№ | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результаты этапа |
1. | Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок. Создать доброжелательную психологическую обстановку в классе | Проверка готовности класса к уроку. - Ребята, сегодня у нас с вами на уроке гости. Давайте поприветствуем их своими улыбками и с хорошим настроением проведем урок русского языка. | Приветствуют друг друга и гостей улыбками, проверяют готовность к уроку | Личностные: -формирование положитель- ного отношение к учителю, товарищам; -формирование учебной мотивации. Регулятивные: - учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание. Коммуникативные: -учиться устанавливать визуальный контакт, демонстрировать положительные эмоции; -умение слушать учителя. |
2. | Мотивационно-целевой этап | Целеполагание. Составить план работы на урок, определить задачи урока. | Организует работу по составлению плана урока. | По «листу самоконтроля» составляют план урока, определяют задачи каждого этапа. 1.Минутка чистописания Цель: закрепим навыки каллиграфического письма и умение проводить анализ и оценку своей работы. 2. «Орфографическая зарядка» Цель: повторить ранее изученные орфограммы, найти практическое применение алгоритмов проверки орфограмм. 2. Работа в паре Цель: повторим теоретический материал, учим работать в паре: слушать друг друга и проводить взаимооценку. 3. Постановка и решение проблемы Цель: учимся работать с учебным текстом и Обратным словарем, наблюдать, высказывать свои предположения, проводить сравнения и делать выводы 4. Закрепление нового материала Цель: учимся работать в группе, и оценивать работу группы. 5. Самостоятельная работа Цель: самостоятельно применять новые знания, проверять себя и проводить самооценку. 6. Подведение итогов Цель: подведем итог работы на уроке, поставить задачи для дальнейшей работы. | Познавательные: - умение составлять план работы; -строить речевое высказывание. Личностные: - формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; -осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: -уметь определять последовательность действий перед началом работы; -учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: -учитывать разные мнения, интересы; -учиться сотрудничать с учениками с учителем. -умение слушать друг друга и учителя. |
3. | Актуализация знаний. 1. Минутка чистописания | Закрепить навыки каллиграфического письма; учиться контролировать и оценивать себя по критериям. | Организует минутку чиспописания. - Проверьте посадку, положение тетради, следите за осанкой. ВНМН РЗСК! - Что написано? - Запишите в тетради. Какие это буквы русского языка? Чего не хватает, чтобы получились слова? - Запишите в следующей строке в соединении все пропущенные гласные буквы. - Посмотрите на образец написания и свою работу, постарайтесь объективно оценить себя за минутку чистописания по критериям, поставьте отметку в квадратик рядом с этапом урока. В разделе «Результат» запишите, что отрабатывали на этом этапе. - Кто доволен своим результатом? Не очень? Совсем не доволен? - Какую цель себе поставите? - Как вы думаете, а кого мы сегодня с вами на уроке будем разыскивать? | Проверяют посадку и положение тетради. Прописывают согласные буквы, прописывают гласные буквы. Проверяют свою работу. Критерии оценивания: «5» - написано аккуратно, соблюдались все правила каллиграфии: высота и ширина букв, наклон, правильность соединений и расстояние между буквами; «4» - старались, но соблюдено 4-5 элементов написания; «3» - соблюдено 2-3 элемента написания; «2» - писали неаккуратно, не соблюдая правила каллиграфии. Предполагают, что разыскивать будут гласные, которые «сбежали» | Познавательные: - строить речевое высказывание; -способность к анализу, синтезу. Личностные: - осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: - учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - принимать и сохранять учебную задачу; - осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению; - способность к адекватной самооценке; - осознавать качество и уровень усвоения; - адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать ошибку. Коммуникативные: -учитывать разные мнения, интересы; -учиться сотрудничать с учениками с учителем. -умение формулировать и аргументировать ответ; -умение слушать друг друга и учителя. |
