Урок литературы в 11 классе по теме:
«Серебряный век – сосуществование различных идеологических и эстетических концепций»
Романова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Цель урока: Обобщить в творческой и аналитической форме знания о Серебряном веке русской поэзии как культурно-исторической эпохе; показать возможность сосуществования основных направлений и тенденций модернизма.
Задачи урока:
- расширить представления учащихся о "Серебряном веке" русской поэзии;
- вызвать и поддержать интерес учащихся к литературным течениям и многоплановости поэзии;
- выявить отличительные и общие черты литературных направлений: символистов, акмеистов, футуристов и имажинистов;
- совершенствовать умение работать с поэтическим текстом;
- воспитывать читательскую культуру и эстетический вкус;
- пробудить эмоции и переживания, гуманистические и гражданские чувства;
- способствовать проявлению творческих способностей обучающихся;
- привлечь обучающихся к работе в группах.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэтов; обозначают ведущие черты их лирики.
Осознают сосуществование различных идеологических и эстетических концепций.
Самостоятельно формулируют вопросы для игры, отбирают по темам:
- история создания течения;
- литературные манифесты;
- персоналии.
Принимают участие в аналитической работе в группах.
Выразительно читают наизусть самостоятельно выбранные стихотворения поэтов Серебряного века.
Создают профиль поэта в соцсетях.
Сочиняют стихотворение в стилистике выбранного поэта.
Иллюстрируют сочиненное стихотворение.
Работают индивидуально и в группах.
Место проведения: актовый зал.
Оформление: афиши, плакаты первой четверти 20 века, фотографии поэтов Серебренного века; сцена стилизованно оформлена (цветы, тумба, столик, стойка для одежды, свечи); столы для групп, накрытые скатертью, с табличками направлений; стол для жюри. Костюмы для участников.
Оборудование: 2 мультимедийных проектора, микрофоны, прожекторы; магнитная доска для фиксации результатов конкурса.
Сценарий урока
Вед.: Здравствуйте, уважаемые дамы и господа, товарищи! А также многочисленные гости!
Я рада приветствовать всех в нашем литературном кафе. В начале 20-го века таких мест, где собиралась творческая братия, было достаточно много. Это и известное арт-кабаре «Бродячая собака», позднее «Привал комедиантов», и элитные рестораны «Кюба», «Донон», «Вена», и имажинистское кафе «Стойло Пегаса». Мы не столько попытались повторить интерьеры знаменитых мест, сколько передать дух творчества и состязательности, который царил в те годы среди поэтов колоссального количества литературных течений и групп.
И сегодня мы попробуем ответить на вопросы: Возможно ли сосуществование различных идеологических и эстетических концепций? Или наличие одних исключает другие? Так ли поэты далеки друг от друга в своих творческих поисках? Или есть точки соприкосновения между ними?
Сегодня наше состязание поэтов пройдет необычно. Это некое смешение различных форм и подходов. Сначала мы проведём «Атаку веером», затем «Дуэль Поэтов», представим «Авторские визитки» и продемонстрируем собственное творчество.
Всё это мы посвящаем невероятному Серебряному веку, в котором поэты декаданса, символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты и многие-многие другие сделали его культурно-исторической эпохой – эпохой талантов, гениальных произведений, совершенства, многообразия и богатства идей.
- Итак, у нас сформированы 4 команды, каждая из которых представляет собой одно литературное течение. 1-й стол – группа «Символисты»; 2-й стол – «Акмеисты»; 3-й стол – «Футуристы», 4-й стол – «Имажинисты».
- Для состязания определено 3 темы: «История», «Литературные манифесты», «Персоналии». Я обозначаю первую тему, и каждая группа по очереди задаёт свой вопрос.
- Внимание! Если команда, которой задан вопрос, не отвечает, то возможность сделать это предоставляется следующей команде. Если же и она не справляется, то ответ за следующей группой. Поэтому внимательно ВСЕ слушайте вопрос, адресованный другим. Кто знает, может, этот вопрос принесет вам дополнительный балл. Таким образом, вы отвечаете друг за другом, как будто открывается веер. Вот почему так называется это состязание.
- На подготовку ответа вам даётся 15 сек. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Есть возможность получить 0,5 балла за какое-то ваше дополнение.
- Подведение итогов, подсчет окончательных баллов, оценивание творческого конкурса возлагается на компетентную судейскую коллегию.
«А судьи кто?» (кстати, из какого произведения эта фраза?)
1.
2.
3.
- А мой помощник будет фиксировать баллы, чтобы всё было прозрачно.
