СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии 6 класс по теме "Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить учащихся с основными законами и мероприятиями по охране природы;

-развивать познавательные интересы, способность решать творческие задачи;

-воспитывать внимание, целеустремленность , любовь к природе и бережное отношение к ней.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок технологии 6 класс Технологическая карта Охрана природы»

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Антонова Сергея Николаевича

Предмет: Технология

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Тема урока


Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Цель урока


-ознакомить учащихся с основными законами и мероприятиями по охране природы;

-развивать познавательные интересы, способность решать творческие задачи;

-воспитывать внимание, целеустремленность , любовь к природе и бережное отношение к ней.


Задачи

-способствовать формированию познавательного интереса к изучаемому материалу;

-выяснить значение леса в природе и жизни человека;

-изучить правила безопасного поведения в лесу;

-формировать умения обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы;

-воспитание экологической культуры личности, любви к природе родного края

УУД

Личностные УУД:

  • самоопределение;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • стимулирование способности иметь собственное мнение;

  • проявление познавательных интересов и активности;

  • организация рабочего места;

  • уверенность во взаимоотношениях со сверстниками;

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Регулятивные УУД:

  • осознание учебной задачи;

  • постановка целей;

  • выбор рационального и оптимального пути их достижения;

  • планирование, прогнозирование;

  • мотивация учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности в учебной деятельности.



Коммуникативные УУД:

  • умение полно и развернуто излагать свои мысли;

  • умение задавать и отвечать на вопросы;

  • умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения;

  • умение отстаивать свою позицию;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.



Познавательные УУД:

  • Сформировать умения анализировать, сравнивать,

  • классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ текста учебника, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).


Планируемый результат

Предметные:

  • О влиянии технологий заготовки и обработки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека; основные законы и мероприятия по охране труда в России;

  • Правила безопасного поведения в природе. Бережно относится к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воздух, полезные ископаемые и т д )

Личностные:

  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

  • Проявление познавательного интереса.


Метапредметные:

  • Использование дополнительной информации из различных источников –эциклопедии, словари, интернет-ресурсы.

  • Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Основные термины и понятия

Кодексы (Земельный, Водный, Лесной); защитные лесные полосы, фильтры, отстойники

Межпредметные связи

русский язык, биология, экология

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, Приложение -презентация

Дидактические материалы

Учебник ''Технология» 6 класс автор В.Д. Симоненко; презентация, рабочая тетрадь по технологии; технологическая документация,.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии

Информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.

Методы обучения

Словесный (беседа, рассказ, объяснение), практическая работа.

Профориентация

Сообщение о профессии егерь, лесничий, Уважение к людям труда.

УМК

  1. П.С.Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Технический труд.6 класс. Вентана–Граф 2011..


Дополнительная литература

  1. Мазур И.И. и др. "Инженерная экология", М. -96г.

А.Н. Захлебный. Книга для чтения по охране природы, М.Просвещение.-1986







Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

Планируемы результаты

УУД

I этап - мотивационно-целевой

1.Организационный момент

Цель этапа: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

-Приветствует учеников;

проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;

-создает эмоциональный настрой на работу на уроке;

- проверяет явку учащихся.


-Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

-настраиваются на предстоящую работу в классе;

-определяют своё эмоциональное состояние на уроке.


Подготовить учебные принадлежности к уроку (дневник, учебник, тетрадь, линейка , ручка, простой карандаш).

Личностные:

умение слушать, концентрировать внимание, организовать рабочее место, эмоциональный положительный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности








II этап – целеполагание

1.Формулирование темы урока, постановка цели

Цель:

сформулировать и согласовать цели урока,

организовать уточнение и согласование темы урока.


- Создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) учащимися поставленных целей урока;

-формулирует цель урока, знакомит с планом урока;

- уточняет понимание;


Отгадывают загадку и определяют тему урока

Весной веселит,

Летом молодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.(Лес)

- Выдвигают варианты формулировок цели урока;

- формулируют тему и цель урока;

- определяют, какие знания и умения необходимы для работы;

- записывают тему урока в тетрадь.