| 2. Определение темы и целей урока (орфографическая зарядка) | Подвести обучающихся к теме урока. Варианты формулировки темы урока. | Организует работу по формулировке темы и цели урока. Сегодня необходимо произвести поиск беглого гласного. Но для этого необходимо освежить в памяти все теоретические знания.- Необходимо разделиться на группы по рядам (Алфа, Бета, Гамма). Задания для «Альфа» - безударный гласный в корне, проверяемый ударением; «Бета» - гласные «о», «ё»/»е» после шипящих в корне слова; «Гамма» - безударный гласный в корне слова, который невозможно проверить ударением. От каждой группы по одному представителю выходит к доске. _ Среди предложенных слов будут слова-шпионы, которые не имеют отношения ни к одной из предложенных групп. Записывать будет один человек. Слова воспринимаем на слух, записываем в строчку, через запятую. (Щетка, сосна, салют, зима, черный, костер, щечки, солдат, шорты, челка, билет, замочек, ножи, хозяин, ключик, слова, стекло). _ Организуйте взаимопроверку «по образцу» (образец-выполненная работа у доски) по критериям. Поставьте отметку в «Карту самоконтроля». В разделе «Результат» запишите, что повторили на этом этапе. _ Какие же слова остались «без внимания»? _ Почему их нельзя записать в эти три группы? - Предположите, какова тема сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель урока - что сегодня узнаем, чему научимся? | Читают задания для своей группы. Вспоминают алгоритм проверки необходимой орфограммы. Дети у доски вслух проговаривают правило и алгоритм. Один человек у доски, представитель от ряда готовится записывать слова на доску. Записывают слова, соответствующие орфограмме ряда. Выделяют орфограмму. Организуют взаимопроверку по образцу. Критерии: «5»-записаны все слова, нет ошибок; «4»-записано 4 слова, допущено 1-2 ошибки; «3»-записано тори слова, допущено 3 ошибки; «2»-не записано более 2-х слов, допущено более 4-х ошибок. Отвечает на вопрос (замочек, ключик) _Орфограмма не в корне, а в суффиксе. Высказывают свои предположения. По наводящим вопросам и проблемной ситуации определяют тему урока: «Написание слов с суффиксом – ек-, -ик-, -чик-». Определяют по теме цель урока: познакомимся с существительными с суффиксами – ек-, -ик-, -чик-». и научимся правильно их писать. |
| 3. Блиц-турнир: теоретический опрос (работа в паре) | Закрепить теоретический материал о морфемах; умение работать в паре, проводить взаимооценку | - Вспомним, что такое морфемы? - Какой раздел русского языка изучает части слова? - Работая в паре, ответьте на вопросы. - Откройте «Обратный словарь» на стр. 136. - Запишите по пять слов, которые соответствуют следующему значению суффиксов: 1. –чик- профессия; 2.–чик- уменьшительно-ласкательный; 3. –ик- уменьшительно-ласкательный. - Оцените соседа по критериям и поставьте отметку в свой маршрутный лист. - Кто знает теоретический материал на 5? 4? - Кому нужно повторить теорию? - Занесите отметку в «Карту самоконтроля». В разделе «Результат» запишите, чем полезна была работа. | Работа в паре: на нечетные вопросы отвечают ученики 1 варианта, на четные – 2 варианта. 1. Из каких морфем (частей) может состоять слово? 2. Без какой части не может быть слово? Почему? 3. Какая часть слова не входит в основу, почему? 4. Что такое суффикс и для чего он нужен? Критерии оценки: «5» - правильные ответы на все вопросы, записал правильно все пять слов; «4» - ответы на все вопросы, но неточно, путался, записал четыре слова; «3» - ответ на один вопрос, записал три слова; «2» - не смог ответить ни на один вопрос, записал менее двух слов. Выставляют отметку и записывают результат работы на этапе «Теоретический опрос» | Личностные: - уметь высказывать свою точку зрения; - уметь принимать точку зрения товарищей; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению; - способность к адекватной взаимооценке; - осознавать качество и уровень усвоения материала; - адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать ошибку. Коммуникативные: -учиться сотрудничать с учениками, работать в паре;. -умение формулировать и аргументировать ответ; -умение слушать друг друга. |
