СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Сказуемое. Способы выражения сказемого"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Сказуемое. Способы выражения сказемого"»

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Дата проведения

22.01.2020

Ф.И.О. учителя

Попова Оксана Николаевна

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч./ Авт.-сост.Разумовская . и др.- М.: Просвещение, 2014

Тема урока

Сказуемое. Способы выражения сказуемого.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Способствовать развитию умения выделять в предложении сказуемое и называть способы его выражения

Задачи урока

Образовательные:

  • Рассмотреть новые для пятиклассников способы выражения сказуемого.

  • Продолжить учиться выделять сказуемое в тексте.

Развивающие:

  • Способствовать развитию таких универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала.

  • Содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению.

  • Способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление применять знание на практике;

  • Прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в паре и группе;

  • Способствовать повышению  уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.

Планируемые результаты

       Предметные результаты.

Учащиеся

  •  узнают различные способы выражения сказуемого;

  •  научатся выделять сказуемые, выраженные различными способами .

     Метапредметные результаты.

Регулятивные :

  • учатся понимать цель выполняемых действий;

  • получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • высказывают свою версию, пытаются предложить способ её проверки;

  • планируют собственную деятельность.

   Познавательные  результаты:

  • извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • наблюдают и делают  самостоятельные  выводы;

  • получают возможность использовать  различные источники информации.

Коммуникативные  результаты:

  • формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.

  Личностные результаты:

  •   имеют адекватное представление  об учении и поведении в процессе учебной деятельности;

  • осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт

Технологии

Технология развития критического мышления,

технология личностно – ориентированного обучения,
с применением ИКТ – технологии

Формы и методы

Кластер, эвристическая беседа, фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа, самопроверка, взаимопроверка

Межпредметные связи

Окружающий мир, литература

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Парная, индивидуальная, групповая.

Самостоятельно выходят на тему, цель и задачи урока; решают предложенные задания, работают с учебником, отвечают на вопросы,  работают с электронным тренажером, оценивают себя и друг друга, рефлексируют.

Виды используемых ЭОР

Презентация, компьютерная физминутка, электронный тренажер

Материалы и оборудование

Учебник, карточки со словами, лист самооценки, смайлики настроения, экран с проектором, ноутбуки на столах учащихся

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

УУД

Орг. момент (1-2 мин.)

Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовить к восприятию учебного материала.

Учитель приветствует ребят, отмечает отсутствующих.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

  • формирование адекватного представления  об учении и поведении в процессе учебной деятельности.

Регулятивные:

  • умение организовать рабочее место, включиться в процесс.

Мотивация(1 мин.)

Ребята, используя шифр ,как можно быстрее разгадайте слово, которое скрылось за этими цифрами. 523416525

АИНТСК

123456

-Правильно синтаксис. Сегодня продолжим изучать данный раздел науки о языке

-Скажите, что такое синтаксис?

(Синтаксис переводится с греческого языка как «строение». Синтаксис изучает строение и грамматические значения словосочетания и предложения.)


Учащиеся  размышляют над значением пословицы.

Учащиеся записывают в тетрадях число, наименование работы

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое высказывание

Регулятивные:

  • осуществление волевой саморегуляции

Вызов. Актуализация знаний

и фиксации затруднений в деятельности.

 (3-4 минуты)


 

Мы долго …. зимы. И вот выпал …. снег. … лес в серебряном наряде. Зима-настоящая ….

-Ребята, Что не так в этих предложениях?(пропущены слова)

-Вставьте пропущенные слова (ждали, выпало ,прекрасен, чародейка) Слова для справок : выпал,ждали,прекрасен,чародейка

-Можем ли мы назвать данные предложения текстом?(да, они связаны по смыслу и грамматически)

-Какая тема текста? (в тексте рассказывается о приходе зимы)

Как автор относится к зиме?

- Запишите в тетрадь составленные предложения.

-Ребята, прочитайте последнее предложение, найдите в нём сложное существительное (чародейка), выпишите это слово, обозначьте корни, поставьте ударение.