Тема: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности

Цель:

Узнать об охране природы

- выяснить значение леса в природе и жизни человека;

-изучить правила безопасного поведения в лесу;

-формировать умения обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы;

-воспитание экологической культуры личности, любви к природе родного края




Регулятивные: постановка целей осознание учебной задачи; выбор рационального и оптимального пути их достижения; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


III этап - основной этап со средствами ИКТ

1.Изучение нового материала

Цель:

организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала.

-объясняет новый материал с опорой на личные знания учащихся и показ мультимедийной презентации;



-Слушают объяснение учителя;

-отвечают на поставленные вопросы;

-выступают с сообщениями, показ мультимедийной презентации;

- работают с учебником – заполняют в тетради таблицу;заисывют новые слова

- работают в группах, в парах;

-работают с раздаточным материалом.








1.Объяснение учителя по теме урока сопровождается показом мультимедийной презентации.

Какое значение имеет лес для человека?

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА:
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв
Место для охоты человека
Источник ягод, грибов, лекарственных растений
Источник древесины

“В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И даже если вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты”. 

От леса человек получает пользу не только в виде древесины. Лес сохраняет влагу и в засуху отдает ее полям в виде дождей. Тающий в лесу снег питает реки и озера. Лесные массивы задерживают содержащиеся в воздухе вредные примеси и обезвреживают их. Полезащитные лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от разрушений в виде промоин и оврагов ливневыми и талыми водами, задерживают сугробы снега, питающие влагой поля. Корни растений укрепляют почву, а опавшая листва и хвоя сохраняет в ней влагу.

Нельзя разорять гнезда птиц, повреждать муравейники. За один только день семья муравьев съедает тысячи вредителей леса — гусениц.

Большую помощь лесу оказывают школьные лесничества. В них школьники изучают и оберегают жизнь растений и диких животных, выращивают саженцы, из которых впоследствии вырастают деревья.

Слайд № 8 Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.
Что может привести к пожару в лесу:

1. Оставленный непогашенным костер.

2. Выжигание травы.

3. Игры со спичками в лесу.

4. Молнии.

5. Искра от глушителя автотранспорта.

Все эти ситуации могут вызвать лесные пожары

Правила безопасности в природе:

  1. При пожаре всегда звоните 01

  2. Никогда не поджигайте сухую траву!

  3. Никогда не бросайте  в лесу зажженные спички и сигареты;

  4. Разводите костры только в установленных для этого местах.

  5. Ни в коем случае не разводите костры в лесу в ветренную погоду.

  6. Не поджигайте сухую траву на полянах в лесу;

  7. Не разводите костер в сухом лесу и на торфянике, если есть необходимость, разожгите его на песке или глине, при этом всегда имейте под рукой емкость с водой и лопату, чтобы можно было немедленно залить водой или забросать землей вырвавшееся из-под контроля пламя;

  8.  Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар;

  9. Не пользуйтесь пиротехнической продукцией в сухом лесу и на торфянике.

Слайды № 9 /10 Лесная и лесоперерабатывающая промышленность исторически была и остается одной из важнейших и перспективных отраслей народного хозяйства России. Отходы деревообработки - опилки, щепа, горбыль (составляет не менее 40% от объема деревообработки).

Запасы древесины в России составляют не менее 30% ее мировых запасов, что эквивалентно 18 млрд. тонн условного топлива. По предварительным оценкам, в виде отходов ежегодно образуется древесного сырья эквивалентного 40 млн тонн условного топлива.

На деревообрабатывающих предприятиях накапливаются отходы древесины в виде кусков, стружек, опилок, пыли. Поэтому на этих предприятиях устанавливают специальные аппараты и фильтры для улавливания пыли и вредных летучих веществ, а также для сбора стружек и опилок. При помощи различных фильтров и отстойников очищают сточные промышленные воды.

Заготовленную древесину надо максимально использовать  в  дело,   меньше  превращать  ее  в  стружку  и опилки. Брикетирование отходов, утилизация опилок деревообрабатывающих производств позволяет получить превосходный источник энергии без загрязнения окружающей среды.