- Просьба соблюдать тишину, т.к. все в этом заинтересованы.
Мы начинает игру:
/все вопросы в приложении/
I тур. История.
Вы можете задать вопрос по истории создания вашего направления.
Первый вопрос команде №1:
№2: -
№3: -
№4: -
II тур. Литературные манифесты.
В данном раунде прозвучат вопросы, связанные с программными работами.
№1: -
№2: -
№3: -
№4: -
III тур. Персоналии.
Сейчас должны быть заданы вопросы, в которых могут быть представлены авторы, творившие в данном направлении.
- Спасибо! Жюри просим огласить промежуточный результат.
(Жюри озвучивает общие баллы, набранные каждой командой)
- В литературных кафе постоянно звучали стихи, читались лекции, шли активные дискуссии, довольно часто случались и скандалы между пишущей братией. И хотя у разных поэтических цехов были сложные отношения, творческие противоречия, сегодня мы все состязания разрешим исключительно мирным путём. Мы предлагаем
«Дуэль Поэтов»
Приглашаем соперников к битве гениев. От каждой литературной группы просим по очереди выходить «поэтов» и зачитывать свои вирши, увлекая публику талантом.
Оценивается:
Выразительность чтения и артистизм
Отображение авторского замысла
Соблюдение стилистики направления
Точность образа представляемого поэта
Просим выйти на сцену и продекламировать выбранные вами произведения.
Первыми приглашаются символисты:
- Утонченная Зинаида Гиппиус – представительница декаданса, «Всё кругом».
- Царственный Александр Блок – младосимволист, «трагический тенор эпохи» (А.Ахматова). «Рождённые в года глухие…» Кстати, это стихотворение посвящено Зинаиде Гиппиус.
Первый выстрел в соперников или в наши сердца сделан. Ответ за акмеистами.
- Величавая и «златоустая» Анна Ахматова, лиризм творений которой сочетался с психологизмом Достоевского. «Не с теми я, кто бросил землю…»
- Увлеченный славянской мифологией, полиглот, один из основателей «Цеха поэтов» Сергей Городецкий. «Молодёжи».
Вызов принимают футуристы!
- «Будетлянин», «Председатель земного шара», гений словотворчества Велимир Хлебников прочтёт 4 стихотворения. Наслаждайтесь звукописью!
- Бунтарь Владимир Маяковский откроет свое «поэтово» в стихотворении «Нате!»
Ответный выстрел за имажинистами.
- Нарочито резкий Анатолий Мариенгоф, «мясорубка», по выражению соратников, продекламирует «А ну, вас, братцы, к черту…».
- И завершает дуэль второй хозяин «Стойла Пегаса», поэтическое сердце России, «Златоцвет», противоречивый Сергей Есенин. «Черный человек» (отрывок).
- Серафим (с места) читает «Если спросит рать святая…»
Вот и закончилась условная битва гениев. И пока жюри подсчитывает баллы, своё мнение о понравившемся участнике могут высказать (письменно) гости. На листке бумаги напишите автора, который нашёл отклик в вашем сердце своим чтением.
- И еще одно стихотворение, вне конкурса: «Тигр» Константин Бальмонт.
- Просим жюри огласить сумму баллов за этот конкурс.
(Оценки записываются на общем табло)
- Мы перенесемся из начала 20 века в начало 21-го. Вам было дано задание к нашему событию подготовить профили в социальных сетях любого из поэтов вашей группы. Переходим к следующему состязанию «Авторские визитки».
«Литературные визитки»
Участники творчески защищают свои проекты.
Информативность странички
Полнота образа: отражение основных жизненных и творческих моментов, предпочтений…
Оригинальность
ЗАЩИТА ПРОЕКТА - творческий подход, креативность.
«Творческое задание»
- И последнее (домашнее) задание, которое вы получили, - написать стихотворение собственного сочинения в стилистике своего течения. Было предложено и оформить эту работу.
Просим «веером» зачитать ваши стихи и продемонстрировать иллюстрации.
Итог урока.
- Итак, наше противостояние завершается. И прежде чем жюри подведёт окончательный итог, хотелось бы задать не только участникам, но и гостям ранее озвученный вопрос:
Так ли далеки друг от друга поэты в своих творческих поисках? Или есть точки соприкосновения между ними? Какие? (Несмотря на многие различия в творческом подходе, идеологии, эстетике, каждое направление всё же перекликается друг с другом, особенно те, которые сегодня мы выбрали. И многие известные поэты, естественно, выходили за рамки основ течения, поэтому они интересны нам и читаемы до сих пор)
Таким образом, мы пришли к выводу, что сосуществование основных направлений и тенденций модернизма было возможно.
