Урок-сказка на уроке математики в 1 классе
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление».
Образовательная система: «Школа России»
Тип урока: изучение новой темы
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Материалы и оборудование:
учебник «Математика. 1 класс»,
сказка «Колобок»,
иллюстрации героев сказки «Колобок»,
оформление доски в соответствии с сюжетом сказки «Колобок»,
проектор,
презентация к уроку
Цель –познакомить с числом и цифрой 8; изучить состав числа 8; считать в пределах 8; закреплять умения соотносить число с количеством предметов; определять соотношение между сложением и вычитанием; развивать речь, внимание, память и логическое мышление ».
Задачи:
Воспитывать интерес к сказкам своего народа.
Воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т.е. воспитание умения помогать тем, кто нуждается.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Развивать логическое мышление.
Развивать умение анализа, синтеза, обобщения.
Развивать внимание учащихся.
Развивать математическую речь.
Закрепить навык счета в пределах 10.
Закрепить умения решать задачи изученных видов.
Повторение порядкового счета в пределах 10.
Повторить состав чисел первого десятка.
уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 10 при решении числовых выражений, задач и уравнений.
Формирование УУД
ПознавательныеУУД:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на основе простейших математических моделей - схематических рисунков, выявлять и корректировать причины собственного затруднения.
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Коммуникативные УУД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УУД: контролировать свою работу и своего товарища, планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать трудности.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
- Наш урок будет похож на сказку,
Нам без знаний никуда.
Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку
Отправляемся туда.
И так, готовы вы отправиться в сказку?
Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо:
2 раза топнуть левой ногой, 3 раза хлопнуть над головой.
Повернуться в правую сторону, левую, назад.
Произнести: 1, 2, 3 - сказка в гости приходи!
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы будем вспоминать одну очень известную сказку. Главного героя вы узнаете, выполнив задание.
Перед вами числа: 5, 3, 2, 6, 1, 4, 7
- Расположите их в порядке возрастания:
(работа на интерактивной доске)
- Давайте посчитаем от 1 до 10 через хлопок и обратно.
- Перевернув их, мы получим название сказки
- Какую сказку мы будем сегодня вспоминать?
+ Колобок
- Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто написал?
+ русский народ
- А чтобы продолжить путешествие и встретиться со следующими героями вот вам задание
Перед вами выражения
6 + 1 = 5– 2 = 3 + 3 =
7 – 2 = 5 + 1 = 2 + 5 =
Прочитаем выражения по-разному. Найдём значения выражений.
- А теперь вспомним, как появился наш главный герой?
+ …….
- Но сказка наша на новый лад. И так, в домике с резными окнами жили - поживали дедушка да бабушка. Вот дедуля и просит: “Испеки мне жёнушка колобок как в сказке, благо, что муки у нас вдоволь. Пошла старушка за мукой в кладовую. А на двери замок висит, да не простой, а кодовый. Заторопилась, заволновалась бабуля, а комбинацию цифр то и позабыла.
- Давайте поможем ей вспомнить код замка.
Необходимо как можно быстрее ответить на мои вопросы.
Устный счёт:
Какое число больше 2 или 8.
Какое число меньше 1 или 7
Найти ответ 3+1
7 уменьшить на2
6 увеличим на 1
В тарелке лежали 3 помидора и 2 яблока. Сколько всего фруктов лежало в тарелке?
Оле 8 лет. Сколько лет ей было в прошлом году?
- Открыла бабуля с нашей помощью замок, вошла в кладовую, взяла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и поставила на окно остывать.
Полежал колобок, посмотрел по сторонам, а потом скатился на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.
Катится Колобок, навстречу ему … Угадайте, кто?
Любит морковку,
Прыгает так ловко…
+ Заяц
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Заяц, лучше дай задание выполнить!
- Вот тебе задание, но оно очень сложное, если ты его не выполнишь – я тебя съем!
- Ребята, поможем Колобку выполнить задание Зайца?
Задание от Зайца:
Выбери равенство, которое соответствует рисунку.
(Каждому варианту своя карточка, после работы меняются в парах и проверяют).
Обрадовался Зайка, поблагодарил Колобка за помощь и пожелал ему счастливого пути.
III. Физминутка.
- А колобок устал немного и предлагает отдохнуть.
- Отдохнул колобок вместе с ребятами и покатился дальше. Прикатился в Лесную школу. А там урок начался. Сел он за парту, открыл тетрадь. Записал дату, повторил написание цифр, посчитал и так увлёкся, что не заметил, как подошёл к нему …
Серый, ворчливый…
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный?
+ волк
Задание от Волка:
- Сейчас вы будете выполнять тесты( по вариантам)
- Молодцы, снова мы выручили Колобка и помогли Волку.
- И покатился Колобок дальше – только Волк его и видел! Катится Колобок и видит: сидит… и читает задачу:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Где тебе косолапому съесть меня, задачу решить не можешь. Давай лучше я тебе помогу..
IV. Включение в систему знаний и повторение.
Задание от Медведя.
- медведь хочет познакомить нас с новой темой.
1) Работа по учебнику.Рис на стр 56
-Кто догадался ,какое задание мы будем выполнять по иллюстрации
Прочитайте и обЪясните первую запись
7+1=8
8+1=9
- Что вы знаете о числе и цифре восемь? (число8 стоит за числом 7, между числами 7 и 9)
- Что не знаете о числе и цифре 8?
- Чему будете сегодня учиться на уроке?
УЗ. Сегодня мы познакомимся с числом 8, научимся обозначать его цифрой, сравнивать с другими числами, составлять и решать примеры.
-Вспомним путешествие по числовому отрезку. На какой станции остановились? Стоит ли продолжать путешествие? Зачем? (мы познакомились не со всеми числами)
1 2 3 4 5 6 7
- Мы помогли Медведю ?
- Мы помогли Колобку?
- Катится Колобок, навстречу ему… :
- Конечно лиса. Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй колобок, румяненький бочок. Слышала – по лесу гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки Медведю решаешь. А вот сможешь ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, испугался колобок рыжей лисы. Пришлось ему соглашаться. Поможем и мы колобку.
Задание лисы
Стр 56.Письмо цифры 8.
Решение задач на стр 56
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
Сир 57 .поставить знаки .
Вы - молодцы!
VI. Итог.
- Молодцы, ребята! У какого зверя было самое трудное задание?
- У какого зверя было самое интересное задание?
VII. Рефлексия.
- А с каким настроением вы уходите с урока выразите на лице колобка и поместите на доску.
- Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. Но помните:
- В мире много сказок грустных и смешных
Нам нельзя без дружбы.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!