СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в коррекционной школе на тему "Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация по русскому языку подготовлена для проведения урока на тему "Деепричастие как часть речи" в 9 классе коррекционной школы I вида. Обучение в 9 классе ведётся по программам 7 класса общеобразовательной школы (УМК под редакцией Т.А. Ладыженской).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в коррекционной школе на тему "Деепричастие как часть речи"»

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат» Деепричастие как часть речи Леонгард Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Новоалтайск, 2018

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»

Деепричастие как часть речи

Леонгард Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новоалтайск, 2018

Цель : создать условия для ознакомления с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола. Задачи : дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; формировать навык разграничения основного и добавочного действия, выраженного деепричастием; развивать навыки конструирования предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия;  развивать словесно-логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку. Тип урока : урок формирования новых знаний.

Цель : создать условия для ознакомления с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола.

Задачи :

  • дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; формировать навык разграничения основного и добавочного действия, выраженного деепричастием; развивать навыки конструирования предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока : урок формирования новых знаний.

Деепричастие Деепричастие как часть речи

Деепричастие

Деепричастие как часть речи

Сравните два предложения: Космонавт  рассказывает  о полёте и  улыбается .    Космонавт  рассказывает  о полёте,  улыбаясь . что делает? что делает? Как? Что делая? что делает? главное, основное действие глагол-сказуемое  добавочное действие деепричастие

Сравните два предложения:

Космонавт  рассказывает  о полёте и  улыбается .

  Космонавт  рассказывает  о полёте,  улыбаясь .

что делает?

что делает?

Как? Что делая?

что делает?

главное, основное действие

глагол-сказуемое 

добавочное действие

деепричастие

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия . Глагольные признаки деепричастия  Деепричастия образуются только от глаголов, например:  осматривать — осматривая, смеяться — смеясь . Деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида. Наречные признаки деепричастия  Деепричастие не изменяется (не склоняется и не спрягается) В предложении деепричастие бывает обстоятельством

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия .

Глагольные признаки деепричастия

Деепричастия образуются только от глаголов, например: 

осматривать — осматривая, смеяться — смеясь .

Деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида.

Наречные признаки деепричастия

Деепричастие не изменяется (не склоняется и не спрягается)

В предложении деепричастие бывает обстоятельством

1.  Деепричастие  - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. 2. Деепричастие не изменяется . Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. 3. В предложении деепричастие является обстоятельством . Как? Что сделав? Выглянув  в окно, Петя увидел  друга. глагол деепричастие

1.  Деепричастие  - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

2. Деепричастие не изменяется . Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

3. В предложении деепричастие является обстоятельством .

Как? Что сделав?

Выглянув в окно, Петя увидел друга.

глагол

деепричастие

Заменить деепричастиями сначала первый глагол, затем второй. Записать предложения, расставив знаки препинания. глаг. глаг. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Как? Что сделав? деепр. глаг. Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам. Как? Что делая? деепр. глаг. Белочка распушила хвост, прыгая по веткам.

Заменить деепричастиями сначала первый глагол, затем второй. Записать предложения, расставив знаки препинания.

глаг.

глаг.

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

Как? Что сделав?

деепр.

глаг.

Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.

Как? Что делая?

деепр.

глаг.

Белочка распушила хвост, прыгая по веткам.

Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром. Снег, падая на землю, покрывал её пушистым ковром. Снег падал на землю, покрывая её пушистым ковром. Фонарь мигал и тускло освещал улицу. Фонарь, мигая, тускло освещал улицу. Фонарь мигал, тускло освещая улицу.

Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

Снег, падая на землю, покрывал её пушистым ковром.

Снег падал на землю, покрывая её пушистым ковром.

Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Фонарь, мигая, тускло освещал улицу.

Фонарь мигал, тускло освещая улицу.

Найдите среди данных слов деепричастия:  Сидели, стоящий, сидевший, сидя.  Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись.

Найдите среди данных слов деепричастия:

Сидели, стоящий, сидевший, сидя.

Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись.

Задайте вопрос от глагола-сказуемого к деепричастию. Установите соответствие. Читай текст, интонационно  выделяя  имена существительные. Не торопись , выполняя задание. Выдели главную мысль, прочитав текст. когда? что делая? когда? что сделав? как? что делая?

Задайте вопрос от глагола-сказуемого к деепричастию. Установите соответствие.

Читай текст, интонационно  выделяя

имена существительные.

Не торопись , выполняя задание.

Выдели главную мысль, прочитав текст.

когда? что делая?

когда? что сделав?

как? что делая?

Выпишите примеры, в которых выделенные слова – деепричастия. садовник, поливающий розы расцвет творчества расцветающие  подснежники обильно полив георгины поливая кактусы расцвела яблоня поливала  орхидею что делая? что сделав?

Выпишите примеры, в которых выделенные слова – деепричастия.

садовник, поливающий розы

расцвет творчества

расцветающие подснежники

обильно полив георгины

поливая кактусы

расцвела яблоня

поливала орхидею

что делая?

что сделав?

Определите вид деепричастий Забыв  об усталости достигнув  высокого результата включаясь  в работу возвратившись  к истокам закаляя  волю принимая решение несовершенный вид что делая? совершенный вид что сделав?

Определите вид деепричастий

Забыв  об усталости

достигнув  высокого результата

включаясь  в работу

возвратившись  к истокам

закаляя  волю

принимая решение

несовершенный вид

что делая?

совершенный вид

что сделав?

Выписать возвратные деепричастия. стараясь призывая забывая дружа любя откликнувшись кружась помогая

Выписать возвратные деепричастия.

стараясь

призывая

забывая

дружа

любя

откликнувшись

кружась

помогая