Тема: Слова, называющие предметы, признаки и действия.
Цель: формировать представление учащихся о слове как единице речи, которая является названием чего-либо; уточнять представления о своеобразии предложения и слова, а также их роли в процессе общения людей; развивать связную речь, интерес к языковым явлениям; воспитывать позитивное отношение к приобретению знаний.
Оборудование: опорные схемы, учебник, дидактический материал.
Тип урока: урок-сказка.
Ход урока:
Организация класса
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
Проверка домашнего задания (учебник с.108 упр. )
-Какое предложение получилось? (сложное, распространённое, повествовательное, невосклицательное)
Каллиграфическая минутка.
-Какая закономерность?
со ссоо – на доске
-цепочка состоит из букв о и с при каждом повторе их количество увеличивается на одну.
Игра «Знатоки русского языка»
-Если ответите на все вопросы вы узнаете кто у нас сегодня в гостях.
Актуализация старых знаний
1 слайд
-А что такое предложение?
Предложение – это…
Они бывают простые и …
Каждое новое предложение начинается с…
В конце предложений ставятся знаки …
В сложном предложении простые могут соединяться союзами…и всегда отделяются…
2 слайд
-Кто же у нас сегодня на уроке в гостях? (фиксики)
3 слайд
-Поступила заявка от медведя. Не даёт медведю покоя Маша. Поломался телевизор.
Давайте фиксикам поможем отремонтировать. А для этого выполним задание и узнаем тему урока.
4 слайд
Прочитаем.
Что мы прочитали? (слова)
Что объединяет эти слова? (словарные, их нужно запомнить)
Списать слова, вставить пропущенные буквы.
Чёрный, медведь, машина, пошёл, рисовать, украинский, сорока, русский, ездить – звуковой анализ.
Проверка.
На какие 3 группы можно разделить эти слова? (предметы, признаки, действия)
На какие вопросы отвечают
Предметы? Кто? Что? – опорная схема.
Признаки? Какое? Какая? – опорная схема.
Действия? Что делать? ... – опорная схема.
Предметы
Признаки
Действия
Новый материал.
5 слайд
Сообщение темы
Сегодня на уроке мы будем различать, подбирать, находить и придумывать слова называющие предметы.
6 слайд
К нам за помощью обратились заяц и волк из мультфильма «Ну погоди». У них не работает холодильник. Фиксики пришли на помощь. Давайте поможем решить проблему волка и зайца.
7 слайд
Задание по вариантам
Разукрасить слова:
Предметы – красным;
Признаки – жёлтым;
Действия – голубым.
1-В 2-В
Яблоко | Серая | Бежать | Добрая | Пенал | Сильный | Читать | Весёлый | Ветер | Яблоко | Пенал | Серая |
Ветер | Читать | Сильный |
Весёлый | Добрая | Бежать |
3-В
Читать | Яблоко | Бежать |
Пенал | Серая | ветер |
Добрая | Весёлый | Сильный |
Проверяем.
8 – слайд
К нам пожаловали Смешарики. У них не работает радио. Поможем Фиксикам отремонтировать.
Задание в учебнике с.109 упр.1
Отгадайте загадку:
Усат, полосат
Шкурою пышен
Шагом не слышен,
Берегитесь, мыши!
Как назвать одним словом?
(Кот)
В слове кот гласный звук о замените на и.
![]()

Кот – звуковой анализ, кит – звуковой анализ.
Когда говорят про китов, всегда представляют что-то очень большое.
Синий кит – самое крупное животное из всех. Его длина достигает 33 метра, а масса 150 тонн. За день кит съедает до 8 тонн планктона. Киты умеют петь: поют до 30 минут без перерыва. Песни китов – это трели, всхлипы, визг и ворчание. Киты дышат кислородом. Для того, чтобы наполнить лёгкие воздухом, они всплывают. И тогда можно увидеть фонтан воды.
Прочитаем стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».
В этой сказке нет порядка:
Что ни слово – то загадка!
Вот что сказка говорит:
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ – огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит.
КОТ плывет по океану.
КИТ из блюдца ест сметану.
Ловит КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьет баклуши!
Найди среди выделенных слов слова, обозначающие предметы, признаки, действия.
Произошла путаница. Восстановим порядок.
9 – слайд
Кит Кот
огромный маленький
страшный домашний
плывёт мяукал
пыхтел боялся
бродит
храпит
ловит
10 – слайд
Физкультминутка для глаз.
11 – слайд
Незнайка принёс пылесос. Он не работает. Фиксики спешат на помощь. Поможем отремонтировать.
12 – слайд



Составить предложение по схеме.








1 – В










2 – В
13 – слайд
Физкультминутка.
Закрепление и обобщение знаний.
14 – слайд
Алёша Попович и вентилятор.
15 – слайд
Игра: «Ход конём» - слова играют в прятки.
Работа в паре
1-В
Б | О | П | Л | Ы | Т | Ь | К | Т | А |
Л | О | В | И | Т | Ь | Р | З | О | Н |
Л | Г | Ы | А | Д | Е | Л | А | Т | Ь |
Ж | П | И | Т | Ь | В | С | О | М | И |
Я | М | Ч | Б | Е | Г | А | Т | Ь | Л |
2-В
Л | Ё | Г | К | И | Й | О | М | Т | Ь |
Ж | Э | Л | У | С | Т | А | Л | Ы | Й |
О | С | Т | А | Р | Ы | Й | В | Ы | Я |
Д | Ж | П | Ё | С | Т | Р | Ы | Й | Е |
И | К | Р | А | С | И | В | А | Я | Г |
3-В
Б | Ю | З | В | О | Н | О | К | Л | Д |
П | А | Р | Т | А | В | Ы | С | Я | Ч |
Ж | Н | Э | А | Д | О | С | К | А | Я |
В | М | Е | Л | Ж | О | С | И | Б | Ю |
К | Ы | Ч | У | К | А | З | К | А | Э |
16-17 – слайд
Иван царевич и Серый волк просят отремонтировать тостер.
Игра: «Фантазёры»
Предлагается тройка слов, которые нужно включить в предложение. Победит тот, кто удачнее соединит слова.
Друг Кино Мороженое
18-19 – слайд
Винни-Пух хотел испечь кексик, но тут обнаружил что у него не работает мультиварка. Поможем.
Составление сенкана.
Итог урока:
Я научился(лась)…
Я понял(ла)…
Я смогу…
Оценки.