Анна Ахматова:
Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки…
И то, что написано было при входе арт-кабаре «Бродячая собака»: «Все между собой считаются знакомы», сегодня стало нашим девизом, так как «всякая со всякой встретилась душа».
Подведение итогов
Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителей.
/вручение сладких призов/
ПРИЛОЖЕНИЯ
План подготовки к «Атаке веером» (роздано за 3 недели до урока)
Сформировать группы:
«Символисты»
«Акмеисты»
«Футуристы»
«Имажинисты»
Распределить роли и деятельность.
Продумать стилизованные костюмы, соответствующие вашему персонажу.
Подготовить вопросы по
- истории вашего направления;
- по литературным манифестам;
- персоналиям - авторам вашего направления (можно использовать портреты, высказывания о них, цитаты из известных произведений поэтов)
5. Подготовить литературные визитки – профили в соцсетях любого автора из вашей группы.
6. Для «батла» подготовить выразительное чтение наизусть самого яркого произведения вашего персонажа, сохранив стиль, манеру чтения.
Вопросы из пункта 4 отдать Романовой Е.Н. для корректировки ______.
Литературные визитки должны быть готовы к ______.
Определиться с выступлениями до ________.
7. За 2 дня до события было дано ещё одно из заданий: сочинить стихотворение в поэтике выбранного направления и проиллюстрировать его.
А также учащиеся получили критерии оценивания.
Критерии оценки выступления поэтов
Выразительность чтения.
Отображение авторского замысла.
Соблюдение стилистики направления.
Точность образа представляемого поэта.
Критерии защиты проекта
Оригинальность.
Информативность.
Полнота образа: отражение основных жизненных и творческих моментов, предпочтений…
Креативность (творческий подход).
Критерии оценки творческого задания
(сочинение стихотворения в поэтике автора)
Объём - не менее 2х строф.
Соблюдение стилистики и использование характерных средств выразительности данного автора.
Соответствие тематики стихотворений авторской.
Написать или напечатать на листе формата А4, добавив иллюстрацию.
Бланки для жюри
Поэтическая дуэль (макс. 7×2=14 баллов) |
№ | Критерии | Символисты (1/2) | Акмеисты (1/2) | Футуристы (1/2) | Имажинисты (1/2) |
1 | Выразительность чтения, артистизм (макс. 3 б.) | | | | |
2 | Отображение авторского замысла (макс. 1 б.) | | | | |
3 | Соблюдение стилистики направления (макс. 1 б.) | | | | |
4 | Точность образа представляемого поэта (макс. 2 б.) | | | | |
| Итого (сумма баллов 2 выступлений): | | | | |
| Замечания (можно отметить самого артистичного, харизматичного участника) | | | | |
Авторская визитка (макс. 13 баллов) |
№ | Критерии | Символисты | Акмеисты | Футуристы | Имажинисты |
1 | Информативность странички (макс. 3 б.) | | | | |
2 | Полнота образа: отражение основных жизненных и творческих моментов, предпочтений…(макс. 5 б.) | | | | |
3 | Оригинальность (макс. 2 б.) | | | | |
4 | ЗАЩИТА ПРОЕКТА – творческий подход, креативность (макс. 3 б.) | | | | |
| Итого: | | | | |
| Замечания | | | | |
Творческое задание (собственное сочинение в поэтике автора своего направления) – 11 баллов |
Критерии | Символисты | Акмеисты | Футуристы | Имажинисты |
Объём - не менее 2-х строф (1балл, менее – 0 баллов) | | | | |
Соблюдение стилистики и использование характерных средств выразительности данного автора (макс. 5 б.) | | | | |
Соответствие тематики стихотворений авторской (макс. 2 б.) | | | | |
Оформление стихотворения / иллюстрация (макс. 3 б.) | | | | |
Итого: | | | | |
Замечания (Можно выделить самое интересное, талантливое, необычное стихотворение) | | | | |
Атака веером |
Туры | Символисты | Акмеисты | Футуристы | Имажинисты |
История (1балл) | | | | |
Литературные манифесты (1 б.) | | | | |
Персоналии (1 б.) | | | | |
Итого: | | | | |
Замечания (Можно отметить самого активного участника) | | | | |
Атака веером |
Туры | Символисты | Акмеисты | Футуристы | Имажинисты |
История (1балл) | | | | |
Литературные манифесты (1 б.) | | | | |
Персоналии (1 б.) | | | | |
Итого: | | | | |
Замечания (Можно отметить самого активного участника) | | | | |