Урок - семинар
Реактивное движение в природе и технике
Цель урока :
1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках физики; показать практическое применение закона сохранения импульса, реактивного движения для объяснения явлений в природе и технике.
2. Развивающая: способствовать развитию у школьников грамотной физической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии).
3. Воспитывающая : содействовать патриотическому, политехническому, экологическому воспитанию, воспитанию ответственности, высокой работоспособности.
Константин Эдуардович Циолковский:
“ Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околоземное пространство”.
План семинара:
1.Реактивное движение в живой природе.
2.История создания и использования пороховых ракет.
3.Принцип работы реактивного двигателя.
4.Конструкция многоступенчатой ракеты на жидком топливе.
5.Достижения человечества в освоении и изучении околосолнечного пространства.
“ биологи”
“ историки”
“ конструкторы”
“ корреспонденты”
“ Биологи”.
Какие представители животного мира используют реактивное движение?
Как устроен реактивный двигатель кальмара?
Какую скорость он способен развивать?
Какие растения используют реактивное движение для разбрасывания семян?
1 . Осьминог
2.Каракатица
Кальмар
“ Историки” .
Где и когда были изготовлены первые пороховые ракеты?
Когда пороховые ракеты появились в России?
Кто был автором первого проекта реактивного летательного аппарата, предназначенного для полета в космос?
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857–1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля.
В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники.
Домик в Калуге, где жил и работал Циолковский.
“ Конструкторы”.
На каких законах природы основана работа реактивных двигателей?
Как сконструировать ракету, способную совершить полет в космос?
Что используется в качестве топлива?
“ Корреспонденты” .
Когда состоялся запуск первого искусственного спутника Земли?
Когда был совершен первый полет человека в космос?
Кто был первым космонавтом?
Создает ли человечество космические города?
Какие автоматические станции исследовали лунную поверхность?
Кто из землян первым ступил на поверхность Луны?
Какие автоматические станции исследовали планеты солнечной системы?
Какие результаты были получены при изучении Венеры? Марса? Других планет?
КОРОЛЕВ Сергей Павлович (1906/07–1966), российский ученый и конструктор, академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Под руководством Королева созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос. Был репрессирован в 1938–44; находился в заключении на Колыме (1938–40); затем работал в КБ в Москве (1940–42) и Казани (1942–44).
Ракетно-космическая корпорация «Энергия», выросшая из КБ Королева – ведущее космическое предприятие страны.
4 октября 1957 года первый искусственный спутник , запущенный с советского космодрома Байконур, вышел на околоземную орбиту. В истории человечества началась новая – космическая – эра. Через месяц космический корабль впервые доставил на орбиту живое существо – собаку Лайку. В феврале 1958 свой первый спутник запустили Соединенные Штаты Америки.
Орбитальная станция «Салют».
самоходный аппарат «Луноход-2».
Этот след сохранится на Луне миллионы лет.
Маленький шаг для одного человека – огромный шаг для всего человечества. Нейл Армстронг, первый человек на Луне. 20 июля 1969 года.
АМС «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны.
Пейзаж, снятый «Венерой-13». На верхней фотографии скалы имеют оранжевый оттенок, т.к. атмосфера не пропускает синие лучи. На нижней фотографии компьютер «убрал» освещение, создаваемое атмосферой, и скалы видны в их натуральном сером цвете.
Марсианская пустыня.
Северный полюс летом. Полярная шапка состоит в это время большей частью из воды.
“ Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед”.
Циолковский К.Э .