— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имён существительных.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Каким словом можно заменить слова мужского рода?

— Каким словом можно заменить слова женского рода?

— Каким словом можно заменить слова среднего рода?

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте.

Упр. 40 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

— Прочитайте, какие окончания имеют имена существитель­ные разного рода.

Упр. 41 (с. 26).

— Прочитайте пары слов.

— Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существитель­ные и называют их род.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 42 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают имена существительные и называют их род.)

Упр. 43 (с. 27).

— Прочитайте слова. Составьте из данных слов словосоче­тания.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных.)

2. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

Днём спит на ней подушка,

А по ночам — Андрюшка. (Кровать.)

— Найдите слово кровать в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом кровать, запишите.

— Запомните написание этого слова.

3. Упражнение в определении рода имён существительных

— Как узнать род имени существительного? Приведите примеры.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скоб­ки. Укажите род имён существительных.

1) Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.хтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, десница, пом..дор, рад..о, т..варищ.., р..шение.

2) (Без)т..рпен..я - нет умен..я. (Без)труда не выт..щишь и ры..ку (из)пруда. (Без)х..зяина дом — сирота. Учен..е лучше богатства. Счаст..е и тру., рядом ж..вут.

VIII. Рефлексия

Картинный диктант

(Учитель показывает предметную картинку. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.)

— Какого рода бывают имена существительные?

— Каким словом можно заменить слова мужского рода?

— Каким словом можно заменить слова женского рода?

— Каким словом можно заменить слова среднего рода?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как определить род имени существительного?

Домашнее задание

Упр. 44 (с. 27).