Урок-викторина по русскому языку для обучающихся с ОВЗ
«Русский язык-друг мой!»
Цели и задачи:
Учебные:
Развивающие:
Развитие мыслительных процессов, творческого исполнения.
Воспитательные:
Развитие и совершенствование таких качеств личности, как внимательность, организованность, самостоятельность, целеустремленность, коллективизм.
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Оформление:
- плакаты и высказывания о русском языке.
- карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, учителя, гости нашего праздника! Сегодня у нас в колледже проходит викторина по русскому языку, которая так и называется «Русский язык-друг мой!». Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот, кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь успеха.
Стихотворение «Ода русскому языку» (Читает ученик наизусть)
Русский язык нам всем понятен.
Красив, величествен и ясен.
На нём мы мысли выражаем
И говорим, и пишем, и читаем.
В нём есть и птичьи голоса,
Любви и счастья чудеса.
Дремучие леса, бескрайние поля
И краски осени, и свежесть января.
На свете нет другого, такого нам родного.
Ты благороден, ты велик,
Любимый русский наш язык!
Тебя пусть славят все на свете,
Потомки наши, внуки, дети.
И знаем мы тебя, и чтим,
И если надо защитим!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Мы начинаем работать с хорошим настроением. Сегодня мы будем соревноваться в знаниях. Займемся повторением темы «Предложения». Но какие предложения? У этих предложений есть изюминка, отличающая их от множества других.
Есть притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь или предложение. Один сказал: «Еду в деревню», второй ответил: «Езжай». Ребята, подумайте в чем изюминка этих предложений?
(Это односоставные предложения). Итак, тема нашего урока «Односоставные предложения».
Конкурс «Путаница»
На этих карточках «перепутались» данные, верните все на свои места.
Безличное предложение | Главный член -сказуемое | Весна! |
Определенно-личное предложение | Главный член-подлежащее | Тебе звонили. |
Неопределенно-личное предложение | Главный член-сказуемое | Светает. |
Назывное предложение | Главный член-сказуемое | Встаю рано каждый день. |
Конкурс «Плюс! Минус!»
Команды отвечают на вопросы по очереди.
1. Назывные предложения- это односоставные предложения. +
2. Безличные глаголы изменяются по лицам и числам. –
3. Определенно-личные предложения- это односоставные предложения. +
4. Это предложение с одним главным членом, совпадающим по выражению с подлежащим. –
5. Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения. +
6. Безличное предложение –односоставное. +
7. В безличных предложениях можно восстановить подлежащее. –
8.Назывные предложения могут быть распространенными. +
9.Назывные предложения не могут быть распространенными. –
10. Неопределенно-личные предложения- это двусоставные предложения. –
11.В них можно восстановить подлежащее. +
12. В них можно вводить подлежащее-местоимение 1,2 лица. -
Конкурс «Рецепт»
Послушайте внимательно текст.
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
- В каком классе ты учишься, "молодой человек"?
- В седьмом "Бы".
- "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
- Жутко дружно, жутко весело.
- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?
- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Порядок... В пух и прах хвалит... да болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет, вылечиться ты сможешь только сам.
Врач даёт рецепт- учебник грамматики русского языка.
Задание.
Дайте рецепт этому ученику, используя односоставные предложения.
Конкурс «Поэтическая страничка»
У вас на карточках записаны стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.
Карточка№1
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Карточка№2
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Карточка №3
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
(Ответы: 1)определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)
Конкурс "Тип предложения"
Задание. Найти односоставные предложения и указать тип предложений.
Текст 1
Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы – удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.
Текст 2
Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет? (Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».)
Текст 3
Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!
Конкурс "Пословицы и поговорки"
Дополните пословицы и поговорки. К какому типу односоставных предложений они относятся?
1. Без труда не… и рыбку из пруда.
2. Тише…..- дальше….
3. Не … «гоп», пока не … .
4.Бездонную бочку водой не …
5……- и саночки возить.
Слова для справок:(Вынешь; едешь, будешь; говори, перепрыгнешь; наполнишь; любишь кататься,
люби.)
Конкурс "Угадай!"
Учитель читает предложение, учащиеся определяют тип предложения.
Люблю грозу в начале мая.
Осенний скучный день.
В воде кишат крошечные рачки.
Мои стихи дарю забвенью.
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.
Закон природы.
Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.
На берегу громко пели.
Под ногами у меня приятно поскрипывало.
Итог.
На этом наша игра закончилась. Наши знания пополнились и настроение у всех отличное.
В конце урока подводятся итоги, определяется победитель, подсчитываются баллы участников.
Рефлексия
В самом конце урока обучающиеся делятся своими впечатлениями об уроке.
Список литературы:
Е.К. Мережинская, А.Ю. Гуревич, С. А. Зарицкий. Занимательная грамматика.- Киев: Радянська школа, 1964.