| Зарядка для глаз | Здоровьесберегаю-щая технология: снятие зрительного напряжения, подготовка глаз к работе с учебным текстом | Организует зарядку для глаз. - Подготовим наши глазки к работе с учебным материалом. | Выполняют упражнения для снятия зрительного напряжения. | |
4. | Изучение нового материала. 1. Постановка проблемной ситуации | Умение работать с текстом, находить информацию в словарях. Обогащение словарного запаса. Умение выполнять морфемный анализ слов, умение ставить слова в начальную форму; умение проводить взаимопроверку и взаимооценку. | Вернёмся к началу урока. Организует работу со словами «замочек», «ключик». Определяет, что орфограмма – это безударный гласный и для проверки необходим алгоритм. Предлагает организовать работу с отрывком из произведения «В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной - Прочитайте отрывок из произведения «В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной. - Предлагает составить алгоритм проверки новой орфограммы, используя художественный текст. - Организует работу в паре. - Представьте ваши алгоритмы. Вывешивает правильный алгоритм на доску. - Оцените свою работу по критериям. Сделайте запись в разделе «Результат», используя слово «УЗНАЛ». Задание: - 1 вариант на ушко 2 варианту разбирает по алгоритму слово «орех», 2 вариант на ушко 1 – слово «бант». 1. Поставить слово с уменьшительно-ласкательным суффиксов в форму Р.п.; 2. Посмотреть на гласную в суффиксе: если она «выпала, убежала», то пишем «е», если гласная осталась в суффиксе, то пишем «и». Проверка: - Какой суффикс выбрали? Почему? Организует устный ответ представителя от варианта. -Представляет эталонный ответ по заданному вопросу. | Читают отрывок. Мне это здорово надоело. Мяч привел нас в Страну невыученных уроков. Почему же мы должны стоять у ее ворот и отвечать на дурацкие вопросы? Я потребовал, чтобы мне немедленно дали ключ отпереть замок. Мяч шевельнулся. Я понял, что действую правильно. Палка подал громадный ключ и закричал: — Открывай! Открывай! Открывай! Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут-то было. Ключ не поворачивался. Стало ясно, что надо мной смеются. Крючок спросил, не сумею ли я написать правильно слова: «замочек» и «ключик». Если сумею, ключ тут же отопрет замок. Отчего же не суметь! Подумаешь, хитрость какая! Неизвестно, откуда появилась классная доска и повисла перед самым моим носом прямо в воздухе. — Пиши! — крикнул Палка и подал мне мел. Я сразу написал: "ключ…" — и остановился. — Пиши! Дальше! — приказал Палка. Хорошо ему было кричать, а если я не знаю, что писать дальше: ЧИК или ЧЕК. Как правильно — клюЧИК или клюЧЕК? То же самое было и с «замочком». ЗамоЧИК или замоЧЕК? Было над чем подумать. Есть же какое-то правило… А какие правила грамматики я вообще знаю? Стал припоминать. Кажется, после шипящих не пишется… Но причем тут шипящие? Они сюда никак не подходят. Кузя посоветовал писать наобум. Если напишешь неправильно, потом исправишь. А так разве можно угадать? Это был толковый совет. Я уже собирался так и сделать, но Палка закричал: — Нельзя! Неуч! Невежда! Увы! Пиши! Сразу! Правильно! — Почему-то он ничего не говорил спокойно, а только все выкрикивал. Я сел на землю и стал вспоминать. Кузя все время вертелся возле меня и часто задевал своим хвостом по лицу. Я прикрикнул на него. Кузя обиделся. — Зря расселся, — сказал Кузя, — все равно не вспомнишь. Но я вспомнил. Назло ему вспомнил. Пожалуй, это было единственное правило, которое я знал. Вот уж не думал, что оно когда-нибудь мне так здорово пригодится! — Если в родительном падеже слова в суффиксе выпадает гласная, то пишется ЧЕК, а если не выпадает — пишется ЧИК. Это не трудно проверить: именительный — замоЧЕК, родительный — замоЧКА. Ага! Буква выпала. Значит правильно — замоЧЕК. Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный — клюЧИК, родительный — клюЧИКа. Гласная остается на месте. Значит, надо писать "клюЧИК". Палка захлопал в ладоши и закричал: — Чудесно! Прелестно! Восхитительно! Ура! Я крупными буквами смело написал на доске: "ЗАМОЧЕК, КЛЮЧИК". Потом легко повернул ключ в замке, и ворота распахнулись. Мяч покатился вперед, а мы с Кузей пошли за ним. Палка и Крючок поплелись сзади. -Составляют алгоритм проверки новой орфограммы, опираясь на художественный текст. -Записывают алгоритм, готовятся к проверке. -Представляют полученные результаты после работы в паре. Критерии оценки: «5» - алгоритм составлен правильно «4» - допущена 1 ошибка «3» - допущено 2 ошибки «2» - алгоритм не составлен Ставят отметку в «Карту самоконтроля» Выполняют задание по вариантам. - Устно «по алгоритму» отвечает. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; -уметь строить логическую цепь размышлений; -умение находить нужную информацию в учебнике и словарях; -уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию и отбрасывая второстепенную; -способность к анализу и синтезу. Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, проявлять внимание. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы; - осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению; - умение проводить взаимопроверку и взаимооценку. Коммуникативные: -учиться сотрудничать с учениками с учителем; - умение вступать в диалог; -умение формулировать и аргументировать ответ; - умение выражать свои мысли, строить высказывание; -умение слушать друг друга и учителя. |
| 2. Решение учебной задачи: практическое применение знаний. | Обеспечение личностной значимости темы урока для каждого. Развитие умения самостоятельно находить информацию для решения познавательной проблемы. Тренируем умение работать с тренинговыми заданиями по новой теме. Учимся наблюдать, сравнивать и делать выводы, работать в группе, слушать друг друга и оценивать. | Организует работу по практическому применению знаний по новой теме с использованием «тренажера». - По цепочке на электронной доске в слова вставьте необходимую гласную букву в суффикс с опорой на алгоритм проверки новой орфограммы (алгоритм представлен на доске) Задание: Клещ…к, блокнот…к, супч…к, укропч…к, помидорч…к, салат…к, клубоч…к, паркет…к , комоч…к, рисуноч…к, песоч…к, молоточ…к, горош…к, шалаш…к, карандаш…к. - Почему некоторые слова выделены другим цветом? Обращает внимание на то, что в русском языке не суффикса –чек-! -Попробуйте определить насколько хорошо вы можете применять новый алгоритм проверки. Выставьте отметку в «Оценочный лист». Запишите, что для вас особенно сложно на этом этапе работы. | Организуют работ орфографическим тренажером на электронной доске. Вставляют необходимую гласную, применяя алгоритм проверки. Предполагают, что в этих словах другой суффикс. Выясняют, что на суффикс –чик- в уменьшительно-ласкательном значении распространяются эти же правила проверки. Оценивают свою работу, заносят информацию в «Оценочный лист». |
5. | Закрепление изученного материала. 1. Первичное закрепление | Организовать работу для достижения цели. Закрепить правописание изучаемой орфограммы. Умение проводить самопроверку и самооценку. | Организует работу с «сигнальными блокнотами». - Просигнальте, каую гласну будем записывать в словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Задание: параходик, кораблик, котик, топорик, молоточек, дубочек, дворик, гвоздик, цветочек, букетик. | Сигнальными блокнотами демонстрируют гласную, необходимую в суффиксе представленных слов. Выборочно объясняют, как правильно написать гласную в суффиксах представленных словах. | Личностные: -умение высказывать свою точку зрения; -уметь принимать точку зрения товарищей; -осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Регулятивные: -уметь определять последовательность действий; -владеет навыками самооценки, взаимооценки; -осознавать качество и уровень усвоения; -адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать ошибку. Коммуникативные: -учиться сотрудничать с учениками, с учителем. -уметь вступать в диалог; - уметь выражать свои мысли, строить высказывания. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость повторения и обобщения; -уметь строить логическую цепь размышлений; -способность к анализу и синтезу. |
