Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство простейшие, или одноклеточные животные»
(урок-викторина)
(7 класс)
Цели: познакомить учащихся с многообразием простейших; обобщить знания об их классификации; рассмотреть меры борьбы с паразитическими одноклеточными животными и профилактически заражения ими; выявить роль Protozoa в биоценозах и жизни человека.
Задачи:
обобщить полученные по теме знания;
обосновать взаимосвязь строения и жизнедеятельности простейших и среды их обитания;
распознавать на рисунках и уметь проводить примеры одноклеточных животных;
учиться применять полученные знания на практике;
продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой и навыка работы в группах.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: смотр знаний.
Оформление записей на доске: цели урока, домашние задание, таблицы.
Оборудование: учебник В.М. Константинова, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. 7 класс. Животные»; рабочая тетрадь; профессорская мантия, шапочка, микроскоп; таблицы с изображением простейших; распечатанные материалы для работы в группах.
Подготовительная работа.
Заранее подготовить костюм и выступление учащегося в роли А. Левенгука; класс делиться на группы, каждая получает задание придумать себе название, заготовить жетоны с эмблемой команды; каждая команда подбирает занимательные факты по строению и жизнедеятельности простейших; формируется состав жюри из старшеклассников и учителей биологии.
Структура урока:
Организационный момент – 1-2 мин.
Вводное слово учителя – 2 мин.
Выступление учащегося в роли А. Левенгука – 3 мин.
Сообщения учащихся – 8-9 мин.
Смотр знаний, состоящий из 4 конкурсов, -20 мин.
Подведение итогов урока, выявление «знатоков», выставление оценок -4 мин.
Объявление домашнего задания.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку
II. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, уважаемые ребята и гости и гости! Сегодня на уроке мы завершаем изучение живых организмов, относящихся к подцарству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это подцарство, обобщим знания о классификации Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека. Сегодня нас посетил необычный гость – Антуан Левенгука. Давайте послушаем его рассказ.
II. Выступление учащегося в роли А. Левенгука (см. Приложение 1).
Учитель. Скажите, ребята, а почему я пригласила именно этого человека? (Ответ: он первый сконструировал микроскоп)
- Да, действительно, благодаря этому любознательному голландцу людям открылся доселе неизвестный мир простейших организмов, недоступный для невооруженного глаза. А сегодня это подцарство находиться в стадии процветания. Подробнее о многообразии одноклеточных животных мы узнаем из сообщения вашего товарища.
IV. Выступление учащегося с сообщением «Многообразие простейших»
- Итак, убедившись в многообразии мира одноклеточных существ, не будем забывать об огромной роли этих животных в биоценозах и жизни человека.
Многие виды простейших ведут паразитический образ жизни и являются возбудителями опасных и тяжёлых заболеваний. О паразитических одноклеточных, профилактических мерах борьбы и значении Protozoa узнаем из сообщения.
V. Выступление учащегося с сообщением «Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические одноклеточные, меры борьбы с ними».
А. Левенгук. Из полученных на уроках по данной теме знаний и из этого выступления видно, насколько сложное строение имеют некоторые из так называемых «простейших», и простейшими мы их можем называть только в том смысле, что тело их состоит лишь из одной клетки.
VI. Смотр знаний.
Учитель. А сейчас, ребята, поработаем в группах. Вы разбились на 3 команды и придумали им название. За оригинальное название и эмблему наше уважаемое жюри (представление членов жюри) добавит вам дополнительные баллы. Смотр знаний будет состоять из 4 конкурсов, после каждого из них будут подводиться итоги.
Далее разъясняется порядок работы, регламент (см. приложение 2).
Задание конкурсов (см. приложения 3,4,5,6).
VII. Итог урока.
Выставление оценок (см. приложение 7).
Домашнее задание: § 10, вопросы; задания №1, 2 в рабочих тетрадях (для участников команды № 1); задания №3, 4 (для ребят из команды № 2); задания № 5, 6 (участникам команды № 3).
Приложения к уроку
Приложение 1
Перед закрытым занавесом прохаживается Левенгук, он в парике и профессорской шапочке, черной ниспадающей мантии. В руках держит микроскоп собственного изобретения.
Левенгук. Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да я тот самый купец из Голландии – Антуан Левенгук. Жил я очень давно в XVII веке. Родился в 1632 году в городе Делфте. Не бывали там? А жаль, очень красивый городок. Да…(задумывается.) Отец мой уж очень хотел, что бы я разбогател. Отправил учиться коммерции в Амстердам . Я родителей почитал, поэтому ослушаться не посмел: учёбу закончил, дело собственное открыл – лавку суконную. Тканями торговал, парусиной. Дела пошли в гору.