-Кто такая чародейка? (волшебница, колдунья)

-Какая орфограмма спряталась в этом слове? (безударная гласная в корне слове)

-Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в данном слове? (подобрать проверочное слово чары),

-Выделите корень, подчерните орфограмму. Какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову чары?(очаровательный, очаровать, чарующий, чародейство)Запишите эти слова.

-Запомните правописание слова, не допускай те ошибки в написании данного слова.



- Что такое грамматическая основа ?

- Найдите и подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

-Как будете находить грамматическую основу?(сначала найдём подлежащее, от него будем задавать вопрос к сказуемому)

- Дайте определение подлежащему.

- Как связаны между собой подлежащее и сказуемое?(по смыслу и грамматически)

Учащиеся предлагают добавить глагол - сказуемое, например, Поздняя осень наступила.

Предметные:

  • учащиеся умеют разбирать словосочетание и составлять из словосочетаний предложение.

Познавательные:

  • умение  работать с информацией, представленной в устной и письменной формах.

 Регулятивные:

  • осуществление волевой  саморегуляции;

  • осуществление самоконтроля и коррекции знаний.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое высказывание

Целеполагание Постановка учебной задачи

(3-4 минуты)

- Ещё раз посмотрите на предложения. Назовите вставленные в них слова. Что их объединяет? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Запишем тему урока .

Давайте вспомним, что вы знаете о сказуемом? Внесем сведения, которые вам известны в кластер.

- Сформулируйте цель нашего урока.


Дети предполагают, что речь пойдет о сказуемом.

Регулятивные:

  • учащиеся получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • прогнозирование результатов деятельности исходя из целей.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое  и диалогическое высказывание.

Актуализация знаний

и фиксации затруднений в деятельности.

 (5-6 минут)





Давайте вновь обратимся к предложениям. Задайте вопрос к сказуемому 1 пр-я и скажите, что оно называет.

Мы долго (что делали?) ждали (наз. действие) зимы. Подпишем.

- Чем выражено? (глаголом)

- Задайте вопрос к сказуемому 2 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

И вот наконец выпало (наз. состояние подлежащего, выр. глаголом) много снега. Подпишем

- Задайте вопрос к сказуемому 3 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

Прекрасен лес (лес каков?прекрасен; наз. признак, выр кр. прил-ми) в серебряном наряде.

- Задайте вопрос к сказуемому 4 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

Зима - (зима что такое? пора; наз предмет и выр. существительным)настоящая чародейка.


Высказывают свои сомнения по поводу затруднений в выделении основ.

Предметные:

  • учащиеся знают признаки сказуемого, умеют выделять грамматическую основу предложения.

Познавательные:

  • умение  работать с информацией, представленной в устной и письменной формах.

 Регулятивные:

  • осуществление волевой  саморегуляции;

  • осуществление самоконтроля и коррекции знаний.

Коммуникативные:

умение выстраивать монологическое высказывание

Изучение нового материала. Осмысление.

 (7-8 минут)

Самостоятельная работа с  учебником

 Учитель предлагает изучить материал на странице 156, проверить правильность выделения основ.


Изучают информацию в учебнике на стр. 156

Проверяют правильность выделения основ из предыдущего задания.


Предметные:

  • расширение понятия о сказуемом,

  • учащиеся находят сказуемое, выраженное прилагательным, существительным и глаголом;

  • формирование умения работать с новой информацией о сказуемом.

Познавательные:

  • работа с информацией, представленной в письменном виде.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое  и диалогическое высказывание.

Регулятивные:

  • осуществление волевой  саморегуляции

Осознание и осмысление нового материала.      Первичное закрепление (4-5 мин.)


Учащиеся составляют кластер и записывают его в теоретическую тетрадь

Способы выражения сказуемого

Предметные:

  • умение использовать полученные знания о сказуемом на практике.

Познавательные:

  • структурирование знаний.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать диалог с партнером, работать в паре.

Регулятивные:

  •   самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, умение выбирать и систематизировать материал

Личностные: 

  • воспитание ответственности  за свои действия

Коммуникативные:

  • умение выстраивать диалогическое высказывание.

