Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Психологическая минутка. |
Притча (слайд 1) Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он ответит, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мёртвая?» Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках». -- Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Всё в твоих руках» и пусть эти слова будут девизом нашего урока. | |
Актуализация знаний |
-- Вы перешли к изучению одной из интересных тем алгебры 9 класса – «Числовые последовательности». Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем ещё одну математическую вершину, а какую вы узнаете позже. А теперь давайте проверим, готовы ли вы к восхождению. --Что называют последовательностью? --Как называют числа, образующие последовательность? | -- Функцию y=f(x),x N называют функцией натурального аргумента или числовой последовательностью. -- Членами последовательности. |
--Как можно задать последовательность? | Аналитически,с помощью формулы n-го члена Словестно, в устной форме Рекуррентно. |
--Какая формула называется рекуррентной? | --Формула, позволяющая вычислить n-й член последовательности, если известны её предыдущие члены |
Последовательности заданы формулами, назовите пропущенные члены последовательности (слайд2) 1; __; 9; __; 25. __; ;__; __; | 4, 16 -3, -5,-6 |
Назовите первые пять членов последовательности ( ), если + 4, (n=2, 3, 4…) | 3, 7, 11, 15, 19 |
На экране появляются несколько числовых последовательностей (слайд 3): --Предложенные числовые последовательности распределите на две группы, назовите их общий признак. | --В первой группе следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа -- Во второй группе следующий член последовательности получается при умножении предыдущего на число. |
--Сегодня мы остановимся на последовательностях первой группы. Такие последовательности назвали арифметической прогрессией.(слайд4) Тема нашего урока: «Определение арифметической прогрессии. Формула n – го члена арифметической прогрессии». (слайд ) | Записывают тему в тетрадь. |
Ознакомление с новым материалом. |
--Итак, давайте, вернёмся к последовательностям первой группы, назовите их общее свойство. Это число назвали разностью прогрессии и обозначают буквой d.(слайд5) Попробуйте сформулировать определение арифметической прогрессии. | -- В первой группе следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа. Записывают в тетрадь. Ученики формулируют. |
Арифметическая прогрессия – последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом. | |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. |
--Ребята, слово «Прогрессия» означает движение вперёд. Именно движение вперёд заставляло математиков разных времён совершать различные открытия. Свои математические открытия древние математики совершали в связи с необходимостью различных расчётов в строительстве, земледелии. Примером тому могут служить великие математики и астрономы Древнего Египта. На этом слайде(слайд6) мы видим как создавалась пирамида. Египетские пирамиды были построены благодаря не только упорному труду, но и математической мысли. Достижения египетских математиков непостижимы не только по своему совершенству, но и по точности математических расчётов. Математические правила нужные для земледелия, астрономии и строительных работ, египтяне записывали на стенах храмов или на папирусах.(слайд7) Один из таких папирусов сохранился до наших времён. Он был назван по имени владельца, приобретшего этот папирус в 1858г. Папирус Райнда, 19в. до нашей эры. На нём записана задача на арифметическую прогрессию: «Тебе сказано: раздели 10 мер хлеба на 10 человек, если разность между каждым человеком и следующим за ним составляет 1/8 меры». Но сегодня мы не сможем решить эту задачу, к ней мы вернёмся позже, когда изучим другие формулы, необходимые нам. | |
Формирование понятия разности арифметической прогрессии. |
Найти разность арифметической прогрессии (слайд8) 1;4;7;10;13… 1;3;5;7;9… 6;16;26;36;46… -13;-15;-17… 17;17;17… | |
Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией? (слайд 9) | Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и тоже число, то данная последовательность является арифметической прогрессией. |
Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией? (слайд 10) | Да нет |
Дан первый член прогрессии ( ) и разность d = 5. Назовите первые пять членов арифметической прогрессии.(слайд11) | 20,25,30,35,40 |
-- Всегда ли удобно пользоваться рекуррентной формулой для нахождения n –го члена арифметической прогрессии? | Не всегда |
--Когда нет? | Если нам необходимо найти, например, , то предварительно нужно найти предшествующие 99 членов последовательности |
Формула n –го члена арифметической прогрессии |
Перед учащимися ставится задача нахождения более удобного способа для нахождения n –го члена арифметической прогрессии. Для решения этой задачи приглашается один ученик, который самостоятельно выводит формулу n –го члена арифметической прогрессии. | Дано: ; d. Найти: … Учащиеся записывают в тетрадь |
Таким образом, получили формулу n –го члена арифметической прогрессии.(слайд 12) | |
Первичное осмысление и применение изученного. |
Задание 1.(слайд13) Устно, обратить внимание на оформление. -- ар. пр. d = 0,24 -- ? | = + 49d = 0,62 + 49*0,24=12,38 |
Задание №2 (слайд 14). Решаем вместе, 1 ученик у доски. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения? | -- ар. пр. d = 10 -- ? |
Задание № 3 Проводим подробный анализ данной задачи, но в классе не решаем, это д. з. В школе-новостройке учатся 400 учеников. Каждый год число учеников увеличивается на 20. Сколько учащихся будет в школе на 5 год обучения? Школа рассчитана на обучение 550 учащихся. Через сколько лет будет достигнута эта норма?(творческое, дополнительное) | |
Контроль. |
Ребята у вас на столах лежат карточки с заданиями, заполните пустые клетки.(см. приложение)(слайд15) | Ученики заполняют самостоятельно, проверка через проектор. |
Постановка д. з. |
Д. з. на карточке. | |
Подведение итогов урока. |
Теперь подведём итоги. Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, я хочу узнать, прав ли был мудрец «Всё в твоих руках»? | |
Что нового вы узнали на уроке? | |
Трудным ли для вас было покорение новой математической вершины? Я хочу узнать где вы находитесь – по-прежнему у подножия горы, на середине пути или на вершине, изобразите себя на листах. (слайд16) | |
В школе-новостройке учатся 400 учеников. Каждый год число учеников увеличивается на 20. Сколько учащихся будет в школе на 5 год обучения?