Урок внеклассного чтения в 8 классе
«Нам бы про душу не забыть…»
(По рассказам В.М.Шукшина)
Подготовила: Иванищева Г.М., учитель 1 категории МОУ СОШ д.Красотыновка
Тема урока: «Нам бы про душу не забыть…» (Анализ рассказов «Мастер», «Крепкий мужик»)
Цели урока:
способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя;
выявить основные проблемы, поставленные автором рассказов;
развивать монологическую речь учащихся;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умения выбирать дорогу в жизни.
Оборудование: портрет писателя; книжная выставка произведений писателя. Презентации в Power Point о биографии В. М. Шукшина.
Нам бы про душу не забыть…
Нам бы немножко добрее быть…
Мы один раз, так уж случилось,
живём на Земле. Ну так и будем
повнимательнее друг к другу, подобрее…
В.Шукшин
Ход урока:
Оргмомент
Сообщение темы и целей урока
1.Всупительное слово учителя: Василий Макарович Шукшин – писатель, актёр, режиссёр…
Сегодня наша первая встреча с этим человеком. Разговор пойдёт о его творчестве. Наша задача – постараться понять, о чём мечтал, к чему призывал и что было главным в жизни этого человека.
Чтец: Разметалось село в предгорьях;
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя,
Стародавнее это село.
Край сибирский,
Пейзаж неброский,
Бьёт о берег Катуни волна,
Знает каждый в России, что
Это Родина Шукшина.
2. Сообщение ученика о жизни В.Шукшина.
3.Учитель: Фамилия Шукшина происходит от слова «шукша» - что значит волокна, остающиеся от трепания и чесания льна. Мальчику было 3 года, когда отец его, Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. И остались мать с Василием и малюткой-дочкой Наташей. Мальчику пришлось работать в колхозе с 6 лет. А в 1942 году (военное лихое детство) пришла в семью беда: корова Райка забрела на чужой двор, пристроилась к стогу сена, и кто-то проколол ей брюхо вилами. Погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переезжает в город.
«Город напугал меня. Очень много людей, все куда-то спешат. И никто друг друга не знает. Увидел большую каланчу – решил стать пожарником, потом захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а ещё шофёром, чтобы проехать по мосту. А когда побывал на вокзале, решил стать жуликом. Мне показалось, что в таком скопище людей при таком обилии всякого добра легче своровать арбуз, чем у нас в селе».
Далеко не каждому писателю при жизни достаётся такая слава, всенародная известность, как была у Шукшина. Конечно, имела значение его работа в кино. Но ведь и эта работа складывалась в единое целое с прозой писателя – в цельную картину русской жизни. Шолохов сказал о Василии Шукшине: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах наших людей…»
Учёба во Всесоюзном гос. институте кинематографии послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем- мастером ярких, коротких, интересных рассказов. Страна узнала себя в его рассказах и полюбила. Во всех историях проглядывает человеческая душа с её повседневными заботами, тревогами, печалями, радостями. В рассказах «Мастер» и «Крепкий мужик», к которым мы обратимся сегодня на уроке, изображены люди, в чьих душах по-разному преломляются понятия добра, справедливости, истинных ценностей.
АНАЛИЗ РАССКАЗА «МАСТЕР»
Зачитаем портрет героя. Почему мастера зовут просто Сёмка? Не по имени-отчеству, хотя ему лет немало?
Как относились к нему люди? Как отзывались о его мастерстве?
Что однажды его заинтересовало? (Зачитать описание церкви)
Учитель: Вы знаете, что храмы на Руси были раньше в каждом городе, большом селе. Когда человек шёл в храм? Крестить детей, венчаться, отпевать умерших, о чём-то просить, каяться в грехах, по большим праздникам, по воскресным дням. Шли люди, как на праздник, нарядившись во всё лучшее – шли за очищением души.
Что задумал сделать мастер? (Прочитать, что он говорит о церкви)
Зачем Сёмка хочет восстановить церковь?
К кому он обращается за помощью, и получает ли он эту помощью?
(Для Шукшина принципиально важно, что герой идет именно к этим людям – священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них поддержки. Ведь все они – своего рода духовные наставники народа. Они оказываются не в состоянии спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ведь вы пренебрежении находится храм. А храм – это душа народа, опора его нравственности. )
Учитель обобщает: Сёмка делает всё умело, красиво, добротно, на века, с душой, старается для блага людей, хочет принести им радость. Он – творец, созидатель, создаёт красоту своими руками. И душа его чиста и прекрасна.
IY. АНАЛИЗ РАССКАЗА «КРЕПКИЙ МУЖИК»
С чего начинается рассказ? Кто является здесь главным героем, что он задумал?
Каким образом он осуществляет задуманное? (Прочитать )
Что значила церковь для жителей села? (Прочитать отрывок)
Как отнеслись к поступку Шурыгина односельчане, мать и жена?
Для чего герой рассказа разрушает церковь?
Что вы можете сказать об описании разрушения церкви? (Учитель читает момент сноса церкви)
Что вы можете сказать о герое рассказа?
А что вы можете сказать о сегодняшнем времени, что происходит с церквями, храмами?
(обратиться к местным соборам: г.Ельца, Липецка, с.Долгоруково)
Итог урока: Что вы можете сказать о героях рассказов В.Шукшина, в чём разница и чем похожи Шурыгин и Сёмка?
Обобщение учителем: Нет с нами писателя, актёра, режиссёра Василия Шукшина. Но остались с нами его книги, фильмы. И каждый рассказ заставляет задуматься, правильно ли мы поступаем, что с нами происходит? Обратимся к эпиграфу урока – словам писателя. Как созвучны они со строками прекрасного русского поэта, современника Шукшина, Николая Рубцова:
До конца, до самого креста
Пусть душа останется чиста.
Все книги Василия Макаровича – история души русского человека. «А душе, - утверждал писатель, - нужны моменты взлёта, радости, освобождения – праздник нужен, чтоб звенел, слышался её чистый голос, как колокол».
Составляя в 1974 году книгу рассказов и повестей, Шукшин написал обращение к читателю – и не только тогдашнему: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами – стоит ли отдавать его за некий трескучий, так называемый «городской язык», коим владеют всё те же ловкие люди, что и жить как будто умеют, и насквозь фальшивый? Уверую, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверные тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Думайте, решайте, как жить, какой выбрать путь – строителя, созидателя или разрушителя.
YI. Выставление оценок за урок
YII. Домашнее задание: написать отзыв о прочитанной книге (по одному из рассказов В.Шукшина)