5. (2-3 минуты)

Физминутка Зимний лес Закрой глаза

Учащиеся смотрят презентацию, делают упражнения


6. Осознание и осмысление нового материала.      Закрепление

(5 - 6  минут)


-Учащимся раздаются «слепые» таблицы

Предложение

Вопрос к сказуемому

Чем выражено сказуемое?

Сказочник- это автор сказок.



Народные сказки о животных очень

поучительные.



Народная сказка учит

доброте, отзывчивости.



Герои сказок сражаются со

злыми силами.



Сказка-это произведение

устного народного

творчества.





-Объединитесь в пары, обменяйтесь таблицами, проверьте работу ученика.

(После на экран проецируется таблицы с ответами. Коллективное обсуждение)



Самостоятельная  работа с проверкой (задание для групп)


-Расположите предложения в нужном порядке так, чтобы получился текст. Как это делать, Что помнить? Озаглавьте его.

-Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, пропущенные буквы.

-Выделите грамматические основы, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

-Выполните синтаксический разбор выделенного предложения

1 группа

2 группа

3 группа

Наши предки декабрь называли «студень».

Сугробы всё выше, сне..глубже.

Л..дяной ветер гуляет в открытом поле, нос..тся меж голых бере.. и осин.


Воздух морозен и пуст.


Декабрь — ша..ка русской з..мы.

Со..нце встаёт раньше и ярче светит.

Февраль – сне..ный месяц. 

Все н..же со..це, все короче и темнее дни.

Самый

Он со..ечный, ветреный, снежный.

Этот месяц действительно студеный, морозный.


Январь-вершина зимы.

Воздух х..лодный и свежий. 

Вопросы по текстам

-Как вы озаглавили текст? (декабрь, январь, февраль)

-Какой общей темой объединены эти три текста


Ученики выделяют в тетради основы, задают вопросы к сказуемому. указывают, чем оно выражено.


Познавательные:

  • использование алгоритма по определению основы предложения..

Коммуникативные:

  • умение выстраивать монологическое  и диалогическое высказывание,

  • умение работать в группе        

Регулятивные:

  • осознание цели выполняемых действий;

планирование собственной вычислительной деятельности.

  • сознание ответственности за выполняемые действия;

  • осуществление самоконтроля и саморегуляции.

8.      Контроль знаний

(4-5 минут)

Коллективная работа. Кластер

А теперь вновь обратимся к нашему кластеру и заполним пустые ячейки. Что нового вы сегодня узнали о сказуемом?


Познавательные:

  • структурирование знаний;

  • рефлексия способов и условий действий..        

Регулятивные:

  • осознание цели выполняемых действий;

планирование собственной деятельности.

  • сознание ответственности за выполняемые действия;

осуществление самоконтроля и саморегуляции. 

9. Рефлексия      деятельности.

(1–2 минуты)


Продолжите высказывания на листочках Я не знал……Теперь я знаю….

Учащиеся оценивают свою работу на уроке

Личностные:

  • осуществление самоконтроля действий, осуществление самооценки

соотнесение  собственного опыта;

Коммуникативные:

  • умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

10. Запись д/з

(1-2 минуты)

Базовый уровень:

§53, упражнение №431

Повышенный уровень:

из стихотворений А.С. Пушкина выпишите предложения с разными видами сказуемого (по два на каждый способ)




11.  Итог урока

 (2-3минуты)

Услышим  скоро мы звонок.

  Пора  заканчивать урок.





































На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?

При самостоятельной формулировке цели главное - не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. (сл.17)

-Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

- Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения эмоциональной окраске? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?

Попробуем вместе сформулировать цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке

Дети предлагают цели:

- узнать, почему предложения делятся на предложения по интонации.

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Этап актуализации знаний часто включает целеполагание. (сл.12)

. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. (сл.13)

Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Если учащиеся начальных классов по ФГОС учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 5 классе учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.

– Чем будем заниматься на уроке, какие умения развивать

-Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?