Урок технологии в 3 классе
Учитель: Любушкина О.А.
Предмет: технология
Класс: 3
Тема: Самолетостроение. Изделие «Самолет»
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цели: дать первоначальные знания о самолетостроении (истории создания первого самолета, классификации самолетов);
Совершенствовать умения работы в паре с металлическим конструктором;
Помочь освоить основные понятия самолет, элементы самолёта;
Раскрыть содержание профессиональной деятельности людей (летчик).
Формируемые УУД: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Планируемые предметные результаты освоения материала: учащиеся научатся объяснять понятия: «самолет», «фюзеляж», «стабилизатор», «шасси», «крыло».
Учащиеся научатся называть профессии: летчик, лётчик-конструктор. Объяснять конструктивные особенности самолетов, их назначение в области использования различных видов летательных аппаратов.
Оборудование:
У учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация, образец готового изделия, технологическая карта
У учеников: металлический конструктор, инструкция сборки изделия.
Технологическая карта урока
Тема: Самолетостроение. Изделие «Самолет» | Тип: изучение нового материала |
Задачи: ▪ познакомить с конструкцией самолета; ▪ привить навыки самостоятельной работы по плану; ▪ создавать модель самолета из деталей металлического конструктора. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
▪ знать понятия «самолет», ▪ уметь конструировать самолет | ▪ выполнять задание в соответствии с планом; ▪ прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных критериев. | ▪ проявлять интерес к конструированию летательных моделей; ▪ осознавать собственные достижения при освоении темы |
Межпредметные связи: математика «Сравнение, анализ», окружающий мир « Зачем строят самолеты», история «История развития самолётостроения» |
Ресурсы урока |
Для учителя: ▪ рабочая программа ▪ электронное приложение к уроку ▪ образец изделия «Самолет» ▪ критерии оценки работ | Для учащихся: ▪ материалы: металлический конструктор ▪ инструменты: отвертка, гаечный ключ. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
• Предлагает объяснить пословицу: «Человек живет век, а его дела – два» • Организует обсуждение того, ка человек использует воздух (идет демонстрация презентации) • Выясняет, что знают дети о самолетах, обобщает знания. | • Высказывают свое мнение , аргументируют ответ. • Рассказывают, что знают о том, как человек использует воздух, о видах самолетов, воспроизводят знания, полученные во 2 классе. • Сообщают известные им сведения о самолетах. |
|
Организация познавательной деятельности |
• Озвучивает тему и учебную задачу урока • показывает образец, организует анализ модели самолета. Просит вспомнить, что такое модель. • Организует оценку работ по 5-балльной шкале согласно критериям. | • Воспринимают задание • Раскрывают значение слова «модель» , анализируют образец изделия, сравнивают его с конструкцией реального объекта. Определяют и называют основные детали самолета, материалы и инструменты для его изготовления. • Самостоятельно определяют детали и их количество на каждом этапе сборки. |
Подведение итогов |
• Спрашивает, что нового узнали, чему научились, как можно использовать полученные знания. • Организует уборку рабочих мест | • Отвечают на вопросы, рассказывают, где можно применить полученные знания и умения. • Убирают рабочее место |
Дополнительный материал: презентация с изображениями различных видов самолетов |
|
Дополнительные творческие задания: сконструировать модель самолета-будущего (из бумаги). |
Ход урока
I. Оргмомент. Актуализация знаний
-Сегодня на уроке мы будем размышлять, планировать, решать технические задачи, работать в паре, моделировать и получать удовольствие от работы.
-Прочитайте высказывание: «Человек живет век, а его дела - два».
Что вы прочитали? (пословицу)
Слайд № 1
-Как Вы понимаете эту пословицу?
-Человек никогда не стал бы разумным, если бы не наблюдал, не учился, не размышлял, не познавал законы природы. С давних пор, наблюдая за полетами птиц, люди мечтали подняться в небо, передвигаться по воздуху. Они даже придумали волшебные предметы, которые умели летать. Вы знаете такие? (ступа, ковер-самолет…)
Слайд № 2
II. Постановка целей урока. Определение темы урока учащимися.
-Отгадайте загадку: Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет,
Что же это? (САМОЛЕТ)
- Cоотнесите, пожалуйста, пословицу и отгадку?
( Человек изобрел самолет) Слайд № 3
- Что же мы будем сегодня делать на уроке? ( Собирать изделие «Самолет»)
- Что такое «самолёт»? (Это летательный аппарат)
- Сегодня совершим путешествие во времени и вспомним, какие летательные аппараты человек использовал и использует, чтобы летать. Слайд 4
-Мысль о полетах манила человека с древности, о его желании подняться в воздух свидетельствуют мифы и легенды.
- Знаете ли Вы, кто это? (Икар)
– (1-ый ученик) Это мифический герой, который первый поднялся в небо. Легенда гласит, что он прикрепил крылья к телу воском и взлетел. От радости он взлетал все выше и выше. Однако, когда он приблизился к солнцу, воск расплавился, Икар упал и погиб. Этого мифического персонажа сравнивают с символом человеческого стремления к знаниям.