Природа не всегда в состоянии ассимилировать (переработать с помощью бактерий) отходы. Накопившийся на свалках мусор наносит экологический вред природе и экономический вред хозяйству, является источником различных опасных заболеваний. Отходы при разложении выделяют вредные газы, поглощают кислород из воздуха на гниение и горение.

Отходы деревообработки пожароопасны. Поэтому их накапливают в специально отведенных местах, предотвращая возгорание. Для утилизации используют реакторы по переработке древесных отходов деревообработки 

Вокруг предприятий организуются 300-метровые санитарно-защитные зоны.

Лишь шестая часть всех древесных отходов перерабатывается натехнологическую щепу для целлюлозно-бумажной промышленности и промышленности строительных материалов, в основном древесно-стружечные плиты (ДСП).

Опилки — один из наиболее массовых отходов лесопиления и деревообработки. Частично опилки используют на гидролизных заводах спиртового и дрожжевого профиля, как выгорающую добавку при производстве кирпича или как заполнитель в гипсоопилочных плитах, но значительная их часть сжигается или сбрасывается в отвал.  Часть опилок используется для изготовления топливных брикетов


Личностные :

самоопределение, проявление познавательных интересов и активности.

Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного.


Физкультминутка

(3 минуты)

-Организуетет проведение физкультминутки;

- создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания.

-Выполняют физкультминутку;

- выполняют комплекс упражнений для глаз.

Физкультминутку выполняют под музыкальное сопровождение.



2. Закрепление изученного материала.

Цель:

Проверка усвоения учащимися нового материла.




-Формулирует задание по закреплению изученного материала;

-организует самостоятельную работу

Проверка работы

- выполняют задание;

- выполняют КОЗ;

- выполняют задание в тетради;

- использует приобретенные знания для

- Выполняют задание;

- отвечают на вопросы учителя.



Слайд 11-13

1. Как лес защищает природу?

2. Для чего сажают лесозащитные полосы?

3. Какие отходы накапливаются на деревообрабатывающих предприятиях?

4. Как очищают на предприятиях воздух и сточные воды?

Составьте памятку «Правила поведения в природе»

В природе нельзя

В природе можно

1.Ломать ветки



2………..

  1. Разводить костры в

специально отведенных

местах.

  1. …………..


Личностные : осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению,применение на практике и последующее повторение нового материал,формирование умения высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции,

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного.




IVэтап – рефлексивно-оценочный этап

1.Итог урока

Цель: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока.


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Подводит итог урока, выставляет и комментирует оценки за урок.

Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности;

-проводят анализ достижения цели урока.


1.Ответить на вопросы:

- . Какое значение имеет лес для человека?


Познавательные: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;

рефлексивный анализ учебной деятельности.

Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения;

умение отстаивать свою позицию.


2.Рефлексия

Цель:

Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.


-Организует рефлексию и самооценку учащихся.


-Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.



В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…


Личностные: смыслообразование.


Познавательные: рефлексивный анализ учебной деятельности.


Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли;

умение отстаивать свою позицию.


3.Домашнее задание

Цель этапа: Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания, включить новый способ действий в систему знаний.

-Инструктаж по выполнению домашнего задания;

-задание учащимся на подготовку к следующему уроку­;

-сообщение темы следующего урока.

-Записывает домашнее задание в дневник.



Домашнее задание: знать основные понятия по теме урока.

Составить рассказ о состоянии лесов в нашем районе.

Узнать и описать какие деревоперерабатывающие и деревообрабатывающие предприятия есть в области.







Просмотр содержимого презентации
«Приложение к уроку. Охрана природы 6 класс урок технологии»

Тема: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности Урок технологии 6 класс Кувшиновский район МОУ Прямухинскя СОШ учитель технологии:  Антонов Сергей Николаевич

Тема: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности

Урок технологии 6 класс

Кувшиновский район

МОУ Прямухинскя СОШ

учитель технологии:

Антонов Сергей Николаевич

Отгадайте загадку:  Весной веселит, Летом молодит, Осенью питает, Зимой согревает

Отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом молодит,

Осенью питает,

Зимой согревает

Тема: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности

Тема: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности

Цели: -Узнать об охране природы - выяснить значение леса в природе и жизни человека; -изучить правила безопасного поведения в лесу; -формировать умения обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы; -воспитание экологической культуры личности, любви к природе родного края

Цели:

-Узнать об охране природы

- выяснить значение леса в природе и жизни человека;

-изучить правила безопасного поведения в лесу;

-формировать умения обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы;

-воспитание экологической культуры личности, любви к природе родного края

Проблемный вопрос  Какое значение имеет лес для человека?

