СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения.Рассказы Л.Н.Толстого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет формированию интереса к чтению рассказов Л..Н. Толстого,воспитанию в детях добрых чувств, способность видеть преимущества добра над злом.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения.Рассказы Л.Н.Толстого.»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗО ВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 108 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Внеклассное чтение.

Рассказы Л.Н. Толстого .





Составила и провела

учитель начальных классов

Зогот Юлия Александровна



Внеклассное чтение. Рассказы Л.Н. Толстого



Цели урока:

1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст.

2. Закрепить знание рассказов Л.Н. Толстого.

3. Развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

2. Постановка целей

- Отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

Но приятно и нескучно,

Чтобы с нею подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

- По какой первой книге учатся читать первоклассники? (По азбуке.)

— Как называлась ваша первая азбука? Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и узнавали мир ваши прабабушки и прадедушки. Познакомимся с некоторыми фактами из биографии Л. Н. Толстого (слайд 2), а также его рассказами о детях. Обменяемся мнениями о значении этих рассказов для каждого из вас.

3. Работа над темой урока

Рассказ учителя (сопровождается показом слайдов 3-8)

Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы. С 10—12 лет дети начинали работать наравне со взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.

Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обращались к местному дьяку или попу (это служители церкви).

И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам учить их будет. В назначенный день ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, когда он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил - и вся робость прошла.

Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне.

Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал.

Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому.

Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизнь бедноты.

Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам.

Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало.

И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Николаевич нашел время и для детских учебных книг.

Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения» (слайд 9)

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

4. Работа с выставкой книг Л.Н. Толстого (слайд 10-11)

-Рассмотрите книги на выставке. Сделайте вывод о чём они и для кого предназначены. (слайд 12)

5.Коллективное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». ( слайд 13-15)

( слайд 16)Какова главная мысль рассказа? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.)

- Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за проступок. Но Ване самому было стыдно.)

- Можно ли этот рассказ назвать былью? (Быль — это то, что было.)

- Чему учат детей эти были? (Быть добрым, честным, трудолюбивым, не бросать в беде друзей.) ( слайд 17)

- Что такое басня? Чем она отличается от рассказа, были? (В басне есть какое-то поучение, вывод.)

— Прочитайте, какое поучение, мораль есть в баснях «Два товарища», «Отец и сыновья». ( слайд 18-19)(«... Плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».«... Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — всякий вас легко погубит».)

— Какие сказки Л.Н. Толстого вы читали? ( слайд 20-21)) ( «Три медведя», «Липунюшка», «Тетерев и лиса», «Как мужик гусей делил».)

— В каких рассказах Толстого вы узнали о чем-нибудь новом, о чем раньше не знали? ( слайд 22) («Как волки учат своих детей», «Как ходят деревья», «Черепаха», «Акула», «Прыжок».)

— Как вы думаете, интересно детям было учиться по таким учебникам? Легко ли они читаются? (Да, легко. Там простые слова и предложения. Узнаешь, как жили раньше дети. Эти рассказы умные, они учат детей быть добрыми, честными, дружить.)

5. Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.


6. Представление книг детьми.

- Дома вы делали обложки и иллюстрации к прочитанным рассказам. Сейчас я попрошу выйти и кратко рассказать о том, что вы прочитали и чему учит нас каждый рассказ.

ИТОГ: Молодцы! Вы прочитали много книг, сделали правильные выводы.

- Чему же учат детей рассказы Толстого? ( дружбе, взаимовыручке и т.д.)

7. Викторина. ( ответ появляется по щелчку)(слайд 23-27)

- А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину и посмотрим, на сколько внимательны вы были, читая рассказы Л.Н. Толстого.

1) В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» (Лгун)

2) В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак? (Котёнок)

3) Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. (Филипок)

4) В каком рассказе маленький мальчик делал лоханку для своих родителей? (Старый дед и внучек)

5) В каком рассказе девочка Маша развела костёр в сенях? (Пожар)

ИТОГ: - Я вижу, что вы читали эти тексты, правильно ответили на все вопросы

8. Итог урока.

- Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н. Толстой?

- Чему же учат нас произведения Толстого?

( слайд 28)

9.Домашнее задание

Подготовиться к следующему уроку внеклассного чтения «Рассказы о животных». Нарисовать обложки понравившихся произведений или иллюстрации.

10.Рефлексия.

Сегодня я узнал….

Теперь я умею….

Мне было интересно…

У меня вызвало трудности….