1. обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; 2. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. | Урок начинается с просмотра небольшого фрагмента мультфильма «Принцесса и людоед» - Я желаю всем, чтобы на уроке стояла только ясная погода, преодолеть все трудности на уроке и открыть новое знание. | | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | | |
2.Актуализация знаний. 1. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; | - Представьте себе, что не принцесса, а вы пошли в лес и заблудились. (Слайд 2) Ваши ассоциации.. –Сейчас вы получите задание на карточках и выполнять их будите в группах. Вспомните правила работы в группе. - Кто справился с работой? - Со всеми ли вопросами вы справились? - В чём возникло затруднение при выполнении пробного действия? - Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель) - Сформулируйте цель своей деятельности. - Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока - Подумайте, как вам помогут эти знания? -И так сформулируем тему нашего урока - «Ориентирование на местности» | Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; Пытаются решить задачу известным способом. (Узнать, что такое азимут и научиться его определять) Мы повторили стороны горизонта, определение направлений объектов. | Коммуникативные: Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации. Это способствует развитию речи учащихся, умению высказывать собственные мнения, развитию умения слушать товарищей. Познавательные: постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | опора на опыт, знания учащихся. В предложенной ситуации опираясь на общие правила поведения, делает выбор как поступить. Оценивать ситуации с точки зрения безопасности | Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? По рисунку 1. Определите и подпишите стороны горизонта С 2. Определите направление объектов на рисунке 3. Определите их азимут |
Изучение нового материала. 1.Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту; 2. Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте. | Организует работу в группах. Индивидуальная работа. Посмотрите на рисунок. - Вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (Слайд 4) - Правильно. Нарисуйте на схеме направление на станцию и направление на север. (проверим правильность самостоятельной работы по эталону) - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Для определения точного направления используют азимут. (Азимут - угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.) Работа с понятием Азимут в учебнике. - Покажите на схеме, где азимут. (Слайд 4) - Давайте вместе составим алгоритм действий для определения азимута на плане. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса. Знакомство с компасом - Познакомьтесь с правилами работы с компасом. Правила работы с компасом Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность. Подождите, пока компасная стрелка установится. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке. | Определяют стороны горизонта по местным признакам Определяют способ ориентирования по азимуту (На северо-восток.) Выбор определения из текста учебника Измерение углов с помощью транспортира. Работа с компасом. | Коммуникативне: умение организовать и осуществить сотрудничество; умение выражать свои мысли. Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Познавательные: извлекать информацию с плана местности Регулятивные: Работать по плану сверяя свои действия. Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативне: умение организовать и осуществить сотрудничество; умение выражать свои мысли. Регулятивные: составлять план решения проблемы по определению азимута совместно с учителем. Познавательные: Умение выстраивать логическую цепочку рассуждения. | осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья. | Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта представить результат : а) по муравейнику; б) по ветвям одиноко стоящего дерева; в) по таянию снега на крышах, склонах холмов; г) по Полярной звезде и т. д. - это ориентирование на местности, а как же сориентироваться по плану. Определим и назовём значение азимута с помощью транспортира. Алгоритм Определить направление на север. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке. Определите с помощью компаса направление стороны света где находится наша доска, окна. двери, шкафы и азимут. |
Первичное закрепление | Определите азимут сторон горизонта Проверка первого задания с помощью эталона (на слайде) | Определяют азимут индивидуально и соотносят полученные результаты с образцом. | Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. | Определять необходимые правила ориентирования на местности | 1.Определите азимут сторон горизонта 2.Турист отправился в поход на берег реки Чусовой по азимуту 135 на два дня. В каком направлении он будет возвращаться домой? |
Применения знаний и умений, контроля | Обсудите и выполните совместно в группе практическую работу. | Практическая работа в группах по заданному маршруту | Коммуникативне: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Познавательные находить ответы на вопросы по ориентированию на местности из информации, полученной на уроке, проводить анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: умеет соотнести способ действия и его результат | | Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. Обратите внимание на масштаб. |
Инструктаж о выполнении д/з | Вам предлагается два вида заданий Заполнить полученный кроссворд. Составить по теме урока кроссворд. с использованием ИКТ. Это задание можно представить как индивидуально, так и группой. | | Коммуникативне: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Познавательные Преобразование информации из одной формы в другую в виде кроссворда ,находить ответы на вопросы по ориентированию на местности из информации, Регулятивные: умеет соотнести способ действия и его результат | | Вопросы: По горизонтали: 1.На плане на север указывает…. 2. Если стать лицом на север, то позади будет …. 3. Угол между направлением на север и какой либо точкой местности…. 4. Полярная звезда находиться на …. 5. Прибор для определения направления…. 6. Умение находить стороны горизонта…… По вертикали: Название плана местности… 2. Масштаб бывает…. Сторона горизонта… Сторона горизонта. Ответы на кроссворд. По горизонтали: Стрелка, Юг, Азимут, Север, Компас, Ориентирование. По вертикали: 7.Топографический, 8. Именной, 9. Восток, 10 Запад. |