Проблемный вопрос

Какое значение имеет лес для человека?

Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ Окружающая среда

Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ Окружающая среда

Окружающая нас природа охраняется  законами.  Установлены систематизированные своды законов —  кодексы: Земельный, Водный  и  Лесной.   (Термин «кодекс»в переводе с латинского — «книга»). Законы обязывают нас по-хозяйски относиться к земле, воде, лесу, воздуху, растениям, животным и полезным ископаемым.

Окружающая нас природа охраняется  законами.  Установлены систематизированные своды законов —  кодексы: Земельный, Водный  и  Лесной.

  (Термин «кодекс»в переводе с латинского — «книга»).

Законы обязывают нас по-хозяйски относиться к земле, воде, лесу, воздуху, растениям, животным и полезным ископаемым.

Правила безопасности в природе: При пожаре всегда звоните 01 Никогда не поджигайте сухую траву! Никогда не бросайте  в лесу зажженные спички и сигареты; Разводите костры только в установленных для этого местах. Ни в коем случае не разводите костры в лесу в ветренную погоду. Не поджигайте сухую траву на полянах в лесу; Не разводите костер в сухом лесу и на торфянике, если есть необходимость, разожгите его на песке или глине, при этом всегда имейте под рукой емкость с водой и лопату, чтобы можно было немедленно залить водой или забросать землей вырвавшееся из-под контроля пламя;   Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар; Не пользуйтесь пиротехнической продукцией в сухом лесу и на торфянике.
  • Правила безопасности в природе:
  • При пожаре всегда звоните 01
  • Никогда не поджигайте сухую траву!
  • Никогда не бросайте  в лесу зажженные спички и сигареты;
  • Разводите костры только в установленных для этого местах.
  • Ни в коем случае не разводите костры в лесу в ветренную погоду.
  • Не поджигайте сухую траву на полянах в лесу;
  • Не разводите костер в сухом лесу и на торфянике, если есть необходимость, разожгите его на песке или глине, при этом всегда имейте под рукой емкость с водой и лопату, чтобы можно было немедленно залить водой или забросать землей вырвавшееся из-под контроля пламя;
  •   Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар;
  • Не пользуйтесь пиротехнической продукцией в сухом лесу и на торфянике.
ДСП Топливные брикеты

ДСП

Топливные брикеты

Закрепление пройденного 1. Как лес защищает природу? 2. Для чего сажают лесозащитные полосы? 3. Какие отходы накапливаются на деревообрабатывающих предприятиях? 4. Как очищают на предприятиях воздух и сточные воды?

Закрепление пройденного

1. Как лес защищает природу?

2. Для чего сажают лесозащитные полосы?

3. Какие отходы накапливаются на деревообрабатывающих предприятиях?

4. Как очищают на предприятиях воздух и сточные воды?

Составьте памятку «Правила поведения в природе»

Составьте памятку «Правила поведения в природе»

Проблемный вопрос Какое значение имеет лес для человека?

Проблемный вопрос

Какое значение имеет лес для человека?

Рефлексия

Рефлексия

  • На уроке я работал…
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • урок дал мне для жизни…
Основные термины

Основные термины

  • Кодексы (Земельный, Водный, Лесной)
  • Защитные лесные полосы
  • Фильтры
  • Отстойники
Домашнее задание §2. Составить рассказ о состоянии лесов в нашем районе. Узнать и описать какие деревоперерабатывающие и деревообрабатывающие предприятия есть в области.

Домашнее задание

§2. Составить рассказ о состоянии лесов в нашем районе.

Узнать и описать какие деревоперерабатывающие и деревообрабатывающие предприятия есть в области.