- На что только не способна человеческая мысль. Люди изобретали летательные аппараты, которые становились все сложнее, надежнее и удобнее. Что это за аппараты? ( Воздушный шар, дирижабль, аэроплан)
- Работа с толковым словарем
- Где мы можем найти расшифровку этих понятий? (в толковом словаре).
-Домашнее задание
- Найдите толкование значений этих слов. (Дирижабль - воздухоплавательный аппарат, легче воздуха, снабженный двигателями и пропеллером.
Аэростат - летательный аппарат, легче воздуха, с корпусом, наполненным газом.
Аэроплан – летательный аппарат, тяжелее воздуха, устаревшее название самолета.)
- Как вы думаете, всегда ли самолет выглядел таким, как мы привыкли видеть его? (предположения учащихся)
( 2-ой ученик-презентация «История создания самолетов»)
- Какой из этих летательных аппаратов имеет все основные детали конструкции современного самолета? ( Учащиеся пытаются найти конструкцию на слайде 4)
III Организация познавательной деятельности
- А где собирают самолеты? ( На авиационных заводах)
-Назовите города, в которых находятся крупные авиационные заводы
России. (Улан-Удэ, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре, Казань, Санкт-Петербург, Иркутск)
-Назовите улицы, на которых вы живёте. (Антонова, Туполева, Микояна и т.д.)
-Как названия улиц связаны с нашим уроком? (Улицы названы в честь лётчиков-конструкторов)
- Что знаете об этих людях? (рассказы детей) Слайд 5
- Рассказ учителя о конструкторах самолетов
Антонов - советский авиаконструктор, один из основателей советского планеризма. Создал около 30 типов планеров, под руководством Антонова созданы: транспортные самолеты (Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124) для решения задач военно-транспортной авиации, воздушно-десантных войск и обеспечения грузовых перевозок Аэрофлота; многоцелевые (Ан-2, Ан-14, Ан-28), отличающиеся способностью базироваться на неподготовленных площадках длиной до 550 м.
Туполев - создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе, после войны реактивный бомбардировщик Ту-16 и первый отечественный реактивный гражданский самолёт - Ту-104.
Яковлев - в числе конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители Яки- первый всепогодный перехватчик, первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик; первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки и его боевой палубный вариант. В послевоенный период Яковлев создал учебные самолёты, которые являются основными отечественными спортивными самолётами. На них наши летчики неоднократно побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.
- Люди каких профессий совершают полеты на самолетах? (Летчики)
- Где мы можем найти точное толкование слова «лётчик»? (В толковом словаре)
- Д/з Найдите в словарях толкование слова «летчик». (Летчик - специалист, управляющий самолетом, вертолетом.)
Физминутка «Самолет»
Слайд № 6
Руки в стороны — в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.
Сегодня авиация - надежный, удобный и самый быстрый вид транспорта.
День Воздушного Флота России празднуют ежегодно в третье воскресенье
августа. Ежегодно, в августе месяце, наш Авиационный завод организует День открытых дверей для жителей и гостей нашего города. Как вы думаете, для чего это необходимо? (предположения детей)
Слайд № 7,8
IV. Анализ образца. Планирование работы.
- Из каких основных элементов состоит самолет? (Дети называют известные им элементы самолета - фюзеляж, киль, стабилизатор, крыло, шасси)
-Для чего самолету нужны эти элементы? (Высказывают свои предположения)
Слайд № 9
- Ответьте на вопросы:
1. Что мы будем делать? (изделие «самолет»)
2. Какие материалы и инструменты для этого понадобятся? (Металлический конструктор, отвертка, гаечный ключ)
3. Каким способом мы будем выполнять работу? (Сборка, соединение деталей путем завинчивания)
4. Что я сделаю сначала, потом? (Фюзеляж, киль, крыло, стабилизатор, винт, шасси) Слайд № 10
- Давайте повторим технику безопасности при работе с металлическим конструктором.
Слайд № 11
V. Практическая работа (в паре) (25 мин.)
-Перед вами инструкция по сборке модели самолёта, в которой указаны виды деталей конструктора. Сосчитайте число каждой детали в модели самолёта, запишите и приготовьте. Решите, что будет собирать каждый из вас, но не забудьте, что начать надо с фюзеляжа.
- Повторим технику безопасности при работе с металлическим конструктором:
1.Не брать детали в рот.
2.При работе с мелкими деталями (винты, гайки) соблюдать аккуратность.
3.Быть внимательным и осторожным при использовании отвёртки и гаечного ключа. Слайд № 12
VI. Итог урока. Оценивание.
- Оценивание проведём в парах по следующим критериям:
Соответствие изделия инструкции сборки.
Правильность и прочность соединения, завинчивания элементов изделия.
Слайд № 13
Дополнительное творческое домашнее задание: сконструировать модель самолёта будущего (из бумаги).