| Физ.минутка | Здоровьесберегаю-щая технология: снятие утомления | Организует физ.минутку | Выполняют упражнения | |
| 2.Самостоятельное применение знаний. Задание по выбору. | Умение самостоятельно применять новые знания при работе с учебным текстом; умение проводить самоанализ результатов работы. Закрепить алгоритм правописания суффиксов –ек-, -ик-, -чик- в существительных. | Организует работу с электронной доской Задание: Вдруг откуда-то летит маленький комар…к, и в руке его горит маленький фонар…к. Вороне где-то бог послал кусоч…к сыру. Ветер по морю гуляет и корабл…к подгоняет. Спой, свет…к, не стыдись. А ларч…к просто открывался. Задание будет вариативное. Выписать слова с новой орфограммой, вставить необходимую гласную. Выписать слова с новой орфограммой, записать проверочное слово, графически выделить орфограмму. Выписать слова с новой орфограммой, записать проверочные слова, выделить орфограмму графически, записать еще по три примера слов с такими же суффиксами. - Выберите для себя одно любое задание, выполните его и проверьте себя Проверка - Кто выбрал задание №1? - Какие гласные в суффиксе получились? - Оцените себя по критериям: - Кто выполнял задание №2? - У кого возникли трудности в написании гласных в суффиксах? - Оцените себя по критериям: - Кто выполнял задание №3? - Оцените себя. - выставьте отметку в «Оценочный лист», написать комментарий в разделе «Результат». | Открывают девайсы, находят упражнение, выбирают одно из заданий. Выполняют задание, проверяют себя на девайсе, проводят самооценку по критериям 1 задание: Критерии оценки: «5» - нашел все пары слов «4» - допустил 1 ошибку «3» - допустил 2 ошибки «2» - не смог справиться самостоятельно 2 задание: Критерии оценки: «5» - правильно выполнил всю работу «4» - допустил 1 ошибку «3» - допустил 2-3 ошибки «2» - не смог справиться самостоятельно 3 задание: Критерии оценки: «5» - правильно выполнил всю работу «4» - допустил 1 ошибку «3» - допустил 2 ошибки «2» - допустил более 3 ошибок | Личностные: -осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Регулятивные: -уметь определять последовательность действий; -владеет навыками самооценки; -осознавать качество и уровень усвоения; -адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать ошибку. Коммуникативные: -уметь вступать в диалог; - уметь выражать свои мысли, строить высказывания. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость повторения и обобщения; - уметь находить нужную информацию в девайсе; - уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию. |
6. | Рефлексивно-оценочный этап | Подвести итог урока. Рефлексия. Формирование у обучающихся самооценки. | Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы этой цели? -Чтобы это проверить нужно посмотреть на все записи в «Оценочном листе» в разделе «Результат». -Прочитайте все комментарии, записанные вами в этом разделе. - Кто хотел бы поделиться своими результатами. - У кого остались вопросы по данной теме? -Пригодятся ли вам эти знания? - Оцените свою работу за весь урок: что у вас хорошо получилось, какие задания вам понравились, где возникли затруднения, с чем еще нужно поработать? Предлагает оценить свою работу на всем уроке. -Поставьте себе итоговую отметку за урок после того, как прочтете все, что узнали и повторили сегодня. - Всем спасибо за работу. | Вспоминают и называют цель урока. Выполняют самооценку работы за весь урок Читают по желанию получившиеся результаты. | Личностные: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; - формирование эмпатии, как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам. Регулятивные: - осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; - способность к адекватной самооценке. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, строить высказывания. Познавательные: - рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результата деятельности. |