I. ОРГАНИЗА -ЦИОННЫЙ
|
Активизация учащихся, мотивация на предстоящую учебно-познавательную деятельность
|
Педагогическое наблюдение.
Фронтальная форма.
|
|
Личностные:
мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Приветствие. Проверка явки учащихся, готовности к уроку, психо-эмоционального настроя учащихся на работу. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Подводит к формированию проблемы.
|
Приветствуют учителя. Демонстрируют эмоционально – положительный настрой и готовность к уроку.
Активное слушание учителя.
|
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
|
Выявить уровень имеющихся знаний по раннее изученной теме и систематизировать их. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Беседа, опрос, «мозговой штурм».
|
Свободная ориентация в уже имеющихся знаниях по теме «Бюджет семьи».
|
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные
:логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
|
Предлагает вернуться к результатам практического упражнения «Бюджет моей семьи» и ответить на вопросы:
- Что такое бюджет?
-Каким он бывает?
- Какой вид бюджета лучше для семьи и почему?
-Что можно сделать , чтобы из дефицитного, бюджет семьи стал профицитным или сбалансированным? ---Ваши идеи на этот счет?
Перед тем как заслушать учащихся , учитель комментирует правила :
1.Уважительно относиться к идеям товарищей. Не комментировать их.
2. Принимаются все идеи , даже самые фантастические.
Все варианты идей учитель записывает на доске.
|
Представляют и озвучивают результаты выполненного упражнения
« Бюджет моей семьи».
Участвуют в опросе и обсуждении проблемных вопросов. Участвуют в беседе; формулируют выводы.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
|
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
|
Организовать осмысленное восприятие новой информации.
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
|
Проблемное изложение материала урока.
Упражнение
( демонстрация приема решения творческих задач методом фокальных объектов)
|
Рациональное использование учебной информации. Формирование составления алгоритма решения технологических задач.
Умение давать определения новым понятиям темы.
|
Познавательные:
извлекать необходимую информацию из прослушанного, анализировать, структурировать знания.
Оценивать учебные действия в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умения слушать и понимать других.
|
Учитель систематизирует полученную на предыдущем этапе информацию, и сообщает учащимся, что только что они своими активными ответами продемонстрировали один из методов теории решения изобретательских задач: « мозговой штурм». Предлагает учащимся познакомиться с правилами его проведения, (прил.2) проанализировать собранную информацию и отобрать самые удачные решения творческого задания:
« Как превратить дефицитный бюджет в сбалансированный?».
Исследует вместе с учащимися одну из наиболее практических идей: « Вторая жизнь вещей». Предлагает учащимся создать банк идей для одноименного проекта . Помочь им в этом может еще один из методов ТРИЗ: метод фокальных объектов( перенесение признаков случайных объектов на совершенствуемый объект).
Учитель на примере «усовершенствования» любого предмета, демонстрирует учащимся алгоритм действий при использовании «метода фокальных объектов». Учитель анализирует вместе с учащимися результаты выполнения упражнения, отбирает для банка проектных идей
наиболее удачные результаты решения
задачи.
|
Участвуют в беседе; формулируют выводы, записывают алгоритм выполнения задачи в тетрадь.
Участвуют в обсуждении результатов решения задачи.
Усваивают новые знания.
Формируют « Банк проектных идей».
|
IV. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
|
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. Выработка первоначальных умений и навыков по решению изобретательских задач.
Упражнение: инструктаж, самостоятельное решение согласно инструкционной карте
( см. прилож.1.)
|
Беседа, упражнение
(инструктаж учителя, самостоятельное выполнение учащимися).
Групповая форма, фронтальная.
|
Владение методами и алгоритмами решения технологи-ческих задач.
Обоснование критериев показателей качества и промежуточных и окончательных результатов труда.
Наличие экологической культуры при обосновании выбора объекта.
Формирование дизайнерских навыков
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные:организовывать учебное взаимодействие в группе.
|
Деление учащихся на группы ( пары), раздача инструкционных карт с алгоритмом решения задачи). Учитель предлагает каждой группе выбрать объект ( пластиковые бутылки, железные банки. колеса, пластиковые пакеты…) и при помощи метода фокальных объектов
« усовершенствовать», выявив его новые функции.
Перед началом работы учитель , совместно с учащимися, вырабатывает критерии оценивания результатов
(соблюдение временного интервала и алгоритма работы, оригинальность и результативность ).
Обсуждение результатов решения задачи,. Формирование банка проектных идей « Вторая жизнь вещей» из наиболее удачных результатов решения задачи .
|
Осуществляют учебные действия по намеченному плану .
Делятся на группы, слушают инструктаж учителя.
Усваивают новые знания, решают творческую задачу методом фокальных объектов.
Коллективно с учителем обсуждают результаты решения задачи, выявляют лучшие в соответствии с критериями.
Взаимодействуют в группе, проявляя взаимный и самоконтроль выполнения заданий.
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
|
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ-НЫЙ
|
Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Подвести итог проделанной работы на уроке.
Организовать обсуждение и разъяснение домашнего задания: «Новая жизнь привычных вещей», (усовершенство-
вание одного из предметов домашнего обихода )
|
Прием незаконченного предложения: «Я не знал…, теперь знаю….», « Я не умел…, теперь « умею…».
« Хочу узнать…». Прием анализа субъективного опыта.
|
Обоснование критериев показателей качества и промежуточных и окончательных результатов труда.
|
Регулятивные:
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Планирование сотрудничества с учителем.
Личностные:
осознавать успешность своей деятельности.
|
Проведение учителем рефлексии собственной деятельности учащегося в соответствии с критериями: развернутые ответы по существу задаваемого вопроса, активность работы в команде, степень самостоятельности , результативность выдвинутых идей.
Учитель консультирует,
формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке (с учетом самооценки учащегося).
Комментирует алгоритм выполнения домашнего задания, предлагает варианты совершенствуемых объектов.
|
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Самостоятельно выбирают совершенствуемый объект для домашнего задания.
|