Так бы и жил как все обыватели, - потихоньку, полегоньку, да была у меня одна страсть – хобби, по-вашему. Нравилось мне стёкла увеличительные шлифовать, вы их линзами называете, в дощечки вставлять да через те стёкла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг всё интересно! Вот вы подумайте: капля воды дождевой из бочки – ну что, казалось бы, в ней такого? А вы на ту каплю через стекло увеличительное взгляните – кто в ней только не живёт! Думаете у вас под ногтями, кроме грязи, нет ничего? Ошибаетесь! Видимо – невидимо анималькулей – «зверюшек» (в переводе с латыни) – там обитает. И не все они безвредные, есть такие противные – только держись! Так что вы руки чаще мойте с мылом. Вреда от этого не будет, только польза одна. У меня даже ваш царь Петр I в гостях побывал. Правда, инкогнито. Очень он мне приглянулся – такой любознательный, всем интересовался, что я даже подарил ему один. Говорят, до сих пор микроскоп этот цел и храниться в Кунсткамере (Петербурге).
Да и капля крови в микроскопе занятно выглядит, и лист дерева, и крылышко мушиное. Но любопытнее всего за обычной каплей лужи наблюдать. Кишит она анималькулями – и жизнь у них своя, особая. Хотите посмотреть? Ну смотрите и слушайте…
Левенгук уходит.
Приложение 2
Порядок проведения конкурсов и их оценка
Название конкурса | Задание | Максимальная оценка |
«Решите задачу» | Каждой команде предлагается решить по две задачи, разыгранных в ходе лотереи (условия задач см. Приложение 3) | 5 баллов |
«Узнайте объект» | Командам предлагается вытянуть карточку с изображением одноклеточного животного, назвать его и дать характеристику | 1 балл |
«Самое, самое, самый…»(готовиться заранее) | Каждая группа рассказывает по 2-3 занимательных факта о жизни простейших организмов (см. Приложение 4) | 3 балла |
«Решите ребус» | Команды решают ребусы, подготовленные учителями (см. Приложение 5) | 4 балла |
Приложение 3
Конкурс «Решите задачу»
Одноклеточные развиваются очень быстро: численность амеб и жгутиконосцев может достигать 106 особей в 1 г. влажной почвы, инфузорий – до 10 особей в 1 г. лесной почвы. Как ни малы размеры этих животных, их общая биомасса может быть значительна и достигать 10 г на 1
. Подсчитайте общую биомассу почвенных одноклеточных животных на 1 га почвы.
Известно, что простейшие широко распространены в почве и в воде, однако в кипячёной воде они погибают. Почему?
Водоём, населённый простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили водоём, и в нём снова появились простейшие. Объясните это явление.
Учёным давно известно, что концентрация растворённых веществ в теле пресноводных простейших больше, чем в воде. Вода непрерывно накапливается в клетке, её избыток выводится вместе с продуктами обмена через сократительную вакуоль. Что произойдёт с организмом, если выведение по какой-то причине будет остановлено?
Инфузория-туфелька плавала с большой скоростью. За 1 секунду она проплывала путь, в 8-10 раз превышающий длину её тела. Медленнее плавают эвглены. Амёбы ползают по дну или парят в воде значительно медленнее эвглен. Объясните это явление.
В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория – балантидий. В отличие от туфельки у неё нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Почему?
Приложение № 4.
Конкурс «Самая, самое, самый…»
Самые большие из когда-либо существовавших одноклеточных организмов – морские корненожки фораминиферы, относящиеся к роду нуммулитов. Известные раковины этих простейших, живших более 70 млн. лет назад, достигали в диаметре 22 см.
Самый быстрый из простейших считается представитель жгутиковых монас-стигматик. Этот одноклеточный организм может за 1 секунду преодолеть расстояние, в 40 раз превышающее длину его тела.
Самые плодовитые среди простейших – глаукомы, размножающиеся прямым делением надвое каждые 3 часа. В течение суток от одной материнской клетки образуется более 500 дочерних, составляющих 6 поколений.
Самым первым русским человеком, познакомившимся с простейшими, вероятно, был Пётр I. Во время своей поездки по Голландии, находясь в городе Дельфте, он пригласил первооткрывателя простейших Антуана Левенгука на свой корабль. Учёный продемонстрировал царю микроскоп и увиденных с его помощью «анималькулей».
Самое распространённое заболевание в мире, вызываемое простейшими, - малярия, или болотная лихорадка, она приносит огромный экологический и физический ущерб всему человечеству. Ежегодно малярией заражаются более 200 мил. человек, и только в Африке более миллиона умирают от этой болезни.
Приложение 5.
Этот ребус об одном из признаков простейших.
Этот ребус расскажет о значении простейших в природе.
Из этого ребуса вы узнаете об особенностях строения простейших.
Приложение 6.
№ п/п | Команды Конкурсы | Команда № 1 | Команда № 2 | Команда № 3 | Примечание (штраф, дополнительные баллы) |
1 | Конкурс «Решите задачу» (максимум 2 балла) | | | | |
2 | Конкурс «Узнайте объект» ( максимум 1 балл) | | | | |
3 | Конкурс «Решите ребус» (максимум 4 балла) | | | | |
4 | Конкурс «Самый, самое, самые» (максимум 3 балла) | | | | |
| ИТОГО: | | | | |